Нечестный процент
Вместо честной годовой доходности по вкладу банки в рекламе демонстрируют чудеса хитрости, наперегонки предлагая особые условия. Их задача — заманить клиента любым, даже неблаговидным способом
Сейчас, после очередного повышения ключевой ставки, финансовые организации порой указывают в рекламе доходность по депозитам вплоть до 25%, а то и выше. Однако не стоит обольщаться: банки хитрят. На самом деле указанный в рекламе, на сайте или в приложении процент, скорее всего, касается небольшой части срока депозита или небольшой части суммы; является итоговым доходом при ежемесячной капитализации, а не ставкой в процентах годовых; требует одновременного оформления инвестиционного или пенсионного продукта либо значительных ежемесячных расходов по кредитке. Кроме того, часто выплата процентов указывается ежемесячно, но при досрочном изъятии вклада доходность снижается до 0,01% и меньше.
Игры с процентом
В этом материале мы не будем упоминать конкретные кредитные организации и их продукты. Однако достаточно просмотреть деловую прессу, чтобы наткнуться на сообщение о том, что ФАС возбудила очередное дело в отношении того или иного банка за нарушения в рекламе. Из доклада службы за 2023 год следует, что количество нарушений, приходящихся на рекламу финансовых услуг, занимает первую строчку антирейтинга: 16,56% от всех нарушений (17,8% в 2022 году).
Поясним на примере. Один из крупнейших банков предлагает депозит с максимальной доходностью в 21%, которую можно получить, положив 50 тыс. рублей и больше на три года. Однако заявленную доходность клиент увидит только при капитализации процентов; без нее цифры будут куда ниже: 16,4%. Более того, с капитализацией (то есть с ежемесячным зачислением процентов обратно на вклад) получаются все те же 16,4%! Сумма, причитающаяся клиенту по итогам первого года, вырастет на 17,69%, по итогам второго — на 17,69%, то же произойдет и на третий год. Хочется спросить: откуда же тогда берется 21%? Так вот, если сравнить изначальные 50 тыс. рублей с 81,5 тыс. по итогам трех лет, то прирост в 63%, разделенный на три, и даст заветные 21%. Иными словами, в честной рекламе было бы написано, что предлагается сделать вклад под 16,4% годовых с ежемесячной капитализацией процентов, а никак не под 21%.
Другой интересный пример: в рекламе опять же обещают 21%, но по факту заявленную ставку получат только те, у кого за последние шесть месяцев в этом банке не было вкладов и накопительных счетов. Клиентам же ставка в 21% предлагается только на сумму, которая за последние три месяца не была размещена на счетах или вкладах. И даже при выполнении этих требований 21% будет доступен только при сроке вклада ровно 12 месяцев и только при получении процентов в конце года или в случае ежемесячной капитализации.