«Мы не только надзиратели, но еще и созидатели»
В столичном ГУФСИН рассказали о пробации — системе помощи для возвращения бывших заключенных в полноценную жизнь, позволяющей делать их полезными для общества

Известная русская пословица рекомендует не зарекаться от сумы и от тюрьмы. Некоторым людям приходится испытать ее правдивость на собственном опыте, а по окончании срока заключения — заново искать себя в нормальной жизни. Очевидно, что большинство граждан, не имевших проблем с законом, с предубеждением относятся к бывшим осужденным, сторонятся их. Касается это и многих работодателей. Более того, порой даже близкие родственники отворачиваются.
Однако такие повороты в судьбах граждан, освободившихся из мест заключения, только повышают риск повторных преступлений. Поэтому их эффективная ресоциализация — вопрос не только абстрактного гуманизма, но и прямой заинтересованности общества. Для полноценного возвращения таких людей к нормальной жизни в России в 2023 году был принят Федеральный закон «О пробации в РФ». Он нацелен на регулирование вопросов, касающихся граждан, которые, освободившись из мест заключения, оказались в трудной жизненной ситуации.
Стоит заметить, что общее число заключенных в России сильно сократилось. Если к середине 2010-х этот показатель достигал почти 700 тыс. человек, то на 1 января 2023 года в местах лишения свободы находилось 433 тыс., что называли историческим минимумом. А к началу нынешнего года их число уменьшилось до 313 тыс. человек (в промежутке этого двухлетнего периода, в конце 2023-го, вообще насчитывалось 266 тыс. заключенных).
Общим трендом в России за последние 15 лет стало заметное снижение числа регистрируемых и расследуемых преступлений. В 2023 году по сравнению с 2011-м общее количество зарегистрированных преступлений сократилось на 19,0%, расследованных — на 23,9%. А вот число рецидивных преступлений снизилось в меньшей степени — на 14,3% (см. таблицу). В 2023 году общее снижение коэффициента рецидивной преступности (из расчета на 100 тыс. человек) по сравнению с 2011 годом составило 16,4%. При этом коэффициент общей преступности в этот период сократился на 21,0% (см. график).
В то же время, согласно данным судебного департамента, к реальному лишению свободы за 2024 год были приговорены 89 552 рецидивиста. В 2023-м их было 106 419. Этот позитивный результат может быть связан с действием Закона о пробации.
Заместитель начальника Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по Москве Ольга Шилова рассказала нашему изданию, что собой представляет и как реализуется соответствующий закон и как пробация может превратить освободившегося человека не просто в законопослушного, а в успешного члена общества.

Примут и проведут «за ручку»
— Когда и зачем была создана пробация?
— Все это долго созревало в недрах ФСИН. В феврале 2023 года был принят Федеральный закон «О пробации в РФ», а в январе 2024-го он начал действовать в части исполнительной и пенитенциарной пробации.
Пробация — это большой шаг вперед. Процесс исправления заключенного считается практически завершенным за девять месяцев до выхода на свободу. С этого момента и начинается активная пробация — целенаправленная индивидуальная работа, направленная на возвращение каждого освобождающегося к полноценной жизни.
— Закон вступал в силу поэтапно, и в результате появилось несколько разновидностей пробации. В чем разница?
— Первый вид пробации — исполнительная, в ведении уголовно-исполнительной инспекции. Это инстанция, которая исполняет наказание без изоляции осужденных от общества.
Следующий этап — это пенитенциарная пробация. Вот именно она исполняется в местах лишения свободы. Каждого осужденного ставят в известность, что за девять месяцев до освобождения мы можем составить для него индивидуальную программу, сориентированную на конкретную нуждаемость.
У кого-то, скажем, с паспортом проблемы, у кого-то родственные связи нарушены, у кого-то сложности с обеспечением жильем, кому-то надо получить субсидию. Например, если потребуется, мы поможем собрать все необходимые документы человеку, которому нужна медицинская операция. Мы обратимся к одному ведомству, ко второму, к третьему, чтобы собрать весь пакет. Встречаются осужденные, у которых нет страховых полисов, и они даже не знают, куда за ними обращаться. Иногда нужен военный билет, а то и паспорта нет у человека. Наша задача — объяснить им: вы сейчас в пробации, вас не оттолкнут, окажут содействие в соответствии с вашей нуждаемостью.