Почему Запад против нас ополчился и как его победить

МонокльОбщество

Русская альтернатива

Почему Запад против нас ополчился и как его победить, целенаправленно и оригинально применив уже имеющийся у нас богатый опыт внешнего влияния

Михаил Рогожников

Тамара Ларина

Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!

Александр Блок. «Скифы»

И вот Россия вновь, как уже не раз в истории, видит на лице Запада сначала некое кислое выражение, а потом и злое. А еще не так давно пытались улыбаться, хотя и видно было, что через силу. Правда, одно время до этого смеялись искренне, но недобро.

Переход от попытки задушить нас в объятиях (начало 1990-х) к нынешнему колену на горле произошел удивительно быстро. Стоило лишь эти объятья с силой разжать. Хотя в истории схожие метаморфозы в отношении к России со стороны расположенных к западу от нее стран явление не редкое.

Но, возможно, история конфронтаций стран Запада с нами пришла и к некоей критической точке. Этот кризис в значительной мере вызван формированием у политической верхушки США идеи о так называемом мировом порядке.

На этот «мировой порядок» начали некоторое время назад ссылаться американские официальные лица, упрекая в его нарушениях Россию. Но, скорее, к таким высказываниям можно применить слово «проговариваться», так как это понятие не закреплено не только в международном праве, но и вообще в каких-либо международно-политических документах, пусть даже не обязывающего характера. Говорить о нем — это как публично рассказывать о наличии заговора.

В октябре 2023 года на пленарном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» (Валдайском форуме) российский президент Владимир Путин отметил: «Международное право пытаются подменить “порядком” — каким “порядком”? — основанным на неких “правилах”. Каких “правилах”, что это за “правила”, кем они изобретены — совершенно непонятно».

В том же месяце на встрече с представителями религиозных объединений РФ Путин охарактеризовал этот феномен так: «При этом ведут разговоры о каком-то новом мировом порядке, суть которого на самом деле все та же: лицемерие, двойные стандарты, претензии на исключительность, на глобальное доминирование, на сохранение, по сути, неоколониальной системы».

Сегодняшняя ситуация становится критичной, видимо постольку, поскольку демиурги «порядка» с упорством, достойным лучшего применения, настроились на усиление экспансии и на попытки упрочения своей нелегитимной власти.

Вскоре после Валдайского форума, на Всемирном русском народном соборе, Владимир Путин сформулировал то, в чем и можно увидеть причины этого упорства: «Диктатура одного гегемона — мы видим это, все сейчас это видят — дряхлеет. Она пошла, что называется, вразнос и просто опасна для окружающих». И — то, почему гегемон обрушивается именно на нас: «Именно наша страна находится сейчас в авангарде формирования более справедливого мироустройства».

Прошедшие месяцы дали лишние доказательства того, что давление на Россию только нарастает.

В приведенном выше официальном контексте труднее пускаться в вольные философские суждения, но и обойтись без этого контекста было бы неправильно. В упомянутом выступлении на XX Валдайском форуме даны системные и емкие оценки международной политической ситуации, и они продолжают раскрывать свой смысл. Там намечена и программа формирования другого миропорядка, на совершенно иных, нежели нынешний западный, принципах — открытости, справедливости, равенства вместо гегемонии, признания разнообразия (тема форума была «Справедливая многополярность: как обеспечить безопасность и развитие для всех»).

Но, вообще говоря, вослед этому субъектам интеллектуальной жизни и нужно включаться и действовать дальше. И давно пора. Итак, к суждениям.

Переиздание Запада

Возможно, то сочетание обстоятельств, что, с одной стороны, именно Россию видят своей главной мишенью гегемонисты, а с другой — именно Россия идет в авангарде сопротивления, имеет одну и ту же причину.

Усмотреть ее можно в том, что мы тоже Запад. Альтернативный Запад. Альтернативный вариант античной греко-римской — с упором на греко-православный элемент — и христианской европейской культуры. (Одним из источников этих умозаключений стала статья д. п. н. Елены Пономаревой на сайте ВЦИОМ за 2023 год.)

С учетом этого наше «неподчинение» вызывает «там» особенное неприятие. Мол, как это — «тоже Запад», пусть не политически, даже не цивилизационно, но культурно, — а не признал власть того центра, которому подчинились остальные западные страны.

Помните довольно известное выражение «демократии не воюют между собой»? Но почему? Исходит ли это каким-то образом из природы демократии?

Исходило бы, возможно, если был бы реализован тот идеальный вариант демократии, что имеет в виду Иммануил Кант в работе «К вечному миру». Но он не реализован. Соответственно, «демократии» если и не воюют, то потому, что управляются из единого центра. А мы ему не покоряемся. Поэтому те, кто считает себя демократиями, воюют с нами.

Мы представляем собой угрозу центру и как непокорная держава в принципе, и как страна, частично расположенная в Европе, мало того, занимающая треть ее территории — ойкумены Западного мира, ныне политически унифицированной. И несмотря на это, не подчиняемся его центру, или центрам принятия решений (американскому центру и его европейскому филиалу). Демонстрируя тем самым как минимум принципиальную возможность такого поведения.

