Маркетплейсам затянут пояса
На розничном рынке развернулась борьба за финансовые потоки маркетплейсов. Судя по решительному настрою Минфина и Банка России, в следующем году онлайн-платформы могут лишиться своих ценовых преимуществ
Борьба банков с маркетплейсами на минувшей неделе резко обострилась. Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина предложила запретить торговым платформам предлагать покупателям скидки при оплате товаров картами своих «карманных» банков — мол, это нечестно по отношению к другим финорганизациям. Тем самым регулятор решил поддержать ведущие банки страны, которые ранее обращались с аналогичными требованиями в Госдуму и правительство.
В ответ основательница Wildberries и председатель комитета по цифровым платформам общественной организации «Деловая Россия» Татьяна Ким заявила, что это «циничная дискриминация» и что отмена скидок приведет к повышению цен на 15–20% для 80 млн пользователей крупных маркетплейсов.
На прошлой неделе в дискуссию вступили еще два ведомства — Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба, которые, по сути, заступились за онлайн-площадки. В частности, Минэкономразвития осторожно отметило, что сначала стоило бы оценить влияние инициативы ЦБ на интересы покупателей и платформенной экономики в целом.
На этом фоне основную «домашнюю работу» проводит финансовый блок правительства, уже подготовивший ряд предложений по выводу из тени недобросовестных селлеров, которые ввозят товар почти или вовсе без пошлин и уклоняются от уплаты налогов.
Но чем бы ни завершился конфликт, очевидно, что маркетплейсам придется трансформировать свой бизнес.
Центробежная сила
Обращение Эльвиры Набиуллиной в Госдуму с призывом защитить крупнейшие банки от «нечестной» конкуренции со стороны торговых платформ, имеющих собственные финансовые инструменты, вызвало бурные дискуссии. Сейчас, оплачивая товар картами Ozon Банка, Яндекс Банка или через WB-кошелек от Wildberries, можно получить скидку на маркетплейсе в размере 7–12%. «В чем у меня позиция однозначно определилась — цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается. Потому что цена продукта или услуги — это то, что определяет выбор человека. Если идет манипуляция ценой с помощью способов оплаты, тяжело отследить, чтобы не было никаких злоупотреблений», — заявила глава ЦБ.
Кроме того, она потребовала запретить продажу на интернет-площадках продуктов дочерних банков (страховки, кредиты и пр.), поскольку они «имеют заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками банковского рынка». Дело в том, что расходы у маркетплейсов ниже, чем у традиционных финорганизаций, из-за упрощенного регулирования. Например, обычные банки должны замораживать капитал (резервы), содержать штат финмониторинга, тратить миллиарды на кибербезопасность.
В качестве дополнительного контролера Эльвира Набиуллина предложила подключить Федеральную антимонопольную службу, куда также было отправлено письмо. В ФАС и Минэкономразвития ответили, что изучают вопрос, но, похоже, оба ведомства поддерживают скорее интернет-платформы. «Для ФАС ключевым является вопрос добросовестной конкуренции, чтобы ни одна из сторон — банки, маркетплейсы или торговые сети — не оказывалась в дискриминационном положении, а потребители выигрывали от честной конкурентной борьбы», — заявили в антимонопольной службе и уточнили, что программы лояльности и скидки типа кешбэка или специальных условий внутри замкнутой электронной экосистемы законом не запрещены. А в Минэкономразвития напомнили, что закон «О платформенной экономике» (он вступит в силу в конце следующего года) уже позволяет на уровне правительства устанавливать требования к цене товара на онлайн-площадках и добавили, что «внедрение тех или иных ограничений применительно к скидкам нужно рассматривать комплексно, а эффекты прогнозировать с учетом последствий для продавцов и покупателей, а также их влияния на всю платформенную экономику».
Глава Центробанка своим письмом поддержала позицию крупнейших банков страны: Сбер, ВТБ, Т-Банк, Альфабанк и Совкомбанк также обращались в Госдуму и правительство с просьбой запретить не только скидки по картам маркетплейсов, но и инвестиции платформ в скидки на товары, поскольку это снижает налоговую базу электронных торговых площадок. Речь идет о выплатах крупным селлерам за большие скидки, из-за чего, по подсчетам главы Сбера Германа Грефа, бюджет только в 2025 году недополучил 1,5 трлн рублей. «Полагаем целесообразным запретить операторам посреднических платформ (маркетплейсам) вкладывать средства в снижение цен товаров, распространив запрет как на прямые скидки и акции, так и косвенные формы финансирования (бонусные программы, возвраты, маркетинговые субсидии)», — отметили представители финансовых организаций в своем коллективном письме. Например, в Европе установлены прямые ограничения на антиконкурентные субсидии продавцам и ценовые манипуляции со стороны «системно значимых платформ», напоминают банкиры. Сделать исключение, по их мнению, можно лишь для собственных товаров маркетплейсов и социально значимых категорий продукции.
Коммерсанты против
В «Озоне» считают, что «использование скидок, бонусов и программ лояльности — излюбленный инструмент самих банков, который они эксплуатируют крайне активно. Непонятно, почему, запретив его маркетплейсам, нужно значимо ухудшить жизнь десяткам миллионов жителей страны, а также сотням тысяч предпринимателей». В Wildberries также отметили, что без скидок товары резко подорожают, что неизбежно разгонит инфляцию, с которой борется Эльвира Набиуллина.
