Тигран Великий: взлет и падение империи между двух морей

После заката великих эллинистических империй, созданных полководцами Александра Македонского, на авансцену истории в начале I века до нашей эры выступил новый претендент на господство на Ближнем Востоке. Его звали Тигран II, и он возглавлял небольшое армянское государство. Сходным образом и Александр в начале своего правления располагал только ресурсами маленькой Македонии. В остальном стартовые условия двух древних завоевателей сильно различаются: Тигран начал свою карьеру заложником в чужом краю. Несмотря на это, он одолел парфян, разгромил огромное Сирийское царство и создал, пусть ненадолго, собственную империю, раскинувшуюся от Средиземного моря до Каспийского и от Иудеи до Кавказа. Что вообще мы знаем об этом полководце и правителе, не побоявшемся бросить вызов самому Риму? Naked Science проводит расследование.
В 95 году до нашей эры на престол государства Великая Армения взошел четвертый царь династии Арташесидов Тигран II. Правда, сделал он это, как бы мы сейчас сказали, в удаленном формате. Дело в том, что в конце II века до нашей эры армянский царь Артавазд I, старший сын основателя династии, продолжая завоевательную политику своего отца, столкнулся с могущественным Парфянским царством (на территории современного Ирана). Хотя некоторые историки полагают, что завоеваниями занимались как раз парфяне. Здесь сложно сказать, кто прав, потому что оба государства в тот момент развивались (в первую очередь — за счет войн), а о непростом состоянии исторических источников по этому периоду мы поговорим ниже.
Сколько стоит царская свобода
Как бы то ни было, парфянский царь Митридат II около 120 года до нашей эры нанес армянскому царю Артавазду сокрушительное поражение. А чтобы исключить дальнейшие конфликты со столь воинственным соседом, взял в заложники сына его младшего брата. В 115 году до нашей эры Артавазд умер, не оставив прямых наследников. И трон принял его брат, о котором мы вообще практически ничего не знаем, кроме имени его самого (Тигран I) и ближайших родственников. То есть теперь в заложниках в Парфии находился уже не племянник, а сын царя — будущий Тигран Великий.

Существует гипотеза, что на армянский престол Тиграна II возвел Митридат II, который был очень заинтересован в династическом браке между одной из своих дочерей и бывшим пленником. Может быть, план такой у Митридата и был, но в реальности вышло совсем иначе. Став царем, Тигран просто откупился, отдав парфянам, по словам Страбона, «70 долин в Армении».
Отвлечемся ненадолго от истории начинающего правителя и поговорим о том, откуда мы вообще берем информацию о той эпохе. Необходимо сразу отметить, что все, что нам известно о Тигране Великом, взято из римских источников. Авторы некоторых из них настроены откровенно негативно по отношению к царю Великой Армении (например, Аппиан или Плутарх) — как мы покажем дальше, причин любить его у римлян не было. Средневековый армянский историк Мовсес Хоренаци вообще использует в основном один источник — труды римско-иудейского историка Иосифа Флавия. Причем слегка модифицирует их в процессе пересказа. Все это мы будем учитывать, но сейчас вернемся в I век до нашей эры.
Надо сказать, что карта Передней Азии и Закавказья того периода выглядит пестро. Царь Парфии, забрав у Тиграна выкуп и отпустив его с миром, занялся остатками государства Селевкидов (Сирийского царства). Понтийское царство (основная его часть лежала в Малой Азии) все ближе подходило к войне с Римской республикой. В Киликии (часть Малой Азии), формально находящейся под контролем Рима, бушевала пиратская вольница. Сам Рим стоял на пороге гражданской войны.

А долины-то придется вернуть
Такова была обстановка к тому моменту, когда Тигран, четвертый из Арташесидов, стал завоевывать свою империю. И начал он именно с тех земель, которыми откупился от парфянского царя. В 94 году до нашей эры он заключил военно-политический союз с могущественным понтийским правителем Митридатом VI Евпатором, взяв в жены его дочь Клеопатру. С таким союзником (от которого ему требовалась даже не помощь, а просто невмешательство) Тигран в 91–85 годах до нашей эры разгромил парфян в нескольких битвах. Помимо возвращения тех самых 70 армянских долин, он захватил территории современных Восточной Сирии и Северного Ирака. Также по мирному договору он получил титул «царя царей».
А дальше источники сильно путаются в показаниях. Дело в том, что римских историков не очень интересовало то, как именно подчинял себе земли Тигран II. Великая Армения появляется в античных источниках тогда, когда это уже крупнейшее государство Ближнего Востока, и столкновение ее с Римом неизбежно.
Армянское царство Тиграна превратилось в великую державу после его победы над Парфией в 85 году до нашей эры и присоединения Сирии и Финикии (83 год до нашей эры). Как точно происходило это присоединение, нам не известно. Большинство источников сходится на том, что Тигран завоевал эти земли. Но при этом римский историк Гней Помпей Трог рассказывает, что сирийцы сами призвали Тиграна и добровольно признали его власть. Непривычная картина для тех времен, когда предпочитали воевать, а не сдаваться, не так ли? Помпей Трог жил в I веке до нашей эры, и его информация могла быть вполне свежей, только вот работы его нам известны исключительно в пересказе римского историка Юстина, жившего значительно позже (II–III века нашей эры).

Допустим, мы не поверили Помпею Трогу и решили, что Тигран завоевал Сирийское царство. Обратимся к другим источникам. Аппиан вполне однозначно пишет, что царь Сирии из рода Селевкидов Антиох X Евсеб был убит в процессе этого завоевания, в 83 году до нашей эры. При этом Иосиф Флавий утверждает, что сирийский правитель погиб в военном столкновении с парфянами около 90-го года до нашей эры. Современный историк Рубен Манасерян в своей работе по завоеваниям Тиграна пишет о том, что в вопросе о годе гибели Антиоха X неправ как раз Аппиан — в его описании Сирии того периода содержится еще ряд ошибок.
Когда Антиох X погиб в бою с парфянами, то царем Сирии стал Филипп I, ставленник парфян. Местные жители были не в восторге от нового царя. Начались дворцовые интриги, в результате которых элиты, настроенные против Филиппа, вполне могли обратиться к Тиграну за помощью. Но при этом те группы, что поддерживали протеже парфян, оказали бы сопротивление — как раз то, о котором пишут и Иосиф Флавий, и Страбон. Таким образом сходятся в одно целое обе гипотезы: армянского правителя действительно призвали в Сирийское царство. Но по пути пришлось повоевать.
Грузимся и едем
Таким образом, к середине 70-х годов до нашей эры Тигран Великий становится самым могущественным правителем Передней Азии и Закавказья. Размах созданного им государства вполне ощущается на карте — оно в несколько раз больше территории той Армении, на престол которой он всходил в 95 году до нашей эры. Добившись такого результата, Тигран начинает уделять больше времени государственному управлению. Надо сказать, что его внутренняя политика была довольно своеобразна: значительное место в ней занимало переселение покоренных или принесших присягу народов.