Теплый ящик Пандоры: кто выживет в новом климате
Глобальное потепление вытесняет многие виды за пределы привычных ареалов. Птицы погибают во время миграций, бурые и белые медведи скрещиваются в естественных условиях, таежные комары оккупируют Европу, бактерии выбираются из тающей вечной мерзлоты. Как все меняется и стоит ли этого бояться?

В 2025 году по сравнению с доиндустриальным периодом (1850–1900 годы) ученые фиксируют повышение средней температуры на Земле примерно на 1,2 градуса. В 2024-м рост температуры временно достиг первой критической отметки — плюс 1,5 градуса, после которой, как записано в Парижском соглашении по климату, должны начаться необратимые климатические эффекты. Несмотря на небольшой откат в нынешнем году, никто уже не сомневается, что в масштабе десятилетий траектория средней температуры идет по восходящей и к 2050 году стабильно достигнет отметки +1,5 градуса. Но четкого понимания, что будет происходить в этот период и после, в науке нет; пока идет лишь накопление данных о том, как меняется работа природных цепочек в новых условиях.
Для России потепление скорее позитивно. В частности, снижаются затраты на отопительный сезон. Хотя время холодов сократилось ненамного, на прогрев жилых и хозяйственных помещений, по оценкам Института географии РАН, сейчас требуется на 15–20% меньше топлива, чем 30 лет назад. Жить становится комфортнее, причем более мягкие климатические условия постепенно распространяются все дальше на север и северо-восток.
Но есть и поводы для тревоги. Механизмов и проявлений глобального потепления так много и они так хитро взаимодействуют между собой, что все вместе дают труднопрогнозируемый нелинейный эффект. В этом году, к примеру, Саратовская область пережила массовое нашествие степных антилоп — сайгаков, что практически лишило фермеров урожая, а в крупных американских мегаполисах отмечается значительное увеличение популяции крыс, что стало серьезной проблемой для местных жителей.
Какие же трансформации, связанные с ростом глобальной температуры, в настоящее время регистрируют ученые и есть ли возможность сохранить имеющийся баланс биоразнообразия в природе?
Поглощение vs отражение
Наиболее интенсивно — почти в четыре раза быстрее, чем остальная часть планеты, — нагревается Арктика. Это обусловлено постоянной борьбой белого с черным: огромные площади покрытого снегом морского льда отражают около 85% солнечного излучения обратно в космос, а незамерзшая вода в океане, которая представляет собой самую темную природную поверхность на планете, поглощает 90% света.
По этим цифрам хорошо видно, что побеждает черное: даже небольшой нагрев и, соответственно, сокращение площади ледяного зеркала приводит к возникновению положительной обратной связи: лед тает, темная поверхность океана увеличивается, из-за чего лед тает еще быстрее. За последние 30 лет площадь морского льда сократилась примерно на 10%.
Параллельно на суше увеличивается слой мерзлоты, который оттаивает каждое лето. Это повышает биологическую активность почвы: из нее начинают высвобождаться углерод и метан, что еще больше ускоряет потепление. По словам начальника отдела научноисследовательской, инновационной деятельности и аспирантуры КамГУ им. Витуса Беринга Михаила Семенова, в российской и канадской Арктике весна теперь наступает на две-три недели раньше нормы, а темпы таяния вечной мерзлоты и скорость отступления ледников фактически удвоились.
Если ты увидишь тундру, то уже в последний раз
Главными последствиями глобального потепления ученые называют смещение границ природных зон (климатических поясов), миграцию представителей флоры и фауны, изменение периодов вегетации и сроков наступления сезонов года. По данным экспертов, средняя высота растений в тундре увеличилась примерно на восемь сантиметров за последние 30 лет в результате роста температур и проникновения южной флоры на территорию Арктики.
В Якутии уже заметен переход от экстремально холодного климата к более мягкому субарктическому, и, как считает ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной климатологии КамГУ им. Витуса Беринга и СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова Никита Тананаев, эти данные могут быть оценочно верны для всего восточного сектора Арктической зоны РФ.
«Климат полярной тундры постепенно вытесняется вариациями субарктического климата. Арктическая тундра сокращается, уступая место северному редколесью. Наиболее распространенным в этом регионе становится холодный субарктический климат. Он увеличивает свою площадь за счет как экстремально холодных субарктических типов климата, так и климата полярной тундры, — поясняет Михаил Семенов. — Во второй половине XXI века материковая (равнинная) тундра будет замещена лесотундрой и тайгой — изменение климатических условий повлечет за собой реакцию почвенно-растительного покрова, которая следует за климатом с определенным временным лагом. В сравнении с базовым климатическим периодом 1961–1990 годов в современном периоде 1991–2020 годов площадь климата тундры сократилась на 39 процентов. Значительные площади тундры перешли в субарктические зоны. К концу столетия климат тундры может быть вытеснен с материка; если так будет, то его доля составит примерно один процент от территории Якутии».