На изящном: как Джексон Поллок стал культурным героем США
Новый год — новый выпуск рубрики #на_изящном, в которой автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. На этот раз речь пойдет о Джексоне Поллоке, в которого сначала мало кто верил, но пропаганда и пресса сделали свое дело.

При жизни Джексона Поллока его арт-дилер Пегги Гуггенхайм не могла продать ни одной его картины дороже нескольких тысяч долларов, а после трагической смерти художника в автокатастрофе в 1956 году цены на его работы за несколько лет выросли в разы — до сотен тысяч долларов за картину. В 2007 году работа №5 ушла с молотка на аукционе Sotheby's за рекордные $140 млн, став не только самым дорогим в мире, но и первым произведением послевоенного искусства, занявшим это место.
Как так вышло?

Первостепенную роль сыграло плотное многолетнее сотрудничество Поллока со знаменитой галеристкой Пегги Гуггенхайм. Они познакомились в апреле 1943 года на «Весеннем салоне для молодых художников», который Пегги проводила в своей галерее. Она долго не хотела принимать работы Поллока и считала их «ужасными». За творца вступился сначала советник Пегги, Говард Путцель, назвав его «гением», а затем — Пит Мондриан, входивший в состав жюри, отбиравшего финалистов. Изучая картину Поллока «Стенографическая фигура» (1942), он сказал, что «может быть, это самая захватывающая картина, которую я видел за долгое-долгое время здесь или в Европе».

Пегги прислушалась к рекомендациям коллег и подписала контракт с Поллоком. Она покупала его картины, пристраивала их на выставки и договаривалась с именитыми специалистами о положительных рецензиях на его творчество. Так Поллок получил хвалебное интро к каталогу первой персональной выставки в галерее «Искусство этого века» в 1943 году от Джеймса Суини, искусствоведа, куратора в Музее современного искусства (МоМА), будущего директора Музея Соломона Гуггенхайма.
Более занятный инфоповод подкинула статья в The Nation (от 27 ноября 1943 года) Клемента Гринберга — одного из наиболее влиятельных американских арт-критиков и теоретиков абстрактного экспрессионизма. Он написал, что восхищается методом живописи Поллока и впервые назвал его «величайшим американским художником со времен Миро».