Как «питерский вайб» влияет на дизайн в бизнесе

МонокльБизнес

Сделано в Питере. Сделано по-питерски…

Три бизнес-кейса, доказывающих влияние городской атмосферы на дизайн

Берт Корк

Цвет настроения — черный. Монохром в Питере в моде вне зависимости от возраста и пола

Едва родившись, малый, еще совсем крохотный бизнес старается осознать свое место в этом мире — точнее говоря, на рынке. Пытается понять свою неповторимость. Какие бы финтифлюхи он ни производил, это должны быть самые лучшие, уникальные финтифлюхи. И каждый бизнесмен — художник: он так видит, и мы это категорически приветствуем. Но мы задались другим вопросом: влияет ли на конечный продукт то, что принято поэтично называть «гений места»? Как отражаются на облике бизнеса планировка улиц, архитектура, реки и мосты? За ответом мы отправились в самый стильный город России — Санкт-Петербург, неповторимому настроению которого посвящена значительная часть русской литературы, от Достоевского до Шнура. И попытались понять, как «питерский вайб» влияет на дизайн в бизнесе.

Снобизм без высокомерия

А ведь могла бы заниматься экологической экспертизой и выдавать заключения и разрешения при строительстве! Екатерина Капустина, коммерческий директор компании «Махаон» по производству кожгалантереи, коренная петербурженка, по образованию химик-технолог, окончила Санкт-Петербургский госуниверситет кино и телевидения, кафедра химической технологии и экологии. В «Махаон» она попала случайно: ее подруга, работавшая в этой компании директором по развитию, позвала помочь оформить выставку. Там она и познакомилась с владельцем «Махаона», своим будущим мужем.

Михаил приехал в Питер несколькими годами ранее из Архангельска, где у него было рекламное агентство «Махаон». Агентство он продал, а бренд забрал, оставалось только построить под него бизнес. В начале 2010-х он с другом попал на выставку рекламы в Москве. И там неожиданно понял, что некоторые важные мелочи делаются очень некачественно. Например, обложки для паспорта. Убогие, из винила, с тусклыми принтами, они так не понравились Михаилу, что по возвращении в Питер он решил заняться их производством из натуральной кожи, с полноценными принтами.

Бизнес начался с десяти тысяч рублей, на которые купили кусок кожи, нашли человека с принтером и попросили напечатать принты. Это был обычный принтер для бумаги, и его владелец вообще сомневался, что рисунок ляжет на кожу. Сегодня принты более специализированы под производство, но метод прямой экосольвентной печати остался неизменным. Экосольвент — это тип краски, которая не пахнет так сильно, как на обычных печатных производствах. Это одна из «фишечек» «Махаона» — их рисунки не пахнут, не пачкаются, не стираются и не утрачивают яркость.

Сделав небольшую партию, супруги-бизнесмены (к тому времени Екатерина уже работала в «Махаоне») холодными звонками стали распихивать ее по продавцам, и многие сначала посылали их подальше: «Никому это попугайство на паспорта не нужно, все хотят, как обычно, черно-коричневое». Принты брали из открытых источников, когда было возможно — находили правообладателя и выкупали права на особенно понравившийся принт.

Бизнес-модель была очень ограниченная — шить и печатать. Сделать обложку для паспорта технологически очень просто: надо вырезать прямоугольник из кожи, напечатать принт, подогнуть и прошить кармашки. Для супругов Капустиных было интереснее писать софт под свое небольшое производство, чем развивать его. И так было до тех пор, пока в 2013 году один из оптовых клиентов не сказал: «Блин, ребята, вы такие классные, а занимаетесь ерундой. Вот вам сумка — сшейте мне такую же?»

— Вы распороли сумку на составляющие? — удивляюсь я.

— Это красиво бы звучало, но нет. Мы наняли технолога, а они, глядя на продукт, могут сказать, как он скроен и сшит, и построить что-то подобное, — улыбается Катя. — Мы сделали первую сумку, и сейчас я понимаю, что она была посредственная, со множеством недоработок. Но это было десять лет назад. И сумки у нас быстро пошли в розницу.

Следующей высотой для компании стал пошив кошелька. Кажется, предмет незамысловатый, но по технологии его строить не менее, а иногда и более сложно, чем сумку, поэтому они часто соизмеримы по стоимости. Но к тому времени компания поверила в свои силы.

— Понимаете, сумки мы делаем простые, без большого количества карманов — под принт. Большие портмоне достаточно сложны в изготовлении, есть множество нюансов, мелких деталей, — объясняет Катя. — Например, одна из сложностей, ставших нашей «фишкой», — совпадение, совмещение рисунка, когда «крышка» с застежкой закрывает часть принта на основной поверхности. То есть изначально это были просто прямоугольные сумки, на которые мы потом научились добавлять внешние карманы так, чтобы состыковать их с рисунком.

