Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

МонокльСобытия

Законы подземных мелодий

Современные уличные музыканты в Москве скорее крепкие профессионалы, чем случайные неформалы. А оценка старая — внимание случайных прохожих. Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Виктория Карбышева (Орлова)

Владимир Семибратов, Сергей Чикунов, Станислав Ковалев и Валентин Тихонов (слева направо)

Московское метро. Станция «Курская». Тоненький голосок флейты, бархатистый бас струнных и озорное пение клавишных. В аванзале выступает трио «Триптих». Музыканты виртуозно исполняют классические произведения, у них дорогие инструменты и безукоризненный дресс-код: возникает ощущение, что артисты только что вышли из концертного зала и задержались, чтобы развлечь пассажиров метро.

Музыканты в подземке были всегда, как и в переходах, на улицах, в вагонах электричек. Со своим шармом, романтикой и без формализма. Знаменитая в узких кругах «штырка», то есть игра в общественных пространствах за пожертвования, позволяла и заработать копеечку, и прорваться к слушателям тем, кому дорога в консерватории заказана, да и просто весело провести время.

Но десять лет назад московские власти решили навести в этой сфере порядок: так появилось несколько проектов, которые позволяют резервировать слоты для выступлений и музицировать легально, не опасаясь служб безопасности. Правда, без аккаунта на «Госуслугах» уже не обойтись, а для проекта «Музыка в метро» еще придется записать клип и выдержать прослушивание. Под землю теперь попадают, как правило, опытные, сыгранные коллективы и профессиональные музыканты. Отбоя от желающих нет.

Как это работает, почему выступать в метро стало комфортнее, насколько благодарны слушатели и сколько можно заработать на пожертвованиях, рассказали некоторые участники проекта.

Какую музыку играть в метро

Проект «Музыка в метро» появился в 2016-м. Артисты, получившие аккредитацию, смогли легально выступать на станциях метрополитена. Они не платят организаторам проекта — их самих вознаграждают зрители. Разрешены лишь пожертвования: наличные или банковские переводы. В проекте участвуют и рокеры, и поп-исполнители, и каверщики, и даже народники.

Трио «Триптих», например, исполняет классическую музыку. Репертуар подобран мастерски: спокойные композиции сменяются игривыми, «живыми». Произведения «обрезаны», чтобы проходящий мимо пассажир, который бросил свои дела и остановился, не заскучал. Музыканты, как опытный диджей, меняют композиции, исходя из настроения публики.

— Мы ищем разные форматы, — делится Олеся. Она играет на флейте. — Когда-то нам казалось, что перспективной будет музыка восьмидесятых, итальянские и французские шлягеры, чтобы поднять людям настроение. Но Константин как-то сказал такую вещь: в метро лучше не мешать жанры, потому что ты собрал вокруг любителей классики, а тут вдруг начинаешь играть попсу… Все разойдутся.

Основное место работы Олеси и Дмитрия — Государственный музей Л. Н. Толстого, на площадках которого по всей России музыканты регулярно дают концерты. Олеся работает старшим научным сотрудником и куратором выставок, а также автором музейных музыкальных программ и специальных проектов. А еще она лауреат городских и краевых конкурсов исполнителей на деревянных духовых инструментах и флейтистка московского камерного оркестра Collegium Musicum. Дмитрий — лауреат международных конкурсов, многократный лауреат всероссийских конкурсов, стипендиат программы «Новые имена», артист ведущего творческого коллектива Москвы «Кончертато». Их объединяет не только работа, «штырка», но и семейная жизнь.

Трио Олеся ласково называет «золотым» — вместе они играют уже два года.

— Мы поняли, что регистры флейты и виолончели хорошо сочетаются, довольно низкий с довольно высоким, а фортепиано их удачно соединяет!

Константин — лауреат международных конкурсов, преподаватель по классу виолончели и дирижер оркестра в ДМШ имени В. И. Мурадели. Кроме игры на виолончели он пишет музыку для российских фильмов и анимационных картин, а сейчас работает над собственной рок-оперой.

У Константина самый богатый опыт игры на улице. Он много лет играл на улицах Вены.

— Российским музыкантам там конкуренцию никто не составлял! — с улыбкой хвалится музыкант.

