Почему художественное высказывание не обязано жить по законам медиарынка

СНОБКультура

«Мы хотим сделать издание, над которым не тяготеет власть архива». Куратор фонда V–A–C Карен Саркисов о новом проекте Sreda

Беседовал Александр Зогин

5b6ab09d3f4b2c43cf2f60be858a6f0dd0883d8479e4cec6763190796c5ca4bd.jpg
Фото: Из личного архива

Фонд V–A–C запускает новое микромедиа под названием Sreda. Создатели хотят, чтобы его называли журналом, и собираются публиковать там нешаблонный культурный продукт. Неизменно то, что каждая публикация не вечна. В определенный момент она в буквальном смысле исчезнет: пропадет из архива, перестанет отображаться в поиске. Зачем убивать контент и почему художественное высказывание не обязано жить по законам медиарынка? Об этом мы поговорили с куратором V–A–C и одним из создателей проекта Кареном Саркисовым.

Ɔ. Sreda, надо понимать, — это и среда для жизни материалов, да и сами они будут выходить в среду. Все так просто? А как же сложные философские мотивировки?

Все действительно предельно просто. Посетитель, заходящий на сайт, видит художественную работу и далее может выбрать, куда направиться — прочесть текст или послушать эпизод подкаста. По своему устройству Sreda представляет собой издание оголенное, сведенное к элементарным составляющим, апеллирующее, если угодно, к базовым органам чувств. Отсюда и название, которое отличается своей стертостью, возможно, даже изношенностью. Оно в какой-то момент возникло как замена более громоздкому, но столь же родовому наименованию «медиаплатформа V­–A–C». Очень кстати оказалось и то, что среда — день недели, так как в нашем случае удобнее иметь конкретный «порт приписки» во времени, некую точку, когда послание самоуничтожается и сменяется новым. Дополнительное идейное обоснование искать, наверное, излишне, хотя при желании можно вспомнить античную поэтику и сказать, что Sreda с ходу вводит своего зрителя, читателя или слушателя in media res, «в середину вещей», то есть в суть дела. Применительно к нам это бы означало, что о современности и русской культуре мы хотим говорить, минуя всевозможные вводные конструкции и непосредственно переходя к тому, что либо вызывает у нас жгучий интерес, либо попадает в резонанс с сегодняшней реальностью.

Ɔ. Ничего лишнего — только контент?

На поверхности, да, безусловно. Но в плане сюжетов могут возникать вещи, в каком-то смысле лишние, второстепенные, периферийные относительно некоего усредненного интереса — например, эксперименты советского академика Несмеянова по искусственному синтезированию пищи из нефти. Еще, наверное, мы сможем себе позволить такие излишества, как невписанность в строгие форматы или отсутствие четких рамок по объему текстов. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов

Пианист и композитор Риад Маммадов — о синтезе Востока и Запада в музыке

СНОБ
Готовьтесь к рецессии не менее года: как среднему и малому бизнесу выжить в условиях пандемии Готовьтесь к рецессии не менее года: как среднему и малому бизнесу выжить в условиях пандемии

Сейчас все зависит от способности не паниковать и не расслабляться

Forbes
«Если рисунок смотрит, значит, он жив»: как художники иллюстрируют книжную классику по-новому «Если рисунок смотрит, значит, он жив»: как художники иллюстрируют книжную классику по-новому

Каково это — иллюстрировать произведения, которые издавались уже десятки раз

Правила жизни
Биологи обнаружили внеклеточный источник сигнала о высоком давлении крови Биологи обнаружили внеклеточный источник сигнала о высоком давлении крови

Белок тромбоспондин помогает сосудам переносить механический стресс

N+1
Стресс на работе: как распознать и что делать Стресс на работе: как распознать и что делать

Основные факторы возникновения стресса на работе и его влияние на организм

Inc.
Писатель Алексей Поляринов — об инженерном подходе к книгам, пользе инстаграма и писательстве как терапии Писатель Алексей Поляринов — об инженерном подходе к книгам, пользе инстаграма и писательстве как терапии

Алексей Поляринов: как литература помогает ему справляться с нервозностью

Esquire
Уроки химии Уроки химии

Так ли вредны парабены, сульфаты и силиконы?

