Высокая ставка не останавливает корпоративное кредитование

МонокльБизнес

У кредитов бизнесу отказали тормоза

Высокая ставка не останавливает корпоративное кредитование: крупные компании занимают, чтобы замещать внешние долги, обработка и растущие отрасли — чтобы продолжать расти и выполнять госзаказ. В ближайшие месяцы некоторые из них могут не справиться с платежами

Алексей Долженков, Евгения Обухова

Игорь Шапошников

Скорее всего, прямо сейчас кредитование бизнеса находится в точке перелома — либо он наступит совсем скоро. Несмотря на рост ставок все последние 14 месяцев, корпоративное кредитование продолжало расти (см. график 1). И даже в октябре, когда розничные выдачи уже встали (подробнее см. «Розничные кредиты: ЦБ добился своего», «Монокль» № 45 за этот год), корпоративный портфель все еще увеличивался. Общей статистики по октябрю пока нет, но есть отчетность Сбера: его портфель корпоративных кредитов только в октябре прибавил 2,7%, бизнес получил 2,3 трлн рублей, а с начала года этот портфель вырос на 17,8%. Для сравнения: за октябрь 2023 года (ставки тогда были вдвое ниже) бизнес получил в Сбере 2,1 трлн рублей кредитов, а прирост портфеля составил 0,9%. Президент Сбера Герман Греф заявил, что в части корпоративного кредитования спрос оставался достаточно высоким, а кредитный портфель рос за счет финансирования крупного бизнеса с высоким кредитным качеством.

По данным АРБ, в сентябре (более свежих данных пока нет) средневзвешенные ставки по оборотным кредитам снова существенно увеличились и составили 20,09% годовых ( в сентябре прошлого года — 13,64% годовых), для инвестиционных кредитов ставка выросла на 3,79 п. п., до 15,8% годовых (в сентябре прошлого года — 12,01% годовых). При этом доля кредитов с плавающей ставкой выросла до 54% общего корпоративного портфеля.

Управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин на конференции для квалифицированных инвесторов «Ньютон-2024» в начале ноября заявил, что рост корпоративного кредитования все еще продолжается, причем спреды к ключевой ставке увеличиваются: выдачи происходят по КС + 4,5, а то и 6 п. п. (25–27% годовых).

Некуда деваться

Парадоксальный на первый взгляд рост корпоративного кредитования, который идет, невзирая на жесткие денежно-кредитные условия, имеет под собой ряд вполне логичных причин.

Причина первая: компаниям, именно крупным, надо замещать долговой капитал, привлеченный когда-то на внешних рынках в валюте, на капитал рублевый. Этот процесс все еще идет: на начало 2022 года российский бизнес был должен иностранцам 310 млрд долларов, на середину 2024-го — 172 млрд долларов. Полного отказа от валютных долговых обязательств, скорее всего, не произойдет, но эта сумма и дальше будет уменьшаться, а деньги на погашение компании теперь могут взять только на внутреннем долговом рынке или у банков. Для примера: только ОАО РЖД за первое полугодие 2024 года вдвое нарастило долг перед отечественными банками — с 415 млрд до 880 млрд рублей, чтобы заместить свой внешний долг.

Вторая причина: рефинансирование недавних долгов и в целом текущих расходов, которые часто просто нельзя сократить. Как объясняет управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов, крупнейшие корпорации аккумулировали большой объем публичных и непубличных долгов в благоприятные для этого периоды по относительно низким процентным ставкам: с 2020-го по середину 2023 года (конечно, не считая краткосрочного взлета стоимости фондирования весной 2022-го). Теперь эти долги нужно рефинансировать, чтобы не сжимать масштаб деятельности и сохранять финансовую устойчивость. «Кроме того, у предприятий в последние годы возникает все больше слабо прогнозируемых расходов, связанных с импортозамещением, технологическим переоснащением, различными трансформационными процессами и изменением логистики. Необходимость рефинансирования старых долгов и покрытия новых, зачастую непредвиденных расходов создает ситуацию, в которой корпорации будут весьма активно занимать средства практически при любой их стоимости», — констатирует Юрий Беликов.

