Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

МонокльИстория

Сага мужества и стойкости

Четыре года яростных схваток с врагом в Северной Атлантике, среди штормов и айсбергов, сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты. Общая опасность и противостояние врагу сделали их настоящими братьями по оружию. Вопреки интригам и маневрам политиков

Сергей Кисин

Уинстон Черчилль говорил о северных конвоях как о «самом ужасном путешествии на земле».

Восемьдесят лет назад, 12 мая 1945 года, из Шотландии в СССР отправился конвой JW-67, ставший последним конвоем Второй мировой войны, шедшим по северному маршруту. За четыре года по нему было доставлено почти 4 млн тонн военных и стратегических грузов.

Ветер северный

Четырнадцатилетний Валентин Пикуль, будущий знаменитый писатель, служил юнгой на эсминце «Грозный» Северного флота. Позднее он так вспоминал о своем первом боевом походе с караваном в 1942 году, во время зимнего шторма: «Это был самый опасный трап на эсминце — в том месте, которое часто мыла волна. Но его не миновать, если хочешь попасть на мостик. Я все-таки угодил под накат, и как меня не сорвало тогда с трапа — до сих пор не понимаю. С горечью моря во рту, мгновенно прознобленный ветром, я миновал еще четыре трапа и выбрался на платформу мостика. Вот где качало! Внизу-то — шуточки, детский лепет. Амплитуда колебаний мостика была гораздо шире, нежели в низах корабля. Под забрызганным стеклом бесновато гуляла стрелка кренометра. Дойдет до упора и онемеет там, словно застряла. Сильный крен! С высоты мостика эсминец был похож на узкое длинное веретено, пронзающее бешеный хаос воды и холода».

В зимнее время на палубах, леерах, фальшбортах, трапах, орудиях намерзал соленый лед толщиной до 15 сантиметров. Из-за этого судно теряло остойчивость и при бортовой качке запросто могло перевернуться.

Первый участок пути — от портов на Восточном побережье США до Исландии или Шотландии, где находились перевалочные базы, — был сравнительно безопасным. Зато следующие две недели, особенно в Баренцевом море, проходили уже в плотном контакте с врагом. Здесь рыскали «волчьи стаи» подлодок кригсмарине, пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы люфтваффе, а также главный кошмар союзников — фашистский линкор Tirpitz. Монстр водоизмещением 53,5 тыс. тонн с восемью 380-миллиметровыми орудиями главного калибра. И это не говоря уже о чисто природных катаклизмах высоких широт. Британский премьер Уинстон Черчилль говорил о северных конвоях как о «самом ужасном путешествии на земле», а советский посол в Лондоне Иван Майский называл историю конвоев «сагой мужества и стойкости».

От мировой до мировой

Северный маршрут поставок был не нов для военного времени — он использовался еще в Первую мировую. Тогда доставка грузов не носила характер ленд-лиза, а шла в обе стороны: страны Антанты присылали в Россию вооружение и промышленное оборудование, в ответ на Запад отправлялось зерно. В декабре 1914 года было подписано соглашение, согласно которому через Русский банк внешней торговли наша страна обязалась поставить Франции 72 млн пудов пшеницы в качестве платы за военное имущество. После этого северные караваны стали регулярными.

Их защиту от германских субмарин взяли на себя суда британского Гранд-Флита, с осени 1916 года конвоировавшие корабли с грузами от норвежской границы до меридиана мыса Святой Нос у Горла Белого моря. Далее до Архангельска транспорты сопровождались русскими военными.

Конвои в первую очередь ориентировались на маломощный порт Архангельска, уже к 1915 году заваленный импортными грузами по обеим берегам Северной Двины. Порт Романов-на-Мурмане (с апреля 1917-го — Мурманск) начал работу лишь в конце 1916 года, но проложить нормально действующую железную дорогу через Кольский полуостров и Карелию до революции так и не смогли. Пока дорога строилась, союзный груз из романовского порта сначала на оленьих упряжках везли в Кандалакшу, оттуда двумя тысячами подвод доставляли в финский Рованиеми (тогда — территория Российской империи), а уже здесь перегружали в вагоны до Петрограда.

