«Мы обогнали США на полгода»: как российский бизнесмен хочет заработать на печати органов в космосе
Forbes представляет видеопроект Forbes Capital, гости которого — успешные бизнесмены и инвесторы, готовые поделиться своими секретами зарабатывания денег. Сегодняшний герой программы — управляющий партнер 3D Bioprinting Solutions Юсеф Хесуани
Ученый и бизнесмен Юсеф Хесуани по праву заслужил славу российского Илона Маска — он первым в мире отправил в космос 3D-принтер, на котором впервые напечатали в условиях невесомости живой орган — щитовидную железу мыши. Сейчас на этой чудо-машине, размещенной на МКС, проводятся уникальные эксперименты, которые в случае успеха смогут не только решить проблему нехватки органов, но и помочь человечеству исполнить давнюю мечту о полетах на далекие планеты. О том, как создать самый громкий биотех-стартап в России, привлечь к сотрудничеству крупнейших мировых ученых-генетиков и вывести технологию завтрашнего дня на прибыль, Хесуани рассказал журналисту Елене Тофанюк.
Сегодня у нас совершенно потрясающий гость — русский Илон Маск, россиянин сирийского происхождения, делающий бизнес на печати органов в космосе. Юсеф, здравствуйте. Спасибо, что пришли.
Спасибо за приглашение.
Вы родились в Дамаске?
Да, родился в Дамаске в 1984 году. У меня отец сириец, мама — русская. Познакомились они в Санкт-Петербурге, будучи студентами, и мама переехала в Сирию, в Дамаск.
В конце 80-х — начале 90-х мы решили переехать в тогда еще Советский Союз. И мы переехали к бабушке в Ялту. У меня мама — русская крымчанка. В Крыму в городе Ялта я пошел в первый класс школы. Первую четверть первого класса я отучился еще в Крыму, и потом мы переехали в Москву, и уже там я закончил школу с серебряной медалью и поступил на факультет фундаментальной медицины МГУ, закончил его с красным дипломом.
Но медициной вы не занимались, сразу в бизнес?
Бизнесом я занялся еще в университете на самом деле. Мы с друзьями организовали небольшую лабораторию и проводили анализы, начали с конкуренции с «Инвитро». Была очень маленькая лаборатория, которая специализировалась на нишевом типе анализов.
Почему именно бизнес? Потому что мне очень понравились слова Бориса Березовского в одном из интервью. Он говорил, что в науке и в бизнесе нет границ для самореализации.
Ничего себе у вас кумиры.
Нет, я не про кумиров, а про высказывания, которые мне близки, которые мне понравились. Это действительно так, это близко моему мироощущению, что и в науке, и в бизнесе действительно нет границ для самореализации, для реализации собственных идей.
И да, первый бизнес я сделал, еще будучи студентом. Тяжело, конечно, было и учиться, и пытаться управлять этой небольшой, мягко говоря, структурой — у нас там было порядка шести человек.
Она хоть зарабатывала деньги?
Да, она зарабатывала деньги, а в какой-то момент у нее начался бурный рост, мы с учредителями перестали быть курьерами и позволили себе нанять курьеров.
Кстати, именно на базе занятия бизнесом, связанным с этой небольшой лабораторией, я и познакомился с Островским Александром Юрьевичем (врач и предприниматель, основатель медицинской компании «Инвитро».— Forbes).
Вы предугадали мой вопрос, я только хотела спросить: где вы его встретили?
Я его на самом деле знал и до этого. Я знал его еще со школьных времен, потому что он папа подружки моей одноклассницы. Мы жили в соседних домах и, в общем, дружили, но я никогда не интересовался, чем занимаются родители моих друзей. Я знал, что он (Островский) как-то связан с медициной.
Когда мы занимались лабораторной диагностикой, уже тогда проявилось влечение и к бизнесу, и к науке. Те деньги, которые мы зарабатывали в этой небольшой лаборатории, мы уже тогда вкладывали в научные исследования.
Но это было просто хобби или вы хотели на этом что-то заработать?
Мы вообще не думали, что будем на этом зарабатывать, это было чистое наслаждение — заработать какие-то деньги и потратить их на то, что ты хочешь изучить сам. После окончания университета у меня возник вопрос, что делать дальше: идти в ординатуру, идти в аспирантуру или никуда не идти вообще, заниматься бизнесом. И как раз тогда началась франчайзинговая программа «Инвитро», мы уже хорошо и плотно общались с Александром Юрьевичем (Островским).
