Королева Элизабет и её свита

Наука и ТехникаОбщество

Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания

Каторин Юрий

Английский авианосец «Куин Элизабет» в достройке

Во второй половине 1990-х годов ВМС Великобритании включали три легких авианосца типа «Инвинсибл» («Инвинсибл» R05, «Илластриес» R06 и «Арк Ройял» R07), построенные в 1980–1985 годах. Это были наиболее крупные корабли английского флота. В конце 1980-х – начале 1990-х годов они подвергались модернизации, в ходе которой совершенствовалось оборудование полетной палубы, устанавливались современные зенитно-ракетные и зенитно-артиллерийские комплексы. Однако 28 августа 2014 года последний из них, «Илластриес» R06, был списан.

Впрочем, совсем без авианесущих кораблей страна не осталась. Великобритания является единственным в мире государством, в составе флота которого находится специализированный учебный авианосец. В 1987 году английским ВМС был передан учебный авианесущий корабль «Аргус» (HMS «Argus»), переоборудованный из контейнеровоза «Котендер Безант» («Kotender Besant») итальянской постройки 1981 года. С началом Фолклендского конфликта этот контейнеровоз был временно зафрахтован министерством обороны Великобритании, судно совершило два рейса в Южную Атлантику и доставило в район боевых действий девять вертолетов «Чинук» и четыре самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) «Харриер». После окончания военных действий контейнеровоз вернули владельцу – компании «Си контейнерз», но в начале 1984 года ВМС приняли решение выкупить судно за 13 млн фунтов стерлингов и переоборудовать его в учебный авианосец.

Учебный авианосец «Аргус»
Боковая проекция учебного авианосца «Аргус»

Реконструкция проходила с 1984-го по июнь 1988 года в Белфасте на верфи фирмы «Харланд энд Вульф». Ее стоимость составила 50 млн фунтов стерлингов. По своей архитектуре, отличающейся развитой носовой надстройкой и отсутствием сплошной по всей длине корабля полетной палубы, «Аргус» весьма сильно напоминает крейсер-вертолетоносец. Однако по своему назначению, а также в связи с отсутствием у него ударного ракетно-артиллерийского вооружения он ближе к легким авианосцам, правда, необычной архитектуры. Командование английских ВМС полагает, что корабль по своим характеристикам может успешно решать широкий круг задач, в том числе: служить учебной плавбазой для подготовки летно-технического состава морской авиации, участвовать в десантных операциях, принимать на борт морских пехотинцев и др.

При реконструкции в кормовой части корабля была оборудована полетная палуба длиной 113,5 м, под которой размещен ангар, вмещающий 8 самолетов и 3 вертолета. В носовой части корабля по его правому борту и в кормовой по левому борту имеются самолетоподъемники. Носовая надстройка в процессе работ была значительно расширена для размещения оперативного поста, поста связи, стартового командного пункта (для управления полетами авиации), помещения для предполетной подготовки, хранилища зенитных боеприпасов, а также оборудования жилых помещений для возросшего экипажа. Вместо двух труб, расположенных побортно, была сделана одна на правом борту в небольшой надстройке, передвинутой ближе к середине корпуса. В движение корабль приводят 2 дизеля по 11700 л.с. Запасы авиационного топлива составляют 1000 м3. При переоборудовании была значительно увеличена мощность источников электропитания, корабль оснащен успокоителями качки, системой передачи топлива на ходу и др.

Водоизмещение – 28480 т, длина – 175 м, ширина – 30,5 м, осадка – 8,1 м, экипаж – 401 чел. (137 авиационная группа), скорость – 19 узлов, запас хода – 20 тыс. миль. Вооружение: четыре 30-мм зенитных установки, до 18 самолетов и вертолетов. Обычно на нем базируется 6 вертолетов «Си Кинг», однако возможно применение учебного авианосца в качестве легкого ударного авианесущего корабля. В этом случае на нем могут разместиться до 12 СВВП «Харриер».