Мы тоже Запад или даже это они — тоже, в смысле — вторые, если держать во внимании наше религиозное и отчасти цивилизационное преемство от Византии. А она в пору начала этого преемства (IX–X, XI века) первенствовала в Европе, среди ее тогдашних протогосударств и полуварварских еще культур.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

После Ленина: гибель левой оппозиции После Ленина: гибель левой оппозиции

Как соратники тяжело больного Ленина начали ожесточённую борьбу за власть

Дилетант
Постотпускной синдром Постотпускной синдром

Почему можно впасть в депрессию после отдыха и что с этим делать

Лиза
Дорога в «парадиз» Дорога в «парадиз»

В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией

Дилетант
Точка опоры Точка опоры

Мифов о позвоночнике сложено немало, разбираем самые живучие из них

Лиза
Квантовое превосходство Квантовое превосходство

«Квантовый компьютер – атомная бомба XX века»

ТехИнсайдер
Все фильмы Гаспара Ноэ — от лучшего к худшему Все фильмы Гаспара Ноэ — от лучшего к худшему

9 фильмов загадочного французского режиссера, которые шокируют всех зрителей

Maxim
«Оценки — не главное»: о чем стоит задуматься родителям школьников «Оценки — не главное»: о чем стоит задуматься родителям школьников

Все ли родители понимают, для чего их дети ходят в школу?

Psychologies
«Женщины в синем»: как появилось первое женское подразделение полиции в Мексике «Женщины в синем»: как появилось первое женское подразделение полиции в Мексике

Сериал «Женщины в синем» о первом женском отряде полиции в Мексике 1970-х

Forbes
Последние роли Орловой, Гурченко, Мордюковой и других великих советских актрис Последние роли Орловой, Гурченко, Мордюковой и других великих советских актрис

Мы решили вспомнить фильмы, которые стали для артисток последними

VOICE
Вопрос века Вопрос века

Как правильно ухаживать за кожей вокруг глаз, чтобы не было «вековых» проблем?

Лиза
Смышленый и не малый. Тест-драйв нового Haval F7 Смышленый и не малый. Тест-драйв нового Haval F7

Чем удивил на тест-драйве новый Haval F7 и сколько он стоит

РБК
Молнии над водой Молнии над водой

Как выглядят гонки Formula E1 на электрических лодках с подводным крылом?

ТехИнсайдер
Термоэрозия мерзлоты помешает Северному ледовитому океану поглощать углекислый газ Термоэрозия мерзлоты помешает Северному ледовитому океану поглощать углекислый газ

Как таяние многолетней мерзлоты мешает поглощению углекислого газа

N+1
Неудачный «Большой скачок»: зачем Китай закупал воробьев у Канады и СССР Неудачный «Большой скачок»: зачем Китай закупал воробьев у Канады и СССР

«Большой скачок»: зачем Китай решил истребить воробьев?

ТехИнсайдер
Парадокс Монти Холла: что это значит и как его применять Парадокс Монти Холла: что это значит и как его применять

Как математический парадокс применяют в жизни?

Psychologies
Ивановичи Ивановичи

Обоим сыновьям Ивана Калиты совсем не повезло с местом в истории

Дилетант
«Талантливый писатель, но сволочь»: каким был Андрей Платонов «Талантливый писатель, но сволочь»: каким был Андрей Платонов

Как Платонов призывал к расправам и террору и почему раскаивался перед Сталиным

СНОБ
Гроссмейстеры больших данных Гроссмейстеры больших данных

Как стать гроссмейстером по машинному обучению

ТехИнсайдер
Спортивный характер Спортивный характер

О, спорт, ты стиль: мода, идущая со стадионов

Men Today
Из кожуры арбуза сделали ион-селективные мембраны Из кожуры арбуза сделали ион-селективные мембраны

Китайские материаловеды изготовили ион-селективные мембраны из кожуры арбуза

N+1
А как у них? А как у них?

9 самых странных школьных правил со всего мира

Лиза
Социальный заказ на большую семью: как власти будут развивать демографию Социальный заказ на большую семью: как власти будут развивать демографию

Власти пытаются поднять рождаемость в стране, создав тренд на многодетность

ФедералПресс
Разворот с Запада на Юго-Восток Разворот с Запада на Юго-Восток

О создании комплексной системы и развитии аграрной грузовой логистики

Агроинвестор
Лариса Долина отдала мошенникам миллионы — почему она и тысячи россиян доверяют им? Лариса Долина отдала мошенникам миллионы — почему она и тысячи россиян доверяют им?

Почему десятки тысяч россиян готовы отдавать деньги и квартиры мошенникам?

Psychologies
Деликатесы со всего мира Деликатесы со всего мира

Необычные деликатесы, которые вы есть не стали бы

Зеркало Мира
Ощущение вкуса Ощущение вкуса

На что мы смотрим, когда выбираем блюдо или напиток?

Bones
Сферы влияния Сферы влияния

Приглашенным главредом этого номера певица Валерия работала из отпуска

Psychologies
Трезвые разговоры в баре: Екатерина Манойло и Михаил Турбин Трезвые разговоры в баре: Екатерина Манойло и Михаил Турбин

Что обсуждают писатели, когда встречаются в баре рано утром?

СНОБ
Евгений Добаев: «Наш искусственный интеллект будет сильнее хакерского» Евгений Добаев: «Наш искусственный интеллект будет сильнее хакерского»

Уровень киберзащищенности организаций растет, но не так быстро, как хотелось бы

РБК
Мир Шрёдингера Мир Шрёдингера

«Черный пес»: китайский неовестерн о сломе времен

Weekend
Открыть в приложении