Путь долгий и изматывающий, но сухопутный и надежный. А вот морской переход уже тогда был весьма опасным. В первую очередь из-за вражеских мин: германский вспомогательный крейсер SMS Meteor в 1915 году установил на участке между кольской Йоканьгой и островом Сосновец 10 минных банок, по 27–30 мин в каждой. На них 29 мая 1915 года подорвался английский корабль Arendal, а вскоре еще несколько судов.

Из-за этого и англичане, и русские вынуждены были держать в беломорском Горле целые эскадры тральщиков, переоборудованных из торговых судов. Опыт совместных действий в северных конвоях периода Первой мировой войны очень пригодился союзникам во время Второй.

Первый арктический конвой «Дервиш» прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года

Физика и математика

Шестнадцатого июня 1940 года Германия полностью оккупировала Норвегию. Финляндия сохранила государственность, но выступила на стороне Гитлера. В результате в распоряжении кригсмарине оказалась вся океанская береговая линия Скандинавского полуострова, от Осло до Петсамо и Варангер-фьорда, с удобными гаванями и аэродромами. Главком кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер теперь имел возможность постоянно держать в Северной Атлантике крупные военно-морскую и военно-воздушную группировки, способные перехватить любые морские сообщения между союзниками.

Командующий советским Северным флотом вице-адмирал Арсений Головко констатировал: «Соотношение сил на морском театре было не в нашу пользу. К началу войны гитлеровцы располагали против Северного флота 6-й флотилией новейших эскадренных миноносцев, состоявшей из пяти кораблей типа “Редер”, тремя норвежскими миноносцами типа “Стег”, норвежским минным заградителем типа “Гломан и Лауген”, вспомогательным крейсером “Бремзе” (около десяти тысяч тонн водоизмещением), шестью подводными лодками дальнего действия типа U-67, десятью норвежскими сторожевыми кораблями различных типов, десятью-пятнадцатью тральщиками, десятью сторожевыми катерами типа быстроходных морских охотников, а также вспомогательными судами, то есть имели в строю до пятидесяти боевых единиц — целый флот с подходящими базами, расположенными в удобных местах Варангер-фиорда (Киркенес, Варде и Вадсе) в непосредственной близости к нашим коммуникациям. Военноморским силам противника была придана специально предназначенная для действий на театре авиация с первоначальным общим количеством до 230 самолетов, рассредоточенных на аэродромах в Луостари, Киркенесе (Солдатбухт), Лаксельвене (Банак), Хебуктене, Тромсё, Бардуфосе, Нарвике, Буде».

К этому после начала войны следует добавить линкор Tirpitz, линейный крейсер Scharnhorst, тяжелые крейсеры Admiral Scheer, Lützow и Admiral Hipper, до 40 субмарин.

Противопоставить им Северный флот мог только восемь эсминцев (из которых два находились в ремонте, еще один, «Карл Либкнехт», — на капремонте в Архангельске), семь сторожевиков, два тральщика, 14 «морских охотников», 15 субмарин и 122 самолета. К тому же уже в начале войны были потеряны эсминец «Стремительный» и сторожевики «Пассат» и «Туман», переоборудованные из торговых судов.

Учитывая неравенство сил, Головко запретил своим подчиненным вступать в открытый бой с противником, используя наличные силы только для охраны конвоев, поддержки сухопутной обороны с моря огнем морских орудий и десантных операций. Главной ударной силой вице-адмирала стали субмарины. В этих условиях, как и 25 годами ранее, основная задача по охране северных конвоев легла на британский Королевский флот под командованием адмирала Джона Тови.

Арктическая рулетка

Адмирал Тови был настоящим англичанином. То есть терпеть не мог рисковать, но, как военный, беспрекословно подчинялся приказам. После огромных потерь флота в начале войны, фиаско в Норвегии и особенно после гибели своего флагмана, линейного крейсера HMS Hood, в поединке с немецким линкором Bismark в Датском проливе в мае 1941 года Тови крайне неохотно соглашался на схватки с кригсмарине. И уж тем более с «одноклассником» своего обидчика, линкором Tirpitz.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В школы вернут лучшие традиции и будут отчислять за плохое поведение В школы вернут лучшие традиции и будут отчислять за плохое поведение

Интегральные оценки и оценки за поведение вновь появятся в образовании

Монокль
Аллергия на весну Аллергия на весну

Медицина пересматривает представления о механизмах развития аллергии

Ведомости
Поставить реактор на крыло Поставить реактор на крыло

В марте 2018 года мир содрогнулся, предрекая появление нового грозного оружия

Наука и техника
Прекрасная Агнета Прекрасная Агнета

55 метров роскоши: Project Agnetha от дизайнера Луки Дини

Y Magazine
Президентская кампания Хиллари Клинтон Президентская кампания Хиллари Клинтон

Люди, пришедшие поддержать Хиллари Клинтон, повернулись к ней спиной

Дилетант
Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче

Как сделать льняные вещи мягче и избавиться от неприятных ощущений

ТехИнсайдер
Прямо с куста Прямо с куста

Ягоды — это радость для глаз и праздничный взрыв вкуса. Как за ними ухаживать?

КАНТРИ Русская азбука
Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы

Факты, которые вы не знали о Крымском мосте

РБК
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Дело в Омане Дело в Омане

Из-за чего интерес российских инвесторов смещается в сторону Омана от ОАЭ

Ведомости
История Мадлен Астор, беременной молодой жены богача, которая выжила на «Титанике» История Мадлен Астор, беременной молодой жены богача, которая выжила на «Титанике»

Как беременной Мадлен Астор удалось выжить при крушении «Титаника»?

ТехИнсайдер
«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова «Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБК
Секреты мотивации Секреты мотивации

Как вернуть мотивацию без изнурительной работы над собой?

Лиза
Добавьте изюминку Добавьте изюминку

Как быстро и бюджетно преобразить интерьер загородного дома

Добрые советы
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
«Рим одаривает щедро» «Рим одаривает щедро»

Почему и как художник превращается в писателя?

Weekend
«Чистый хайп и маркетинг» «Чистый хайп и маркетинг»

Что такое мемкоин и можно ли на нем заработать

РБК
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Интервальное голодание: почему нет эффекта Интервальное голодание: почему нет эффекта

Почему интервальное голодание может не сработать и как избежать ошибок

Лиза
Homo uillaris Homo uillaris

Человек дачный: эта фанатично увлеченная порода людей легкоузнаваема

КАНТРИ Русская азбука
Турецкий словарь Турецкий словарь

Гид по турецкому этикету — словарь для диалога с деловыми партнёрами

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Подводный флот Ирана Подводный флот Ирана

Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техника
Золотые линии кинцуги Золотые линии кинцуги

Моя кульминационная точка «случилась» в день, когда мне исполнилось 50

Afternoon Seasons of life
Свободный полет Свободный полет

Константин Хабенский всё больше увлечен режиссурой. И экспериментом

OK!
Молодежь рвется наверх Молодежь рвется наверх

Молодежь выбирает стабильную карьеру вместо быстрых, но временных заработков

Ведомости
Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ‎ли бизнес Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ‎ли бизнес

Как проверить бизнес-идею до вложений и не влезть в долги

Inc.
Последний шаг Последний шаг

Новый Haval H7 – кроссовер с расширенными внедорожными возможностями

ТехИнсайдер
«Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа «Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа

Как повышение близкого человека может стать источником проблем

Forbes
Шаг к здоровью питомца: как подобрать правильный корм для домашнего животного Шаг к здоровью питомца: как подобрать правильный корм для домашнего животного

О том, как надо кормить кошек и собак в соответствии с их видовыми особенностями

ТехИнсайдер
Открыть в приложении