Лиза
Облегчить, нельзя вылечить Облегчить, нельзя вылечить

Рассказываем об эффективности (и бесполезности) плацебо

N+1
Из чего построили первый «Бэтмобиль» Из чего построили первый «Бэтмобиль»

Бэтмен и его автомобиль неразделимы с самого первого комикса

Maxim

Принц Чарльз ждет своей очереди на трон дольше всех

Cosmopolitan
За что мы любим бренд Lanvin За что мы любим бренд Lanvin

Почему Lanvin и его новый креативный директор заслуживают внимания

РБК
6 неожиданных подсказок по выживанию в дикой природе, которые должен знать каждый 6 неожиданных подсказок по выживанию в дикой природе, которые должен знать каждый

Знания, которые могут спасти

Playboy
Людмила Улицкая — о своей рукописи «Чума», которая никогда не издавалась и сейчас обрела актуальность Людмила Улицкая — о своей рукописи «Чума», которая никогда не издавалась и сейчас обрела актуальность

Людмила Улицкая рассказывает историю создания киносценария «Чума»

Esquire
Вошли во вкус Вошли во вкус

После распада СССР в страну хлынули импортные снеки и напитки

Лиза
Чего вам не хватает в самоизоляции? Вопрос дня Чего вам не хватает в самоизоляции? Вопрос дня

Во время карантина приходится отказываться от многих привычных вещей

СНОБ
Счастье и неудовлетворенность: одно другому не мешает? Счастье и неудовлетворенность: одно другому не мешает?

Только наше собственное желание может помочь нам быть счастливыми

Psychologies
Из любви к природе Из любви к природе

Экоосознанность и разумное потребление правят бал и в индустрии красоты

Psychologies
Последствия Холодной Войны помогли установить возраст китовых акул Последствия Холодной Войны помогли установить возраст китовых акул

Ученые опробовали радиоуглеродный метод для определения возраста у китовых акул

N+1
Распорядок дня при работе из дома: как успеть все успеть и не устать Распорядок дня при работе из дома: как успеть все успеть и не устать

Как распланировать день, собраться и двигаться дальше

РБК
«Сын играет на саксофоне. Это стресс для всей семьи». Как родители из разных стран проводят время в самоизоляции с детьми «Сын играет на саксофоне. Это стресс для всей семьи». Как родители из разных стран проводят время в самоизоляции с детьми

Как оставаться хорошими родителями в режиме самоизоляции?

СНОБ
Всё опять вернётся Всё опять вернётся

Жизнь в Пуэрто-Рико вошла в привычное русло после урагана

Robb Report
7 сериалов, которые можно посмотреть после финала «Игры престолов» 7 сериалов, которые можно посмотреть после финала «Игры престолов»

Для тех, кто соскучился по харизматичным антигероям, экшену и интригам

Esquire
Как уговорить бренд первой леди США сотрудничать с вашим стартапом Как уговорить бренд первой леди США сотрудничать с вашим стартапом

Будьте настойчивы и прозрачны, и вам откроются двери компаний

Forbes
Имитация науки Хьюнко Ли Имитация науки Хьюнко Ли

Корейскому художнику Хьюнко Ли отчаянно хочется быть хоть кем-нибудь, кроме себя

Популярная механика
Ученые создали квантовые точки, расстреляв графен потоком ионов Ученые создали квантовые точки, расстреляв графен потоком ионов

Графеновые островки (квантовые точки) сверхмалого размера

Популярная механика
100 метров от дома 100 метров от дома

Риналь Мухаметов не боится за время карантина пропасть с радаров

OK!
Превратиться в единорога. Зачем Walmart, Whole Foods и Сбербанк идут по пути стартапов Превратиться в единорога. Зачем Walmart, Whole Foods и Сбербанк идут по пути стартапов

Почему крупным компаниям «носорогам» важно перенять опыт «единорогов»

Forbes
В сердце города В сердце города

Роскошный пентхаус с открытой террасой и хаммамом на крыше

SALON-Interior
17 самых несчастных комиков и юмористов 17 самых несчастных комиков и юмористов

Почему самым веселым людям в мире так не везет?

Maxim
Андрей Хорошилов: Не время умирать! Умеют ли консервативные бизнесы подстраиваться под новую реальность? Андрей Хорошилов: Не время умирать! Умеют ли консервативные бизнесы подстраиваться под новую реальность?

Любой бизнес, как Джеймс Бонд, должен стремиться преодолевать препятствия

СНОБ
Открыть в приложении