Трио «Триптих»

Олеся признается, что, когда мужская часть коллектива предложила ей «авантюру» — выступать на площадках подземки, она была не в восторге:

— Я никогда не мечтала играть в метро, потому что больше люблю красивые концертные залы, чтобы было все эстетично. Было морально непривычно. Но иногда нужно пробовать что-то, к чему жизнь тебя не готовила. И это оказалось интересным, в этом есть азарт: ты никогда не знаешь, как публика отреагирует на твою игру сегодня, сколько будет зрителей, каким будет отклик. Мы как Бременские музыканты, — смеется девушка.

— На концерт люди приходят, не зная, что там будет, часто под влиянием рекламы, или, может, тетушка билеты подарила, или знакомые твои играют, надо прийти и послушать из вежливости, — рассуждает Константин. — Когда музыкант играет в концертном зале, он не всегда понимает, хлопают ему искренне или из вежливости. А тут другое: здесь человек шел по своим делам, остановился как громом пораженный и слушает Шуберта. У него происходит откровение. А потом он слушает следующее произведение, и следующее, и следующее, и потом плачет. Это высшая награда для артиста.

Кроме того, что уличные выступления намного сложнее концертных, на эту «иглу», похоже, легко подсесть — ведь и зрители здесь более благодарные.

— Такая «неконцертная» игра, на самом деле, очень приятная для музыканта. Для артиста главная награда не деньги. Ты видишь, что человек остановился тебя послушать — значит, ему нравится твоя музыка. А если еще и копеечку какую-то кинул — значит, очень нравится, — говорит Константин.

А Олеся добавляет:

— Я от себя даже не ожидала, что втянусь, но я уже пришла домой и бронирую слот на неделю вперед.

Слоты — это временные отрезки, которые можно «бронировать» на определенной станции через специальное приложение, не более двух слотов на разных станциях в один день. Выступление на одной площадке ограничивается двумя часами.

За нарушение правил: превышение допустимого уровня шума (до 75 децибел в зависимости от площадки), отсутствие аккредитации, неправильное размещение оборудования — музыкантов наказывают, а за повторное нарушение могут и вовсе ограничить возможность выступлений. Оштрафуют и в случае, если закончишь выступление не в отведенный срок, будешь выступать в состоянии алкогольного опьянения и «требовать», чтобы слушатели заплатили за возможность насладиться твоим творчеством.

Правила, на мой взгляд и на взгляд моих собеседников, адекватные. Но некоторые ими злоупотребляют, то есть выискивают случайные ошибки коллег и пишут жалобы, — такая недобросовестная конкуренция в проектах не редкость.

Валентин Тихонов — виолончелист с академическим музыкальным образованием. Он робок и скромен, однако мне кажется, что я вижу в его глазах тот огонек, который горит у всех участников уличных выступлений. Основной репертуар артиста составляют не классические произведения, а каверы на популярные треки.

Больше всего Валентин любит таких исполнителей, как Эд Ширан или OneRepublic. Однако иногда исполняет отечественные произведения, например песни Александра Градского:

— Особенно по утрам, потому что люди идут на работу и еще не проснулись. Или в дождливую погоду. Главная задача — попасть в настроение человека, а не изменить его.

Кстати, Эд Ширан, Zaz и еще ряд известных исполнителей Европы тоже начинали свою карьеру, «штыряя» на улицах и в подземках.

Валентин вспоминает, что в Москве девяностых музыкальные учебные заведения игру на улицах не поощряли. Может быть, отсюда растут ноги у стереотипа о неудачнике, которому не удалось поступить в высшее учебное заведение и который теперь «штыряет», чтобы как-то заработать на жизнь.

— Студенты могли на «Охотном ряду» играть весь цикл «Времена года» Вивальди — такие были мастера. Но если вдруг об этом узнавали профессора, то могли и исключить, — говорит Валентин. Просто когда ты готовишься на Конкурс Чайковского, вряд ли пойдешь «штырять», потому что нужно заниматься по десять часов в день. Это совсем другая жизнь.