Третья причина: деньги нужны на развитие бизнеса. Значительная часть компаний либо все еще видит для себя хорошие перспективы в связи с импортозамещением и перестройкой всей экономики, либо имеет такие же хорошие перспективы при выполнении госзаказа, в том числе оборонного. В частности, руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора ЦМАКП Олег Солнцев объясняет, что рост корпоративного кредитования в значительной мере связан с необходимостью любой ценой выполнить «некоторые задачи». «Часть заемщиков предъявляет спрос на кредит в связи с необходимостью выполнения гособоронзаказа или государственных инвестиционных программ, — сказал он “Моноклю”. — Другая часть находится в условиях расширяющегося спроса на продукцию, и если речь идет не о стопроцентном фондировании кредитами оборотного капитала, то небольшую часть средств они могут позволить себе привлечь по высоким ставкам. В целом наш анализ показал, что наращивают заимствования те сектора, где выпуск продукции растет динамично, и сокращают те, у кого выпуск тормозится».

Что касается конкретных отраслей, то, по данным ЦМАКП, быстро наращивают заимствования добыча нетопливных полезных ископаемых (в основном металлических руд), производство машин и оборудования, производство транспортных средств и в меньшей степени производство нефтепродуктов. «Стоит отметить, что по нетопливным полезным ископаемым темпы роста заимствований уже выше средних, но пока не наблюдалось признаков замедления как по выдачам, там и по объему кредитного портфеля. Судя по всему, металлическая руда (сырье) идет на экспорт, и для этого нужны кредиты, тогда как металлургическое производство (выплавка металла) сокращает заимствования, и динамика производства здесь замедляется», — уточняет Олег Солнцев.

С другой стороны, замедление и производства, и кредитования наблюдается в добыче топливных полезных ископаемых, производстве стройматериалов.

Банки указывают, что активный спрос на кредиты проявляют те отрасли, которые заняты в поддерживаемых государством проектах.

«В топ-3 отраслей по росту корпоративного кредитования сейчас входят транспортная, энергетическая и металлургическая. Рост корпоративного кредитования, который мы наблюдаем, во многом является следствием реализации крупных инвестиционных проектов, которые стратегически важны для развития российской экономики», — сказала «Моноклю» Анна Кабанова, старший вице-президент — руководитель блока цифровизации, сопровождения и поддержки юридических лиц ПСБ. По ее словам, экономическая ситуация предыдущих двух лет открыла перед российскими компаниями много возможностей для расширения бизнеса и выхода на новые рынки. Предприятия стали активно наращивать технологические и производственные мощности, как следствие, возросла потребность в увеличении оборотного капитала и финансировании инвестиционных проектов, в том числе за счет льготных кредитов по программам господдержки различных отраслей.

Крупным легче

На льготных кредитах стоит остановиться отдельно. Не секрет, что они играют определенную роль в росте корпоративного кредитования. В некотором роде повторяется ситуация со льготной ипотекой. Чтобы в условиях высоких ставок стимулировать ту или иную отрасль, государство субсидирует ставки для ее представителей, и в результате влияние ключевой ставки ЦБ на кредитование в целом оказывается меньше, чем того хотел бы регулятор. Дальше мы знаем: новое ужесточение ДКП, продление льгот по кредитам, и так снова и снова.

Но вот насколько велико влияние именно льготных кредитов на прирост корпоративного портфеля — оценить сложно. К сожалению, статистики по объему кредитов, выданных по всем льготным программам для бизнеса, ЦБ не ведет (либо не публикует).

Известно, что господдержка оказывается по двум направлениям — это собственно субсидирование процентных ставок, как по кредитам МСП или выдаваемым Фондом развития промышленности, и различные налоговые льготы и послабления другого рода, которые делают стоимость капитала для компаний в целом ниже, чем в среднем по рынку. По большей части на все эти механизмы может претендовать крупный бизнес, так что неудивительно, что он главный «виновник» роста корпоративного кредитования.

Директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев в первую очередь напоминает об инструментах поддержки инвестиций: по параметрам поддерживаемых проектов видно, что они ориентированы прежде всего на крупный бизнес. Это СПИК и СПИК 2.0 (специальные инвестиционные контракты). «Механизм реальный, живой, действующий. Информация есть в общей сложности по 97 проектам, из них многие были инициированы уже в 2022–2024 годах. Сейчас в фокусе данного инструмента крупные технологические проекты в обрабатывающих отраслях промышленности», — говорит Юрий Симачев. Второй инструмент — это соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Главное его отличие от СПИКов в том, что могут возмещаться затраты на инфраструктуру. Поэтому СЗПК интересны прежде всего для проектов, где велики затраты на инфраструктуру, — рудники, горнорудные комбинаты, химия, металлургия и т. д. «Получить поддержку можно лишь при достижении некоторого порогового объема капвложений — например, для обрабатывающей промышленности он с 2022 года составляет 4,5 миллиарда рублей. Что касается масштабов поддерживаемых проектов, то достаточно отметить: для получения максимально возможной стабилизационной оговорки в 20 лет объем капвложений по проекту должен превышать 15 миллиардов рублей, — напоминает Юрий Симачев. — В 2022–2023 годах было заключено 19 новых соглашений по проектам на общую сумму 1,1 триллиона рублей».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Издать любой ценой Издать любой ценой

У разных исторических периодов – свои «главные» энциклопедии

Вокруг света
Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей» Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей»

Актриса Лиза Моряк — о материнстве, хейте и любви к удобной одежде

Здоровье
Тайная история насекомых: три научных открытия из жизни букашек Тайная история насекомых: три научных открытия из жизни букашек

Светлячки среди динозавров, история цивилизации муравьев и очень умные бабочки

СНОБ
Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой! Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой!

Каждый час ходьбы может принести до шести лет «дополнительной» жизни

ТехИнсайдер
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Водитель для зомби Водитель для зомби

«Кадавр»: сумрачный турецкий хоррор

Weekend
«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
Взяли и сделали Взяли и сделали

Истории классных бизнесов, сделанных женщинами

Новый очаг
Кочевые племена Кочевые племена

Хотите ли вы узнать, что ощущали русские землепроходцы?

Отдых в России
Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6 Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6

Новый Passort от Honda: смесь классического SUV и копия Isuzu Rodeo

4x4 Club
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину

Почему красный цвет маникюра некоторым кажется таким «могущественным».

Psychologies
Джонни, бегут Джонни, бегут

Как тяга к красивым цифрам заставила Антона Иванова пробежать 42 км в 42 года

Men Today
Как ходить с маленьким ребенком в ресторан: лайфхаки и хитрости Как ходить с маленьким ребенком в ресторан: лайфхаки и хитрости

Лайфхаки, которые помогут насладиться походом в ресторан с ребенком

Psychologies
Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка

Как превратить детское увлечение кулинарией в профессию?

РБК
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего

Есть ли у человечества возможность отказаться от грязных ресурсов?

Forbes
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Складская дюжина Складская дюжина

В корпорации Amazon сегодня трудится более чем 750 тыс. роботов

ТехИнсайдер
Не надо паники! Не надо паники!

В чем причины панической атаки и как остановить мучительный приступ

Лиза
Не вибрируй! Не вибрируй!

4 признака того, что стиральная машина скоро сломается

Лиза
Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке

Как король бельгийцев завоёвывал Африку

Forbes
Эхо горы Эхо горы

«Волшебная гора» Томаса Манна: роман-собор, роман-университет, роман-путешествие

Weekend
Север и Юг США: долгий путь к войне Север и Юг США: долгий путь к войне

Промышленная революция в Европе по-разному сказалась на южных и северных штатах

Наука и техника
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
«Фотокасса» сэкономит еду «Фотокасса» сэкономит еду

В России активно внедряются первые в мире умные весы на основе нейросети

Монокль
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка: конец беседы

Знание – сила
Энергетика: маневры за перекрестком Энергетика: маневры за перекрестком

Масштабы перекрестного субсидирования в энергетике сильно преувеличены

Монокль
«Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог «Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог

Как начать жить, если родители внушили чувство долга перед ними?

Psychologies
«Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви» «Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви»

Почему буддизм не заставил японцев отказаться от рыбы

N+1
Открыть в приложении