Не ставьте крест на инфраструктурных облигациях

«Росатом», ОСК, «Ростех» — все больше крупных и государственных компаний публично заявляют о проблемах с источниками долгосрочного финансирования крупных стратегических для страны проектов. А свежая схема финансирования многострадального проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург выглядит так: 18% проекта под низкую ставку с использованием ФНБ, остальное — под текущую ключевую плюс 3%. И все это как минимум на двадцать лет. Как бы ни вела себя ключевая ставка на этом долгосрочном периоде, 1,7 трлн необходимых инвестиций в итоге увеличатся кратно. И проект станет золотым.
Казалось бы, гигантская доля государства в экономике должна была решить вопрос инвестиций в крупные государственные проекты. Но этого не происходит. Госбанки ведут себя как абсолютно рыночные игроки: хотят низких рисков и высоких доходностей. Институты развития полностью зависимы от бюджета и тех же госбанков. В результате все ложится на бюджет, приобретая самые уродливые формы: кредиты и лизинг даются заемщикам под относительно низкие проценты, а ставка щедро субсидируется бюджетом. В результате мы получаем как минимум «два зла»: долг бюджета перед банками оказывается пропорциональным инвестиционной активности, и к тому же деньги, которые в итоге попадают в инвестиции, зачем-то проходят круг обслуживания банками и чиновниками, создавая дополнительные расходы на содержание соответствующих аппаратов. С точки зрения макроэкономики такое обременение бюджета — это очень плохо. Единственным источником пополнения бюджета являются налоги. А такая цепочка проблем вызывает естественное желание увеличить налоги. В то же время рост налогов всегда плохо сказывается на экономическом росте и, в частности, по некоторым расчетам (об этом мы напишем уже в следующем номере), стал одной из причин