«Аргус» в море, фото 2000 г.

Впрочем, опыта применения корабля в этом качестве нет: в 1991 году в ходе войны в Персидском заливе «Argus» выполнял роль госпитального и ремонтного судна, а во время операций в Боснии действовал как десантный корабль-вертолетоносец. Таким образом, в «одном флаконе» мы имеем: учебный авианесущий корабль, медицинское судно, десантный корабль и авиатранспорт. Отнести «Аргус» к определенному типу сложно, поэтому, базируясь на основной классификации, его, по большому счету, следует считать учебным кораблем. Ожидалось, что «Argus» уйдет со службы в 2024 году. Однако в 2022 году министр оборонных закупок указал, что срок его службы будет продлен до 2030-го. Предполагается, что его функции будут переданы новым многоцелевым кораблям.

После окончания холодной войны в Европе и Азии вдруг стало очень популярным строительство авианесущих десантных кораблей. Сначала в массовом порядке пошли десантные вертолетоносцы корабли-доки (ДВКД). А за ними стали строиться и универсальные десантные корабли (УДК), хотя часто и под другими названиями. При этом европейские десантные корабли гораздо меньше американских «коллег»: европейские УДК примерно равны по размерам американским ДВКД, а европейские ДВКД чуть ли не вдвое меньше (по водоизмещению) своих американских «братьев по классу».

Дело в том, что нынешние европейские концепции, в отличие от американских, никакого штурма берега не предусматривают. Европа собирается проводить разного рода «миротворческие операции», в которых их противниками будут иррегулярные формирования, не имеющие ни флота, ни авиации, ни даже нормальных сухопутных войск. Соответственно, европейские УДК представляют собой своеобразные плавучие базы морской пехоты, где действующие на берегу силы получают расходные материалы для ведения боевых действий, а также могут подлечиться и отдохнуть. Заодно УДК становятся плавучими пунктами управления операциями, проводящимися на берегу. Собственное оборонительное вооружение этих кораблей является чисто символическим, эскорт им тоже ни к чему, ведь противник не способен их достать. Тем не менее некоторые УДК могут выполнять функции легких авианосцев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вакуумный корабль Вакуумный корабль

Отличным грузовым транспортом могут стать дирижабли, наполненные вакуумом

ТехИнсайдер
Давайте без сюрпризов: как найти скрытые недостатки авто с пробегом Давайте без сюрпризов: как найти скрытые недостатки авто с пробегом

На что обратить внимание при тест-драйве, чтобы распознать скрытые неисправности

Maxim
Два против четырех Два против четырех

Двигатели авиалайнеров и дебаты об их количестве

Наука и Техника
Терпение и труд… Все, я устал: четыре урока концентрации от гениев, вдохновивших весь мир Терпение и труд… Все, я устал: четыре урока концентрации от гениев, вдохновивших весь мир

Как побороть прокрастинацию: учимся у Толстого, Эйнштейна и Франклина

Правила жизни
Лучше, чем жизнь Лучше, чем жизнь

Традиционно самыми ресурсоемкими считались спецэффекты для кино

Популярная механика
Нужно ли в квартире ставить розетки с заземлением? Нужно ли в квартире ставить розетки с заземлением?

Можно ли пользоваться по старинке розетками без заземления?

CHIP
Когда ушла Европа Когда ушла Европа

Максим Церулев о том, что ждет индустрию ЦОДов в новой ситуации

Цифровой океан
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Достоверные чудеса прогресса

Наука и жизнь
Секреты успешной защиты патентных прав Секреты успешной защиты патентных прав

Какие бывают объекты патентования и в чем отличия между ними

Наука и Техника
Михаил Тройник: «Это физически было невозможно, но ты должен был что-то придумать» Михаил Тройник: «Это физически было невозможно, но ты должен был что-то придумать»

