Психология нот: как мы воспринимаем музыку
Американский поэт Генри Лонгфелло называл музыку универсальным языком человечества. Так и есть: музыка взывает прежде всего к нашим чувствам, поэтому и понятна всем, независимо от пола, национальности и возраста. Хотя разные люди могут осознавать ее по-своему. От чего же зависит музыкальное восприятие и почему одним нравится рок, а другим – классика, попробуем разобраться.

Струны душевные
Термин «музыкальный язык» – вовсе не метафора: ученые всерьез ведут споры о том, что он имеет право на существование. Музыка – это в самом деле своеобразный язык, вопрос лишь в том, что в этом случае назвать «словом». Психолог Галина Иванченко в своей работе «Психология восприятия музыки» говорит о таких компонентах музыкального языка, как тембр, ритм, темп, высота звука, лад и громкость.
Само музыкальное восприятие представляет собой рефлекторную деятельность, которая осуществляется нервной системой под воздействием раздражителя – звуковых волн. Она проявляется в изменении ритма дыхания и биения сердца, напряжении мускулатуры, работе органов внутренней секреции и так далее. Так что мурашки по коже от прослушивания любимых композиций – вполне реальное физическое явление.
И появляются они, кстати, не просто так: наш мозг способен отличить гармоничную музыку от негармоничной. Поэтому музыкальные интервалы делятся на консонансы и диссонансы. Первые создают у нас ощущения законченности, покоя и благозвучия, а вторые – напряжения и конфликта, который требует завершения, то есть перехода в консонанс.
На восприятие музыки влияют также ее темп, ритмика, сила и размах. Эти средства не только передают соответствующие эмоции, но и сходны с ними вообще. «В размашистой теме мы слышим выражение смелости, яркого, полнокровного переживания, суетливая тема ассоциируется с растерянностью или трусливостью, мелкотой чувства, его поверхностным характером, судорожная – с неуравновешенным, «взвинченным» настроением», – пишет в своей статье «Уровни восприятия музыкального текста» О. И. Цветкова.
Музыка даже способна подражать нашей речи, точнее ее интонации. «В мелодии <…> раскрывается та же способность человека, что и в речи: непосредственно выражать свои эмоции путем изменения высоты и других свойств звука, хотя и в иной форме. Иначе говоря, мелодия, как особый, специфически музыкальный способ эмоционального выражения, есть результат обобщения экспрессивных возможностей речевой интонации, получивших новое оформление и самостоятельное развитие», – продолжает автор.
Интересно, что свой язык есть не только у определенного стиля музыки, но и у конкретного композитора, произведения и даже его части. Одна мелодия говорит на языке печали, другая же повествует о радости.
Музыка способна рассказывать о чем-то и даже управлять нашими эмоциями. Люди, переживающие потеряю или находящиеся в депрессии, часто слушают грустные песни. Исследования показали, что таким образом музыка частично восполняет им потерю другого человека, а также поддерживает, как бы отражая его эмоции. Между тем прослушивание позитивных мелодий в течение всего двух недель повышает степень ощущения радости и счастья. В Германии тревожные композиции используют, чтобы снизить уровень краж в метро: прослушивание такой музыки повышает давление, и ворам сложнее решиться на преступление. Есть данные и о том, что музыка облегчает занятия спортом.
Музыка как наркотик
Известно, что понравившаяся человеку мелодия влияет на его мозг, как вкусная еда и секс: выделяется гормон удовольствия – дофамин. Какая же зона серого вещества активизируется в момент прослушивания любимого трека? Чтобы выяснить это, известный музыковед и невролог из Института неврологии Монреаля Роберт Заторре совместно с коллегами провел эксперимент. Опросив 19 добровольцев в возрасте от 18 до 37 лет (10 из них были женщинами, девять – мужчинами) об их музыкальных предпочтениях, ученые дали им прослушать и оценить 60 музыкальных композиций.