После кошельков «Махаону» стало вообще ничего не страшно, и в 2016 году компания освоила производство рюкзаков. Сегодня компания выпускает порядка 60 тыс. разных артикулов — 4000 единиц товара в месяц. Но если брать одинаковые модели сумок, рюкзаков и портмоне, с разными принтами, а также обложки паспортов, кардхолдеры, ключницы и очечники, то наберется до 200 тыс. разных наименований. Всего на предприятии работает около 40 человек, из них 22 — пошивочный цех. Поначалу продукция распространялась на выставках, где «Махаон» знакомился со своими оптовиками, но с появлением маркетплейсов нераспроданные на выставках остатки стали отправлять на Wildberries.

— Мы шьем под заказ, и шьем просто, поэтому быстро, — говорит Катя. — У нас есть и маленькие сумочки кросс-боди, и огромные рюкзаки, с которыми можно ходить в поход. В прошлом феврале мы переехали из маленького помещения, где шили две тысячи единиц в месяц, удвоили выпуск, для нашей маленькой компании это был серьезный скачок. В идеале мы хотим расти на десять процентов в месяц. С оборотом цифры простые: если мы производим четыре тысячи при средней стоимости в тысячу рублей — один миллион в обороте. Маржинальность пытаемся удерживать на уровне тридцати процентов, но с увеличением объема, я думаю, скатимся до двадцати.

«Питерский вайб» в дизайне «Махаона» искать не надо — он прямо на сумках, портмоне и рюкзаках. И дело не только в банальных пейзажах Питера. Катя, коренная петербурженка, очень любит музеи. Поэтому она очень быстро додумалась до идеи коллаборации с Эрмитажем — выставлять в его бутиках свою продукцию с принтами картин, в нем же и висящих. Идеи, чтобы город представляла его же, города, качественная и стильная продукция, а не дешевая китайская «сувенирка». Эрмитаж эту идею сначала воспринял настороженно и согласился не сразу. Но согласился.

— Я понимаю, у них много предложений. Но мы пришли сразу с презентационной продукцией. Это была сумка со «Звездной ночью» Ван Гога. Все знают Ван Гога. И вот ты ходишь по музею, смотришь на Ван Гога, а потом выходишь и видишь его качественный принт на какой-то обыденной вещи. А на коже он выглядит совсем по-другому, чем картина на стене. И ты такой: «Вау!» — восторженно всплескивает руками Катя и улыбается: — «Звездная ночь» — один из самых популярных принтов до сих пор.

«Звездная ночь» Ван Гога — принт, переживший множество трендов

Для Эрмитажа «Махаон» делает специальные серии изделий под временные экспозиции — когда какую-то выставку привозят на ограниченное время. В Питере компания сотрудничает еще с музейными магазинами Фаберже. В Москве — с Бахрушинским музеем. Рязанская епархия заказывает продукцию с куполами своих храмов.

— Наверное, наша главная компетенция — умение выбирать принты, которые точно продадутся, — размышляет Катя. — Мы просто знаем. Мы сотрудничаем с иллюстраторами, они присылают, например, тридцать принтов. Мы выбираем десять, начинаем обсуждать их в рабочих группах, голосуем. Это то, что не автоматизировано, и вряд ли когда-нибудь будет.

Среди цветов популярны пионы, это вечная тема. Но возникают тренды и на приглушенные тона — так, в прошлом сезоне носили разные «Мельницы» Моне. С выходом на ВБ аудитория стала слегка попроще. Засмотрится женщина на пионы, станет листать сумки, увидит котика: «Боже мой! Это же Барсик!» Хотела трендовых пионов, а купила Барсика.

Из чисто питерских «фишек» «Махаон» выпускает принты с картинами местного художника Дмитрия Кустановича — у него своя галерея в самом центре Петербурга. Катя просто проходила однажды мимо, и ей понравились его бабочки, выполненные в необычной технике. Уже пристрелянным глазом она прицелилась и определила, что это будет продаваться. Сегодня «сумки Кустановича» — одно из узнаваемых направлений в линейке «Махаона».

«Бабочки Кустановича» — Екатерина Капустина с сумочкой с принтом картины петербургского художника

Простота формы сумок, яркие принты — это чисто питерское направление.

— Питерский стиль — он не про деньги. Мне кажется, он больше про красоту. Это не только красота вещей. Это красота во всех мелочах. Питерский стиль — про неторопливость, про вдумчивость.

— А питерский дизайн?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дом у Финского залива Дом у Финского залива

Просторный загородный дом с ярким характером для молодой творческой семьи

SALON-Interior
С электроникой в башке С электроникой в башке

Как в России развиваются исследования интерфейса мозг—компьютер

Наука
Герпетологи разглядели новый вид хамелеонов на фотографиях туристов Герпетологи разглядели новый вид хамелеонов на фотографиях туристов

Герпетологи описали новый вид миниатюрных хамелеонов из рода Brookesia

N+1
«Десять жизней Мариам»: роман о женщине, которая дождалась отмены рабства «Десять жизней Мариам»: роман о женщине, которая дождалась отмены рабства

Глава из книги «Десять жизней Мариам»

Forbes
Почему пьяные водители могут выжить после смертельного ДТП? Узнайте интересные факты Почему пьяные водители могут выжить после смертельного ДТП? Узнайте интересные факты

Почему пьяные водители часто выживают в авариях?

