Миллиардер за решеткой
Пример Аяза Шабутдинова показывает, что за инфобизнес взялись всерьез. Похоже, отрасли придется стать прозрачнее и перестать завлекать клиентов несбыточными обещаниями
Подход государства к сфере так называемого инфобизнеса явно меняется — речь идет про тарологов, астрологов, продавцов марафонов желаний и бизнестренингов. Правоохранительные органы теперь обращают внимание не только на уплату налогов, но и на содержание продукта блогеров. Если содержание не соответствует обещанию, инфлюенсер может даже отправиться в тюрьму.
В начале ноября правоохранительные органы задержали известного блогера и бизнес-тренера Аяза Шабутдинова. В отличие от его пойманных за руку коллег — блогеров Валерии Чекалиной (Лерчек), Елены Блиновской и Александры Митрошиной, которым грозили лишь штрафы за дробление бизнеса и налоговые махинации, — Шабутдинова обвиняют по статье «Мошенничество», за которую он может получить до десяти лет лишения свободы. Гособвинение заявляет, что он вместе с партнерами из корыстных побуждений создавал «ложное впечатление о возможности осуществления предпринимательской деятельности и получения высокого дохода благодаря образовательным программам». Новость разделила людей на два лагеря: одни ликуют по поводу очередной победы над сомнительными марафонщиками, другие не согласны с обвинениями и считают, что все это напоминает охоту на ведьм. Предприниматели негодуют, а юристы пытаются понять, как теперь изменится бурно растущий в последние годы рынок онлайн-образования, или так называемый инфобизнес.
Миллионер из трущоб
Тридцатидвухлетний Аяз Шабутдинов — один из первых «инфобизнесменов» России, автор множества курсов для предпринимателей, основатель бизнес-школы Like Центр, сети хостелов Like Hostel, сеть коворкингов «Нэймс» и кофе-баров Coffee Like. Всего в системе СПАРК Шабутдинов значится совладельцем более 40 компаний (большинство из них в названии имеют слово «лайк»); правда, почти из всех бизнесов он на сегодня вышел, оставив лишь ООО «Лайк Центр» и истинный центр своей инфобизнес-империи — АНО «Центр развития предпринимательства».
На 2023 год, по данным СПАРК, Шабутдинов владеет 82,2% ООО «Лайк Центр», выручка которого в прошлом году составила 991 млн рублей, чистая прибыль — 737,7 млн рублей. Но главная бизнес-жемчужина его инфоимперии — «Центр развития предпринимательства»: его выручка в 2022 году составила 3,38 млрд рублей, чистая прибыль — 82 млн. Это в разы больше кофейного бизнеса Шабутдинова (выручка в 2018 году — 100 млн рублей, после чего он вышел из числа совладельцев) или его бизнеса в сфере коворкинга (выручка в 2022 году — 154 млн рублей). Получается, что бизнес, в котором Аяз по-настоящему преуспел, — учить других людей бизнесу.
Будущий бизнес-тренер родился в Пермском крае, детство провел в простом деревенском доме. Блогер рассказывал, что у его отца был небольшой цех по производству лимонада, который еле-еле выходил в ноль. Однако позднее выяснилось, что отец Аяза работал директором завода, а не маленького цеха.
Предпринимательская жилка, как рассказывает сам Шабутдинов, зародилась в нем в тринадцать лет, когда он занял пять с половиной тысяч рублей у родителей, закупил товары-приколы, а потом продал их в местном магазине по более высокой цене. Морозным январским утром 2013 года, во время утренней пробежки, Аяз решил заработать два миллиона рублей за год и освещать каждый свой шаг — так на свет появился его блог. Сейчас в Instagram (принадлежит Meta, деятельность которой в России признана экстремистской и запрещена), где блогер периодически проводит «гивы» (розыгрыши призов), у Шабутдинова два миллиона подписчиков. В своем блоге он продвигает образ «успешного миллионера»: с широкой улыбкой ходит на фоне дорогих автомобилей и рассказывает подписчикам про веру в себя.
Конечно, Аяз Шабутдинов не первый, кто учит простых смертных законам ведения многомиллионного бизнеса: сам блогер — выпускник «Бизнес-молодости», проекта для начинающих стартаперов и бизнесменов. Этот проект с тренингами и курсами появился в 2010 году и очень быстро обзавелся дурной репутацией — негативные отзывы в сети от прошедших обучение и состоявшихся бизнесменов дополнялись нелициприятными статьями в СМИ. И хотя компания проводила тренинги для 140 тыс. слушателей, оборот «Бизнес-молодости» приблизился к миллиарду рублей в год, но образ «секты для бизнесменов» никуда не делся.
Те, кто восхищается Шабутдиновым как бизнесменом, обычно подчеркивают его талант к продажам.
«Свое партнерство с Аязом я оцениваю как очень успешное. Мы очень хорошо друг друга дополняли. За счет четкого разделения ответственности — я был генеральным директором, а функция Аяза была в продаже франшизы и продвижении бренда — компания очень хорошо росла в первые годы своего развития, — рассказывает Зуфар Гарипов, бывший партнер Аяза по работе с сетью Сoffee Like. — Наши взаимоотношения были построены четко на доверии. Об Аязе могу отозваться как о человеке, который держит свое слово. Мы реально успели за короткий срок сделать успешную компанию. Когда я ее покидал, спустя четыре года работы, уже было под триста торговых точек». Компанию Гарипов покинул, чтобы посвятить себя другим проектам.
Король маркетплейсов?
Расцвет бизнеса Шабутдинова пришелся на взрывной интерес к маркетплейсам — и, как грамотный профессионал, предприниматель вовсю использовал эту тему, обещая обучить всем секретам работы на этих площадках.
В 2015 году в возрасте 24 лет Шабутдинов основал Like Центр — «технологическую образовательную компанию для предпринимателей», где и продает курсы для бизнесменов: лекции, так называемые бизнес-интенсивы и даже «реалити-шоу», которые обещают своему клиенту «найти точки роста и увеличить доход». Самый дорогой курс Аяза стоит 1,5 млн рублей.
Сейчас на сайте центра можно найти разные тарифы курсов. Например, школа Аяза предлагает начать зарабатывать от 100 тыс. рублей на своем бизнесе или увеличить доход под руководством действующих предпринимателей — что обойдется уже минимум в 250 тыс. рублей. Первыми нишами, в которых предлагается работать клиенту, — маркетплейс Ozon или Wildberries.