Глядя на картины Снейдерса, задаешься вопросом: что за любовь к мертвой рыбе?

Правила жизниКультура

На изящном: «мертвая природа» Франса Снейдерса, или почему художник любил изображать на своих картинах мертвую рыбу

В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. На очереди — «Рыбный рынок» фламандского живописца Франса Снейдерса.

Мария Аборонова

c66ec23b14d3c7fae382e616c7042192_ce_1264x789x8x0.jpeg
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Думаю, хотя бы раз, глядя на картины Франса Снейдерса, вы задавались вопросом:  что за любовь к мертвой рыбе?

Снейдерс знаменит своими рыбными лавками. В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга хранится два полотна художника с одноименным названием «Рыбный рынок», на которых изображены рыбы разных сортов, крабы, лобстеры, разложенные на прилавке и свисающие с крючков. 

547d6d11793dab838ce11fe1b4518921.jpeg
Франс Снейдерс, Рыбный рынок, 1618. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Эти картины написаны в жанре натюрморта, с французского nature morte — буквально «мертвая природа»; по-голландски stilleven — «тихая или неподвижная жизнь». Появление этого жанра в Нидерландах связано с протестантизмом.

XVI столетие ознаменовалось крупнейшим кризисом Римско-католической церкви, который отразился на ее учении, культе, институтах, роли в жизни общества, характере образованности и нравах духовенства. Начатая в 1517 году Мартином Лютером Реформация обрела в Европе XVI века характер широких религиозных и социально-политических движений, выдвигавших требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением.

Страны, которые стремились к централизации королевской власти, в то время выступали за ограничения притязаний высшего католического духовенства во главе с папой на контроль их государств.

Нидерланды же переживали свою личную драму.

С начала XVI века они находились под властью более отсталой, но имевшей сильнейшую в Европе наемную армию и военный флот феодальной Испании. Так как Нидерланды давали королевской казне в четыре раза больше дохода, чем колонии в Америке с их золотыми и серебряными рудниками, испанский король собирал с населения страны непомерно высокие налоги. Это лишало нидерландскую буржуазию значительной части ее доходов. Многие владельцы мануфактур были вынуждены закрывать свои предприятия, что приводило

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении