Россия купит «Слона»: новый транспортник на смену «Руслану»
Впереди у российских инженеров важная миссия – создание одного из самых сложных комплексов в истории отечественного авиастроения, сверхтяжелого транспортного самолета «Слон». Но есть ли шансы на реализацию столь сложного проекта, аналогов которому в современной России до сих пор не было?
Много не бывает
Не успели улечься страсти вокруг транспортного Ил-112В, совершившего первый полет 30 марта 2019 года, как внимание любителей авиации привлек другой, более амбициозный проект, а именно – «Слон». Сразу сделаем оговорку, что напрямую сравнивать их не совсем корректно, вернее, вовсе некорректно – в силу разных весовых категорий крылатых машин. Напомним, что структура российской военно-транспортной авиации имеет несколько уровней:
- Легкий военно-транспортный самолет (Ан-26);
- Средний военно-транспортный самолет (Ан-12);
- Тяжелый военно-транспортный самолет (Ил-76);
- Cверхтяжелый военно-транспортный самолет (Ан-124 «Руслан»).
Каждый из этих уровней имеет свои конкретные задачи, и разница между самолетами очень велика. Если грузоподъемность у Ан-26 равна 5,5 тонны, то у Ан-12 максимальная масса коммерческой нагрузки – 21 тонна. Небесный гигант Ан-124, до сих пор входящий в число самый крупных самолетов в мире, может брать на борт 120 тонн, что дает почти фантастические возможности. Так, в январе 2001 года Ан-124 использовали для транспортировки 100-тонного локомотива из Канады в Ирландию, а в 2015-м «Руслан» доставил на авиабазу Хмеймим зенитный комплекс С-400.
Впрочем, схожие возможности есть и у американцев, которые эксплуатируют Lockheed C-5 Galaxy, способный брать на борт до 118 тонн груза. В 2014 году был принят на вооружение модернизированный вариант самолета – C-5M, получивший новые двигатели и бортовую электронику. На сегодня новый Galaxy считается более современной машиной, чем «Руслан». А еще C-5 построили расширенной партией: 131 самолет вместо 55 «Русланов» соответственно.
Тупик для Ан-124
Чтобы выяснить, что именно будет представлять собой «Слон», нужно понять, в каких условиях он появился и какие возможности есть у российских авиастроителей. Дело в том, что Россия могла получить обновленный Ан-124, который, подобно американскому Galaxy, способен служить не одно десятилетие. Рассматривали и возможность постройки новых Ан-124.
В ситуацию вмешалась политика, а точнее – конфликт. Напомним, что самолет создали на советском, а ныне украинском ГП «Антонов», а производили в Киеве и Ульяновске. Именно поэтому проект по возобновлению производства Ан-124 всегда был международным и, как можно догадаться, нередко играл роль политического «рычага».
Еще в 2007 году российское Минобороны заказало несколько новых машин, а компания «Волга-Днепр» – целых 40. Поставку первых двух самолетов планировали на 2013 год, а потом программу возобновления выпуска самолетов на ульяновском заводе «Авиастар-СП» сдвинули на 2016-й. Но уже в 2013-м стало понятно, что политические противоречия практически похоронили проект. Конечно, в теории Россия могла продолжать его самостоятельно. Но это в теории. В 2018 году представители «Антонова» заявили, что создать новый Ан-124 нельзя без украинского бюро, ведь только его специалисты «обладают всеми техническими знаниями и необходимой информацией о конструкции».
Наследие советской поры
С тех пор Россия задумалась о принципиально новой машине. Собственно, идея создать свой «большой» транспортник не нова. Это хорошо видно на примере картинок, гуляющих по интернету.
Первое, с чем сталкиваются при рассмотрении темы любители авиации, – проект ПАК ТА (перспективный авиационный комплекс транспортной авиации). А если быть точнее – со странными, выполненными в футуристичной манере изображениями самолета, на которых этот самый самолет похож на американский B-2. Характеристики – не менее фантастические. «Транспортный самолет, получивший название ПАК ТА, будет летать на сверхзвуковых скоростях (до 2000 километров в час) и сможет похвастаться впечатляюще высокой полезной нагрузкой: до 200 тонн. Он также будет способен летать на расстояние по крайней мере в 7000 километров...», – гласит описание.
Автором серии изображений на тему «военно-транспортный самолет будущего» стал студент Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова Алексей Комаров. Само собой, никакого отношения к реальному ПАК ТА он не имеет.
При этом сам по себе проект – вовсе не выдумка дизайнера. Зачастую его связывали с транспортным самолетом Ил-106, проектировать который начали еще в советские годы, но он так и не дошел до стадии испытаний. Внешне машина похожа на Ил-76 или Ан-124. Фюзеляж представляет собой цельнометаллический моноплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с крылом умеренной стреловидности с вертикальными концевыми поверхностями. Предполагается, что такой самолет способен перевозить грузы массой 100 тонн на расстояния до 5000 километров. То есть он будет уступать по своим характеристикам самому крупному транспортному самолету современности – знаменитому советскому Ан-225 «Мрия», который после распада СССР достался украинцам.