То есть вы пришли к папе подружки вашей одноклассницы...
Дело в том, что мои друзья уже открыли один медицинский офис по франшизе «Инвитро». И я сказал: слушайте, это вообще крутая история. Давайте еще вместе сделаем такую сетевую историю сейчас. Понимаете, молодые люди, когда открывают какой-то первый офис, они сразу думают не о том, как они откроют второй, а как они откроют сотый, тысячный, десятитысячный и так далее.
Я говорю: давайте попробуем. Тогда я только-только поступил в аспирантуру, только началась какая-то научная деятельность. Думаю, ладно, она сейчас немножко подождет. А я пока в это время тут открою, значит, десять, пятьдесят, сто офисов и так далее.
Как вы из этой истории прыгнули в космос?
До космоса была дорога, усыпанная терниями. В «Инвитро» всегда существовал департамент, который ищет новые технологии не только в лабораторной диагностике, но и вообще в медицине. И специалисты этого департамента периодически приносят стратегическому комитету эти проекты — мол, посмотрите, интересно или неинтересно инвестировать в новые технологии.
Одной из таких технологий, которую принес департамент, была как раз технология трехмерной биопечати. Только появлялись первые статьи, первые публикации, какие-то отчеты, где и как это может применяться.
Какой год это был?
Это был где-то 2011-2012 год. Поскольку у меня был бэкграунд в регенеративной медицине, моя дипломная работа была посвящена регенерации костной ткани, Александр Юрьевич спросил меня: «Слушай, что ты думаешь по поводу 3D-печати органов?»
Я говорю: «Александр Юрьевич, что это такое? Ну это полное безумие. Понимаете, что объединить эти две технологии настолько сложно». Он говорит: «Слушай, ну класс же! Вот если смотреть в будущее, если мечтать — класс!» «Ну хорошо, давайте мы посмотрим, мы изучим».
Надо, кстати, отдать Александру Юрьевичу должное, он сам лично встречался с передовыми учеными в этой области. Одним из таких ученых был Владимир Александрович Миронов. Он в то время работал в США. Одна из первых работ по биопечати имеет его авторство.
После того как Миронов приехал в Москву по приглашению Островского, мы переговорили с ним. Мы долго — наверное, часа четыре — не вставали из-за стола и обсуждали технологию, как она развивается, как возникла и какие у нее перспективы.
И вот после этих четырех часов я встал из-за стола и говорю: «Александр Юрьевич, ну давайте, поехали». Но чтобы быть уверенным в развитии этой технологии, я должен входить сюда не просто управляющим лабораторией, но и управляющим партнером — рисковать собственными средствами, чтобы не было у меня никаких сдерживающих факторов. Потому что всегда такие высокорисковые проекты должны быть, как говорят американцы, skin in the game. Нужно участвовать в процессе.
Можно я сейчас на секунду прерву вас? У меня вдруг мысль возникла: а вы на этой подружке не женаты случайно?
Нет. Мы, конечно, до сих пор дружим, и в общем, в очень хороших отношениях. Мы близкие друзья.
6 сентября 2013 года мы открыли лабораторию, научным руководителем которой до сих пор является Владимир Александрович Миронов, который на пятилетии (этой лаборатории) сказал мне: «Слушай, Юсеф, я до конца не верил, что мы в России откроем такую лабораторию, что я здесь буду проводить так много времени».
Да я и сейчас не верю, знаете, что вы ее открыли.
В общем, в сентябре 2013 года мы открылись. А Владимир Александрович прекрасно рисует — не с точки зрения художественной ценности, а с точки зрения доступности подачи материала.
И мы с ним накидали на бумажке стратегию, что мы будем делать с 2013 по 2020 годы. И мы это превратили сейчас в такую большую картину, она у нас висит в лаборатории. Одним из направлений как раз были новые технологии, связанные с управлением клетками посредством физических полей. Мы тогда еще ничего не думали о космосе.
Так, стоп. Про физические поля: что вы делаете? Вот на пальцах.
Думаю, многие хорошо знают технологию трехмерной печати, когда мы печатаем объекты послойно. Надо сказать, что человечество до этого создавало объекты по-другому. Мы все знаем эту знаменитую фразу: я просто беру камень и отсекаю все лишнее. Большинство объектов создавалось именно таким образом. В середине 1980-х годов была запатентована технология трехмерной печати, которая позволяла как бы наращивать объекты, то есть создавать их послойно.