«Рейдер» или «Непобедимый»: какой боевой вертолет выберет Армия США
Выставка AUSA-2019 четко дала понять, каким может быть скоростной вертолет будущего для американской армии. Однако интрига вокруг финала тендера FARA еще долго будет на повестке дня.
Программа Future Vertical Lift
C 14 по 16 октября в Washington Convention Center проходила выставка военной техники и вооружений AUSA (Association of the United States Army). Представленные там экспонаты мало о чем расскажут человеку, который не интересуется военной техникой: с виду это обычные макеты, концепты и «картинки». На самом деле, на кону не только многомиллиардные контракты, но и направление эволюции вертолетной техники. Впрочем, обо всем по порядку.
Конец холодной войны и развитие БПЛА замедлили создание новых боевых вертолетов. Программу Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche закрыли еще в 2004 году, потратив на нее, кстати, фантастическую сумму – более восьми миллиардов долларов. В итоге Сухопутные силы остались с проверенными, но откровенно старыми машинами, пусть и прошедшими не один этап модернизаций. Главную рабочую лошадку Армии США – многоцелевой Sikorsky UH-60 Black Hawk – стали производить еще в 1977 году, когда Huey начал стареть. В свою очередь, основа ударной «крылатой кавалерии» – AH-64 Apache – впервые поднялся в небо еще в 1975-м. Ну а тяжелый транспортный Chinook застал даже Вьетнамскую войну: он вообще родом из 60-х.
Хуже всего обстоят дела с легкими разведывательными вертолетами. Напомним, «ветерана» Bell OH-58 Kiowa США уже вывели из эксплуатации, а его функции частично взял на себя Apache.
Чисто гипотетически даже сейчас можно оставить все как есть, обойдясь модернизацией имеющихся вертолетов, несмотря на их солидный возраст. Однако в Соединенных Штатах решили иначе, запустив в 2000-х масштабную программу Future Vertical Lift (FVL), призванную создать целую линейку новых винтокрылых машин. Они должны заменить практически все остальные вертолеты – от Kiowa до Chinook и даже частично военно-транспортные самолеты C-130J Super Hercules. Выглядит это так:
- JMR-Light: замена для легкого OH-58 Kiowa;
- JMR-Medium-Light: промежуточный вариант;
- JMR-Medium: замена для UH-60 Black Hawk и AH-64 Apache;
- JMR-Heavy: замена CH-47 Chinook;
- JMR-Ultra: очень крупный и грузоподъемный аппарат принципиально нового класса с вертикальными взлетом и посадкой.
Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдет о JMR-Light, который также знают как FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft). Пусть вас не смущает слово «легкий» или «разведывательный». Новый вертолет станет лишь условным последователем простого OH-58: на деле это будет совершенно другой аппарат с новыми возможностями, который будет концептуально ближе к нереализованному Comanche, чем к любому другому вертолету США.
Зачем американцам понадобилось такое «вундерваффе»? Причина кроется в усилении КНР, а также в российском факторе. Новые машины призваны обеспечить абсолютное технологическое лидерство США в сфере вертолетостроения на много десятилетий вперед. Контракты на проектирование в рамках FARA американское Минобороны заключило в 2019 году. Всего производителей пять:
- AVX Aircraft (в партнерстве с L3Harris Technologies);
- Bell Helicopter;
- Boeing;
- Karem Aircraft;
- Sikorsky Aircraft.
Из этого числа выберут двоих, которые построят прототипы в 2020-х. К концу следующего десятилетия должен определиться победитель, который и будет выпускать серийный вертолет. А теперь посмотрим, что именно предлагают в рамках Future Attack Reconnaissance Aircraft.
Оговоримся. Внешний вид и характеристики машин (даже в рамках одного конкретного проекта) за время доведения до серийного производства могут не раз измениться. Самый лучший пример – Raider-X.
Sikorsky Raider-X
Один из самых интересных и, что не менее важно, реалистичных проектов FARA. Его, как и проект от Karem Aircraft, впервые показали на выставке AUSA. Однако слово «впервые» более чем условно. Проект скоростного вертолета Raider-X базируется на Sikorsky S-97 Raider, который стал развитием экспериментального вертолета Sikorsky X2. Тот, в свою очередь, создан на основе Sikorsky S-69. Во всех случаях применили концепцию ABC (Advancing Blade Concept – Концепция опережающей лопасти).
Вкратце ее суть можно описать следующим образом. На больших скоростях отступающая лопасть винта двигается со скоростью, близкой к скорости потока, и не может производить подъемную силу. Это ограничивает скорость полета винтокрылых машин. Но! Можно ввести два соосных винта (нечто похожее мы видим на Ка-50/52), имеющих два автомата перекоса, способных изменять угол атаки отступающих лопастей. За счет симметричной схемы можно нивелировать эффект падения подъемной силы на отступающих лопастях, а основную подъемную силу будут создавать опережающие лопасти.