Возврат к собственным разработкам возможен только через кризис

МонокльБизнес

Зачем чипу родина*

Фактор СВО, повлекший за собой кратный рост спроса и выпуска электронной продукции в 2022–2023 годах, вынужденно был сопряжен с регрессом в реальном импортозамещении. Возврат к собственным разработкам и стимулирующему их регулированию отрасли возможен только через кризис, считает глава АРПЭ Иван Покровский

Александр Ивантер

Иван Покровский. Из личного архива Ивана Покровского

*Статья публикуется одновременно в журналах «Монокль» и «Стимул».

Электронная промышленность — одна из непременных составляющих технологического суверенитета. К началу острой фазы геополитического противостояния российская микроэлектроника подошла, мягко говоря, в не слишком развитом состоянии. Значительная часть электронных приборов и блоков, даже в секторах критической инфраструктуры, импортировалась на уровне готовых изделий либо компонентной базы для изделий местной сборки. Имеющиеся оригинальные разработки процессоров и их архитектур воплощались «в кремнии» на зарубежных фабриках. Свое производство фотолитографических машин для выпуска чипов — при наличии оригинальных научных подходов и лабораторных установок — отсутствовало.

В каком направлении пошло развитие отрасли после начала специальной военной операции и резкого ужесточения санкционного давления на российскую микроэлектронику? Какие задачи удалось решить, какие — нет, обозначилась ли стратегическая линия государства в части управления электронной промышленностью? За ответами на эти вопросы мы обратились к исполнительному директору Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Ивану Покровскому.

— Иван Александрович, как отрасль справилась с вызовами, которые встали перед ней три года назад?

— Первую и важнейшую на данный момент задачу — обеспечение продукцией военно-промышленного комплекса страны и воюющей армии — отрасль решает. Компании обеспечили кратное увеличение объемов производства электроники для оборонного сектора в 2022–2023 годах. При этом штат сотрудников вырос только на десятки процентов. Созданы новые производства, самый емкий новый сегмент отрасли — производство дронов и связанный с ним сегмент, противодействующий дронам противника, — производство средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). За короткий срок были запущены производства по выпуску сотен тысяч единиц очень сложной и насыщенной электроникой продукции.

— Эти электронные модули выпускают традиционные игроки отрасли?

— Нет, не только. Производство подавляющей части этих устройств обеспечивают частные предприятия, некоторые из них были созданы в период СВО. Правда, все это делается на импортных компонентах, адекватной российской электронной компонентной базы для таких изделий у нас по-прежнему нет. Поэтому с расширением производства дронов доля российских компонентов в ОПК снизилась, хотя в абсолютных объемах производство российских компонентов значительно увеличилось.

— Мы физически неспособны произвести такие компоненты?

— На российских компонентах можно спроектировать соответствующие изделия, но из-за относительно малых объемов производства они значительно дороже импортных. И если в истребителе доля электронных компонентов в конечной цене составляет, грубо, пять процентов и можно оснастить машину своей электроникой без значительного ущерба для экономики изделия, то в цене дрона доля компонентов превышает половину. С учетом массовости производства вопрос цены — один из ключевых. Без емких гражданских рынков экономику полупроводникового производства на конкурентный уровень не поднять. СВО не может взять на себя и перекрыть все эти издержки промышленности.

— Ну а все-таки, российские производители компонентов как-то поучаствовали в этой истории с дронами или нет?

— В основном они загружены своими традиционными заказчиками из оборонки — производителями комплексов ПВО, боевой авиации и так далее. Полупроводниковые производства очень инерционны, они физически не могут изменить специализацию и характер производства. А в условиях санкций на поставки материалов и технологического оборудования сделать это еще сложнее. Переход на российские материалы означает дальнейшее повышение стоимости, с которой уже не только в дроны, но и в истребители войти будет сложно. Компании сейчас делают максимум в рамках своих возможностей. Переключаться на другие рынки они не могут. При этом традиционные заказчики позволяют работать с большей ценой, закладывая в нее издержки производства. Но при ценообразовании от затрат нормирован предельный размер наценки, Министерство обороны фиксирует его в размере 20 процентов.

— Гарантированному уровню маржинальности в 20 процентов могли бы сегодня позавидовать многие рыночные сектора экономики.

— Кажется, что это неплохо, но в микроэлектронике этого только-только хватает, чтобы держать текущий технологический уровень, без развития.

Важно отметить, что фактор СВО, повлекший за собой кратный рост спроса на электронные изделия в 2022–2023 годах, в нынешнем году уперся в потолок, рост выдохся: спрос выходит на плато, за которым уже маячат признаки сокращения объемов. Производители это чувствуют и готовятся. Все риски по поддержанию раздутого штата сотрудников, низкой загрузке мощностей, незавершенным НИОКР из-за отказов госзаказчиков от своих планов лягут на плечи руководителей компаний. Компании хорошо понимают, что государство не будет делить с ними эти риски, все помнят, как в ситуации 2022 года форсмажор в проектах разработки российских микропроцессоров и другой электроники не был признан.

Будет происходить и существенное ослабление бюджетной поддержки отрасли. Если в 2020–2024 годах объем госфинансирования электронной промышленности составил 430 миллиардов рублей, то в следующие три года, в соответствии с открытой частью проекта федерального бюджета, бюджетное финансирование снизится до 246 миллиардов рублей.

