Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

МонокльОбщество

Недообход Хабаровска

Скверная проработка проекта региональной концессии по сооружению платной автодороги — обхода Хабаровска обременила краевой бюджет тремя миллиардами рублей ежегодных расходов. А хабаровчане предпочитают по старинке пробиваться через весь город по пробкам

Павел Степанов, руководитель направления автомобильного транспорта Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ). Петр Лавриненко, директор по инфраструктурным финансам ЦЭИ

Александр Ивантер

Пятнадцатого июля 2022 года заработала первая на Дальнем Востоке России скоростная автомобильная трасса. Четырехполосная магистраль категории IБ протяженностью 27,1 км (с развязками и сопутствующими дорогами — почти 53 км), построенная инфраструктурным холдингом ВИС, должна была разгрузить дорожную сеть Хабаровска от транзитных автомобилей, следующих по федеральным трассам «Уссури», «Восток» и «Амур». Первый транспортный ГЧП-проект в ДВФО запускался с большой помпой, получил множество хвалебных отзывов и наград.

Однако спустя три года эксплуатации фактический трафик на обходе Хабаровска отстает от проектного, заложенного в финансовую модель концессии, более чем в два раза, и концедент вынужден доплачивать частной стороне порядка трех миллиардов рублей в год. К огромному сожалению, новая трасса не привела и к сколько-нибудь заметному улучшению автодорожной ситуации в крупнейшем городе Дальнего Востока, 616-тысячном Хабаровске.

Что же пошло не так?

Первый дальневосточный блин

Концессионное соглашение между правительством Хабаровского края (концедент) и ООО «Региональная концессионная компания» (входит в группу ВИС) о реализации проекта обхода Хабаровска было подписано в конце 2016 года. Непосредственное строительство началось через год — в ноябре 2017-го. Первоначальная стоимость проекта оценивалась в 40 млрд рублей, но окончательный объем затрат достиг около 48 млрд, при этом весь перерасход на стадии стройки лег на концессионера, итоговый вклад которого составил 18 млрд рублей (см. график).

Фактически трасса была построена в октябре 2021 года, но принята в эксплуатацию лишь восемь месяцев спустя, когда были устранены многочисленные недочеты, выявленные по итогам строительства.

Изначально прогнозировалось, что интенсивность движения на дороге составит около 25 тыс. транспортных средств в сутки (тсс). Модельные расчеты показывали, что такой трафик по новому обходу позволит сократить внутригородской трафик в Хабаровске на 20%. Расчетная скорость движения по скоростному маршруту закладывалась на уровне 120 км/ч. Число полос движения на новой трассе — четыре, число транспортных развязок — шесть, количество пунктов взимания платы — шесть. Эти параметры должны были обеспечить безубыточность инфраструктурного проекта.

Концессионное соглашение было заключено на 15 лет, из которых 3,5 года — инвестиционная стадия, 11,5 — эксплуатационная стадия. В соответствии с соглашением концессионер обязуется обеспечить софинансирование затрат на строительство объекта; осуществить его строительство и ввод в эксплуатацию; эксплуатировать объект; обеспечить сбор выручки в пользу концедента (Хабаровского края) и после прекращения действия соглашения передать объект краю.

В свою очередь, концедент получает выручку от сбора платы, а затем из этой суммы осуществляет плату концедента, которая состоит из операционной части, покрывающей текущие расходы на содержание и ремонт дороги, долговой части (тело долга, проценты) и акционерной части (доходность концессионера, налоговые платежи). В случае, если выручки оказывается недостаточно для осуществления выплат, эта разница компенсируется из регионального бюджета.

Первые годы эксплуатации объекта принесли шокирующе слабые результаты. В 2023 году интенсивность движения по платному обходу составила 4971 тсс, в 2024-м — 6952 тсс. В нынешнем году трафик вырос до 9942 тсс, но все еще остается более чем вдвое ниже плановой отметки (25 тыс. тсс). Существенного прироста интенсивности практически на треть в 2025 году удалось добиться путем увеличения верхней границы скоростного режима с 90 до 110 км/ч. В дальнейшем такого скачкообразного роста уже не случится. Более вероятен естественный рост трафика темпом не более 2% в год, что соответствует прочим дорожным проектам в России.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Ценный дар Ценный дар

Как оформить дарственную на недвижимость, предусмотрев все риски

Лиза
Отели Отели

Отели, которым нет равных, для самых взыскательных гостей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Светлое темное будущее Светлое темное будущее

Электроземледелие — технология, которая обещает обеспечить пищей человечество

ТехИнсайдер
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель

Дорастет ли доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли до 80%?

Монокль
Благородная роскошь Благородная роскошь

Московский интерьер на стыке классики и современности с ощущением роскоши

SALON-Interior
Геополитический хомут Геополитический хомут

В сегодняшнем учебнике привычного термина «монголо-татарское иго» не встретить

Дилетант
«Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма «Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма

Самые удачные экранизации произведений Дюма, которые вы могли не видеть

ТехИнсайдер
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
Как платформенная занятость влияет на российский рынок труда Как платформенная занятость влияет на российский рынок труда

Как платформенная экономика трансформирует рынок труда и развивает регионы

РБК
Маньяк ждет казни, пришельцы в Англии и другие романы августа Маньяк ждет казни, пришельцы в Англии и другие романы августа

Четыре романа, в которые можно окунуться с головой

Ведомости
ИИ учит и учится ИИ учит и учится

Как технологии искусственного интеллекта внедряются в вузах

Эксперт
Спас неспасающий Спас неспасающий

Много ли мы знаем картин, которые стали иконами со спрятанным Сатаной?

Дилетант
Доставка опережает Доставка опережает

Из-за чего этот труд курьеров перестает быть высокооплачиваемым

Ведомости
Может, чайку? Может, чайку?

Русское чаепитие: легенды, правила и советы, которые пригодятся и сегодня

Лиза
Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения? Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения?

Кого и зачем сыграл Дэвид Духовны в «Californication»

Weekend
Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9 Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9

JAC T9: настоящие внедорожники еще выпускают

ТехИнсайдер
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
Почему миллениалы и зумеры ненавидят друг друга Почему миллениалы и зумеры ненавидят друг друга

Почему между зумерами и миллениалами разгорелся настоящий поколенческий конфликт

Maxim
Низкомолекулярный оральный агонист ГПП-1 помог снизить массу тела Низкомолекулярный оральный агонист ГПП-1 помог снизить массу тела

ГПП-1 помог снизить массу тела при ожирении без сахарного диабета

N+1
Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком

Какое кино сейчас интересно зрителям в России?

Inc.
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Силиконовая трубка с лекарством помогла бороться с раком мочевого пузыря изнутри Силиконовая трубка с лекарством помогла бороться с раком мочевого пузыря изнутри

Ка работает система доставки препарата для лечения рака мочевого пузыря

N+1
Дело молодое Дело молодое

После череды мрачных ролей Иван Янковский возвращается в свое «отрочество»

СНОБ
Открыть в приложении