Каждый дубль я честно подтягивался, старался, выкладывался по максимуму

Коллекция. Караван историй
Химики увидели в метеоритном веществе аминокислоты и другие строительные блоки жизни Химики увидели в метеоритном веществе аминокислоты и другие строительные блоки жизни

Ученые проанализировали состав метеорита Винчкомб и нашли в нем соединения азота

ТехИнсайдер
Совсем большой Совсем большой

Петербург наконец принял Николая Цискаридзе как родного

Собака.ru
Я — сноб: художник Андрей Волков Я — сноб: художник Андрей Волков

Художник Андрей Волков — о практике беспредметного искусства

СНОБ
Мы долгая битва друг с другом Мы долгая битва друг с другом

Сериал «Эхо»: от традиционных супергероев к коренным

Weekend
Как развивалось протезирование Как развивалось протезирование

От протезов из дерева и телячьей кожи до современных биомеханических моделей

Наука и Техника
Модернизатор империи Модернизатор империи

Сергей Витте был центральной политической фигурой предреволюционной эпохи

Дилетант
Отказ от посещения поминок: в каких случаях это уместно — мнение россиян и доулы смерти Отказ от посещения поминок: в каких случаях это уместно — мнение россиян и доулы смерти

Насколько корректно отстаивать личные границы в ситуации утраты

Psychologies
Переосмысление ИИ: ученые выявили экономические ограничения автоматизации рабочих мест Переосмысление ИИ: ученые выявили экономические ограничения автоматизации рабочих мест

Неужели ИИ отнимет наши рабочие места? Обоснована ли эта тревога?

ТехИнсайдер
5 цитат Оливера Сакса, которые раскроют пользу музыки 5 цитат Оливера Сакса, которые раскроют пользу музыки

Оливер Сакс исследует силу музыкального воздействия на музыкантов пациентов

Psychologies
ТОП-5 самых высоких деревьев планеты ТОП-5 самых высоких деревьев планеты

Как деревья могут быть выше Ниагарского водопада и Статуи Свободы?

ТехИнсайдер
12 кинофильмов, которые должен посмотреть каждый 12 кинофильмов, которые должен посмотреть каждый

Фильмы, которые должны случиться с вами хотя бы раз

Maxim
Правила жизни Аркадия Райкина Правила жизни Аркадия Райкина

Артист эстрады, сатирик, умер 17 декабря 1987 года в возрасте 76 лет в Москве

Правила жизни
Блеск и роскошь далеких эпох Блеск и роскошь далеких эпох

Драгоценности в древности были в первую очередь знаком общественного статуса

Зеркало Мира
Новые рубежи российского агроэкспорта Новые рубежи российского агроэкспорта

Стоимостной объем отгруженного за рубеж продовольствия превысит $45 млрд

Агроинвестор
Кармен Мола: «Цыганская невеста». Расследование инспектора Элены Бланко Кармен Мола: «Цыганская невеста». Расследование инспектора Элены Бланко

Отрывок из детектива Кармен Молы о расследовании убийств в Мадриде

СНОБ
Приключения Робота в мире животных Приключения Робота в мире животных

«Мечты Робота»: веселая и печальная история о борьбе с одиночеством

Weekend
Борьба, тюрьма, 8 Марта: какой была жизнь Клары Цеткин Борьба, тюрьма, 8 Марта: какой была жизнь Клары Цеткин

Стереотипный образ Клары Цеткин — седовласая партийная функционерка

Forbes
Научный ответ на церковный вопрос: почему крещенская вода долго не портится? Научный ответ на церковный вопрос: почему крещенская вода долго не портится?

Как объяснить факт, что крещенская вода не тухнет и не “цветет”?

ТехИнсайдер
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен

Сабиха Гёкчен связала свою жизнь с авиацией и стала первой военной летчицей

Forbes
Плачь по мне: 10 лучших песен Джастина Тимберлейка Плачь по мне: 10 лучших песен Джастина Тимберлейка

Вспоминаем знаковые треки в карьере Джастина Тимберлейка

Правила жизни
Открыть в приложении