Профанация импортозамещения

— Насколько активно идет процесс импортозамещения в отрасли?

— В части импортозамещения ситуация, скорее, тревожная. Вроде бы все предпосылки для него имеются. Это и приток инвестиций от торговых и IT-компаний, и растущий спрос на замещение проприетарных зарубежных разработок в большинстве отраслей промышленности. Но все это уходит в песок на фоне целого ряда негативных изменений нормативной базы. Сначала были отменены требования по использованию микропроцессоров российской разработки, с этого момента спрос на оригинальные российские процессоры государство фактически обнулило. Это было обосновано отказом сотрудничества с Россией зарубежных полупроводниковых фабрик в условиях санкций и отсутствием собственных фабрик соответствующего уровня.

Далее, размыты и продолжают размываться требования к российской разработке электронного оборудования на рынке госзакупок и критической информационной инфраструктуры

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Чукотка» на воде, ждем «Лидера» «Чукотка» на воде, ждем «Лидера»

Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку

Монокль
Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером» Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером»

С какими вызовами столкнулась российская наука и как они влияют на работу ученых

РБК
Стань богаче! Стань богаче!

Как составить личный финансовый план на 2025 год

Лиза
Один настойчивый старик Один настойчивый старик

Как Клинт Иствуд закончил свою версию «12 разгневанных мужчин»

Weekend
Остановка Стамбул Остановка Стамбул

Заезженную фразу «Москва – не вся Россия», можно перенести и на Стамбул

Знание – сила
Нерентабельный перелет Нерентабельный перелет

Почему одни дрозды улетают, а другие остаются? Результаты исследования ученых

Знание – сила
Как победить перфекционизм и начать жить: 8 советов психолога Как победить перфекционизм и начать жить: 8 советов психолога

Кто такой перфекционист? Как победить его в себе?

Psychologies
Вспомнить всё! Вспомнить всё!

Память стала все чаще подводить? Без паники – все поправимо!

Лиза
Время чудес Время чудес

Молодые актеры о веселых и трогательных воспоминаниях нового года

Grazia
Что нас ждет в Новом году Что нас ждет в Новом году

Символом 2025 года станет Зеленая Змея. Как встретить таинственную хозяйку года?

Лиза
Люди острова Люди острова

Люди Ольхона: что тянет сюда людей, заставляет их остаться?

Seasons of life
Строить меньше и дольше Строить меньше и дольше

Девелоперы и банки не собираются снижать цены на новостройки

Монокль
Утомленные ленью Утомленные ленью

Почему лениться так утомительно?

Лиза
Ближайшее окружение Ближайшее окружение

Всегда ли удается разместить произведения современного искусства в квартире

СНОБ
Инвесторы здесь не ходят Инвесторы здесь не ходят

Абхазия: экономика и инвестиции

Монокль
Черная-черная пятница: как нас подсаживают на иглу бесконтрольного шопинга и при чем тут скидки и маркетплейсы Черная-черная пятница: как нас подсаживают на иглу бесконтрольного шопинга и при чем тут скидки и маркетплейсы

Шопоголизм: как распознать в себе зависимость и избавиться от нее?

Psychologies
Мамины помощники Мамины помощники

Как приучить детей выполнять элементарные обязанности по дому?

Лиза
Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной

Южно-корейская писательница Чухе Ким — о своей любви к Толстому и животным

РБК
Укрощение рубля Укрощение рубля

Как Россия в очередной раз справилась с американскими санкциями

Деньги
Лыжи, вкатка, два ствола Лыжи, вкатка, два ствола

Правила хорошего биатлона

Men Today
Повеяло Повеяло

Техника по-пионерски плюс комфорт по-буржуински

Автопилот
Назад к истокам: почему создатель соуса Mr. Yoshida's выкупил его назад у Heinz Назад к истокам: почему создатель соуса Mr. Yoshida's выкупил его назад у Heinz

Неожиданные повороты в истории соуса Mr. Yoshida's

Forbes
Толькo для взрослых Толькo для взрослых

5 новогодних секс-сценариев, которые добавят перчинку в праздничную ночь

Лиза
Залечь на дно в Белфасте Залечь на дно в Белфасте

«Ничего не говори»: история ирландских террористов, рассказанная ими самими

Weekend
Праздник на Неве Праздник на Неве

Зимний Санкт-Петербург приглашает на новогодние каникулы!

Лиза
Роботы теснят программистов Роботы теснят программистов

Какие факторы провоцируют нарастающую волну увольнений специалистов в сфере IT

Монокль
Полный привод Torque Vectoring и кабина истребителя: мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7 Полный привод Torque Vectoring и кабина истребителя: мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Чем примечателен «крутой охотник» JAECOO J7?

Maxim
Председатель Магаданской областной думы: «Работаем ради результата и решаем поставленные вопросы» Председатель Магаданской областной думы: «Работаем ради результата и решаем поставленные вопросы»

Какие задачи стоят перед депутатами Магаданской областной думы?

ФедералПресс
Океан белковых структур Океан белковых структур

Белки выполняют львиную долю той работы, которая необходима живым организмам

Наука и жизнь
«Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе «Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе

Как собственнические матери влияют на своих дочерей?

Psychologies
Открыть в приложении