Валентин Тихонов

Прослушивание

В Москве существует несколько проектов, которые дают возможность музыкантам выходить «на улицы». Самые популярные — «Музыка в метро» и «Уличный артист». Правда, только в проекте «Музыка в метро» есть прослушивание, без которого аккредитацию не получить. И обновлять ее нужно ежегодно. А число участников только растет — в этом году их уже четыреста девятнадцать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Через три года мы сможем увидеть российскую криптовалютную инфраструктуру» «Через три года мы сможем увидеть российскую криптовалютную инфраструктуру»

Андрей Тугарин о нюансах и схемах трансграничных платежей

Монокль
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Вспомнить всех Вспомнить всех

15 лучших ролей в русских сериалах

Men Today
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Баскаки и налоги Баскаки и налоги

«Сидя на коне, можно завоевать империю, но нельзя ею управлять, сидя на коне»

Дилетант
Языки на грани Языки на грани

Треть преподаваемых в школах РФ языков находится под угрозой исчезновения

Ведомости
Пиво сделало людей более привлекательными для комаров Пиво сделало людей более привлекательными для комаров

Пиво привлекает комаров, а душ и солнцезащитный крем отталкивают

N+1
Гейхеры & Cо Гейхеры & Cо

Надо ли заводить гейхеры и насколько они будут обременительны в уходе

Наука и жизнь
«Поднебесная: 4000 лет китайской цивилизации» «Поднебесная: 4000 лет китайской цивилизации»

Как выглядели семь великих морских экспедиций начала XV века

N+1
Маршрут в историю Маршрут в историю

Какие города и достопримечательности ждут в дороге по трассе М-12 «Восток»

Отдых в России
Элегантная роскошь Элегантная роскошь

В цветовое решение интерьера решили заложить приглушённые естественные оттенки

Идеи Вашего Дома
Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации

Как работает цифровое сокрытие информации?

ТехИнсайдер
Названые братья Названые братья

Почему природа, так любящая разнообразие, иногда плодит «клоны»

Наука и жизнь
Танец не маленьких журавлей Танец не маленьких журавлей

Как подобраться к крайне осторожным серым журавлям поближе?

Наука и жизнь
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
Алексей Москалёв: «Старение – не обособленный процесс, а совокупность взаимосвязанных биологических каскадов, среди которых выделяются хроническое воспаление, гликирование и окислительный стресс» Алексей Москалёв: «Старение – не обособленный процесс, а совокупность взаимосвязанных биологических каскадов, среди которых выделяются хроническое воспаление, гликирование и окислительный стресс»

Что сейчас известно о природе долголетия?

Здоровье
Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты

Микролинзирование помогло обнаружить пару из красного и коричневого карликов

N+1
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Андрей Соколов: «Самое дорогое, когда ты можешь быть самим собой» Андрей Соколов: «Самое дорогое, когда ты можешь быть самим собой»

Личная жизнь у меня есть. Но о женщинах самое правильное — молчать

Коллекция. Караван историй
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку

Как превратить вашего динозавра в шустрого помощника для работы и учебы?

ТехИнсайдер
Как повысить конверсию сайта и заявок: 9 шагов к эффективной воронке в digital-маркетинге Как повысить конверсию сайта и заявок: 9 шагов к эффективной воронке в digital-маркетинге

Посетители приходят на сайт — но не оставляют заявки?

ТехИнсайдер
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Лариса Голубкина: «Напрасно меня пытались не пустить к Миронову в Париж» Лариса Голубкина: «Напрасно меня пытались не пустить к Миронову в Париж»

Рязанов и Карасик просто шеи свернули. Кажется, я им сильно мешала...

Коллекция. Караван историй
Летнее настроение Летнее настроение

Дизайнер сделал невозможное: перекроил кухню в малогабаритной квартире

Идеи Вашего Дома
Джеффри Сакс: «США могли дать России план Маршалла, но выбрали тактику удушения» Джеффри Сакс: «США могли дать России план Маршалла, но выбрали тактику удушения»

Почему на Западе не услышали своего главного пророка?

Монокль
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Нейросеть для орнитологов Perch 2.0 помогла распознать морских животных Нейросеть для орнитологов Perch 2.0 помогла распознать морских животных

Google Deepmind выпустила обновленную версию нейросети для биоакустики Perch 2.0

N+1
Как найти и устранить скрытые потери. Технологии Process Mining и Task Mining для бизнеса Как найти и устранить скрытые потери. Технологии Process Mining и Task Mining для бизнеса

Как Process и Task Mining демонстрируют весомую экономическую отдачу?

Inc.
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Открыть в приложении