Олег Минаков: «Рынок дженериков будет замедляться, и мы ставим на биотех»
Лидер рынка дженериков компания «Озон Фармацевтика» считает, что в дальнейшем рост этого рынка будет ограничен, и решила сосредоточиться на выпуске препаратов-биоаналогов

Крупнейший российский производитель дженериков компания «Озон Фармацевтика» уникальна моделью своего развития. Большинство ведущих фармпроизводителей начинали с импорта препаратов, затем переходили к их упаковке, а потом к производству дженериков (аналоги оригинальных фармпрепаратов, выпускаемые после истечения срока патента последних). Сейчас они, как правило, занимаются разработками и выпуском своих оригинальных лекарств. Десять основателей и нынешние мажоритарные акционеры «Озон Фармацевтики» во главе с инженером из Ташкента Павлом Алексеенко начали сразу с производства дженериков и об оригинальных препаратах даже не думают, считая это ошибочной стратегией конкурентов. Начав в 2003 году с выпуска всего двух недорогих фармпрепаратов в Жигулевске, сейчас компания имеет самый большой их портфель в стране — свыше 540 наименований (из 10 тыс.) почти по всем нозологиям и с оборотом 25,6 млрд рублей, по данным Alpha Research & Marketing, занимает 4,8% рынка российской фармацевтики, емкость которого в 2024 году составила свыше 2,8 трлн рублей. Но рынок дженериков замедляется, и «Озон Фармацевтика» решила противопоставить ожидаемому снижению темпов роста выход на рынок биосимиляров (аналоги оригинальных биоперапартов), для чего сейчас активно ведет научные разработки и достраивает уже вторую производственную площадку.
В беседе с «Моноклем» генеральный директор «Озон Фармацевтики» Олег Минаков рассказал об истории успеха компании на рынке дженериков, о нынешних и будущих драйверах ее развития и об изменении рыночных трендов.
С двух препаратов — во флагманы рынка
— Олег, расскажите, как все начиналось и какие этапы стали ключевыми для развития компании?
— Когда мы только основали компанию, фармацевтический бизнес казался интересным, прибыльным и даже относительно простым. Два первых тезиса подтвердились, но вот с простотой оказалось не так. Реальность, в которую мы окунулись, показала, что фармацевтика — одна из самых зарегулированных отраслей, где нет места импровизации и быстрым решениям, где контролируют каждый шаг. В этой отрасли каждое действие требует лицензий, проверок, соответствия множеству стандартов.
Тем не менее нам удалось справиться с бюрократическими барьерами и другими трудностями. И уже в 2003 году мы получили первую лицензию на производство дженериков. Первую площадку открыли в Жигулевске, именно здесь выпустили первые два препарата — кардиологический нитроглицерин и каптоприл от гипертензии. Собственно, с этого и начался путь «Озон Фармацевтики».
Мы регистрировали новые препараты, наращивали производство и девять лет спустя, в 2012 году, запустили второй производственный корпус в Жигулевске. По сути, предприятие стало градообразующим, оно дало новые рабочие места, отсюда стали поступать внушительные налоги в бюджет — «Озон Фармацевтика» сегодня один из крупнейших налогоплательщиков Самарской области. Еще через пять лет в особой экономической зоне «Тольятти» открылся наш второй завод «Озон Фарм». Эта площадка позволила увеличить объемы производства, с ней мы вошли в число лидеров российского рынка. Сейчас компания занимает первое место в стране по объемам продаж небрендированных дженериков среди российских производителей (данные DSM Group по итогам 2024 года).
— Каковы ваши показатели сегодня?
— В 2024 году выручка компании достигла 25,6 миллиарда рублей. Это на 30 процентов больше, чем годом ранее. Для сравнения: фармацевтический рынок в стране в целом рос темпами около 10 процентов, то есть мы росли втрое быстрее.
Чистая прибыль компании составила 4,6 миллиарда рублей. Это рост на 15 процентов к показателю 2023-го. Почему она росла медленнее выручки? Потому что мы сознательно инвестировали в будущее, например повышали зарплаты сотрудникам, увеличивали капитальные вложения, развивали производственные площадки.
Если говорить о промежуточных результатах текущего года, то в первом полугодии 2025-го выручка составила 13,3 миллиарда рублей. Это на 16 процентов больше, чем за аналогичный период годом ранее. EBITDA составила 4,4 миллиарда рублей при рентабельности 33 процента. Чистая прибыль была 1,7 миллиарда рублей. Размер инвестиций или капитальных вложений — два миллиарда рублей.