ТехИнсайдер
Время в саду Время в саду

Как успешный предприниматель становится садоводом?

Новый очаг
От Библии до Хичкока: историк — о том, что скрывают культурные коды От Библии до Хичкока: историк — о том, что скрывают культурные коды

История осознания и становления собой через взаимодействие с мировой культурой

РБК
Считавшийся рыбоядным или насекомоядным раннемеловой энанциорнис оказался любителем фруктов Считавшийся рыбоядным или насекомоядным раннемеловой энанциорнис оказался любителем фруктов

Оказалось, что раннемеловой энанциорнис питался плодами растений

N+1
Гений места Гений места

Архыз, Ольхон, Красная Поляна — о любимых маршрутах рассказывают гиды

Новый очаг
Органический синтез в молекулярных облаках Органический синтез в молекулярных облаках

В космосе обнаружена очередная сложная органическая молекула

Знание – сила
Антиалкогольная компания Антиалкогольная компания

Десятка выдающихся пьяниц, алкоголиков и выпивающих героев мирового киноэкрана

Weekend
Часы Часы

Главные часы года: астрономические усложнения и ювелирное искусство

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Ваша Наташа Ваша Наташа

Певица Наталья Подольская — о конфликтах, новом проекте и хейте

OK!
Бурлацкий стан Бурлацкий стан

Чем знаменито село Ширяево в Самарской области?

Отдых в России
У кошек есть весомый аргумент, чтобы спать на вещах своего хозяина У кошек есть весомый аргумент, чтобы спать на вещах своего хозяина

Зачем кошки спят на вашей одежде?

ТехИнсайдер
Александр Никишин Александр Никишин

Знакомьтесь, капитан ХК СКА Александр Никишин — лидер клуба-фаворита

Собака.ru
Отставка Отставка

От заседания Президиума ЦК 13 и 14 октября 1964 г. осталась протокольная запись

Дилетант
Агрономы с пропеллером Агрономы с пропеллером

На полях и над полями уже вовсю работают дроны. Агродроны

ТехИнсайдер
Соленый папоротник и мороженое из грибов: что пробовать на Камчатке Соленый папоротник и мороженое из грибов: что пробовать на Камчатке

Самые аутентичные блюда Камчатки

СНОБ
Конечно, Вася Конечно, Вася

Василий Баста Вакуленко о самокритике, драках и творческих альтер эго

Men Today
Почему на ногах остаются следы от резинки носков? Это не обязательно отек Почему на ногах остаются следы от резинки носков? Это не обязательно отек

Следы от резинок носков могут быть временным и совершенно нормальным явлением

ТехИнсайдер
«Насилия в мире все меньше»: как Стивен Пинкер стал главным оптимистом современности «Насилия в мире все меньше»: как Стивен Пинкер стал главным оптимистом современности

Стивен Пинкер: чему можно поучиться у этого необычного мыслителя-оптимиста?

Psychologies
Связь одиночества с риском заболеваний назвали не причинной для большинства из них Связь одиночества с риском заболеваний назвали не причинной для большинства из них

Действительно ли одиночество и различные болезни взаимно влияют друг на друга?

N+1
Домашняя роскошь Домашняя роскошь

Тонкий баланс между уютом и роскошью — золото, натуральные материалы

SALON-Interior
Черные буквы и веревка: как две девушки сделали 14 млн рублей на модных гирляндах Черные буквы и веревка: как две девушки сделали 14 млн рублей на модных гирляндах

Как гирлянда превратилась в бизнес, за которым следит более 20 000 человек

Forbes
Взаимовыгодный альянс Взаимовыгодный альянс

Покупка U. S. Steel японскими металлургами имеет выгоду для обеих сторон

Монокль
За пригоршню сухого корма. Премьера «Черного пса» — вестерна с азиатским акцентом За пригоршню сухого корма. Премьера «Черного пса» — вестерна с азиатским акцентом

Апокалиптичный вестерн, маскирующийся под историю о дружбе человека и собаки

СНОБ
Как выявить рак на ранней стадии: инструкция от врача-онколога Как выявить рак на ранней стадии: инструкция от врача-онколога

Шаги для минимизации риска возникновения и прогрессирования рака

Psychologies
Бизнес на вау-эффекте Бизнес на вау-эффекте

Какими факторами обусловлен бурный рост косметической компании «Гельтек»

Монокль
«Прощай, United States!» Пароход размером больше «Титаника» станет мега-рифом «Прощай, United States!» Пароход размером больше «Титаника» станет мега-рифом

Корабль United States погибает, чтобы наконец начать приносить пользу

ТехИнсайдер
Открыть в приложении