Президент Гильдии кастинг-директоров — о том, как актеры получают роли в фильмах

МонокльРепортаж

Маргарита Ленских: «Все герои должны работать на общую идею»

Президент Гильдии кастинг-директоров — о том, как актеры получают роли в фильмах и сериалах

Вячеслав Суриков

Маргарита Ленских, президент Гильдии кастинг-директоров. Фото: Ксения Угольникова / пресс-служба премии Гильдии кастинг-директоров

Маргарита Ленских — одна из самых опытных кастинг-директоров в российской киноиндустрии. Среди проектов, над которыми она работала, — «Чемпион мира», «Пропавшая», «Измены». Маргарита Ленских возглавляет Гильдию кастинг-директоров. Это профессиональное сообщество, основанное в 2020 году. Среди проектов гильдии — премия, победители которой из числа актеров и кастинг-директоров определяются голосованием 180 профессионалов. В этом году церемонии вручения премии прошла во второй раз.

«Монокль» поговорил с Маргаритой Ленских о том, что представляет собой профессия кастинг-директора в России.

— Кто решает, какой актер будет исполнять ту или иную роль?

— Финальное решение принимает режиссер или продюсер. В большинстве случаев продюсер.

— Как происходит выбор актера?

— Сначала меня должны пригласить на работу либо режиссер, либо продюсер. Иногда кастинг-директоров еще до приглашения на работу просят составить дримкаст — список предполагаемых актеров на основные роли. Я на это не соглашаюсь, потому что, прежде чем предлагать тех или иных актеров, мне нужно поговорить с режиссером и продюсером, понять их видение и вникнуть в нюансы проекта.

После того как меня пригласили, я читаю сценарий и разговариваю с режиссером. Я составляю карту актерского ансамбля: кто и как от кого зависит и кто и как на кого влияет. Мы определяем последовательность поиска — иногда нет смысла искать сразу всех, потому что они будут зависеть от главного персонажа, от того, будет ему сорок или тридцать лет и какой у него будет типаж.

Затем проходят пробы (очный отбор актеров в кинопроект. — «Монокль»). Я их провожу сама — у меня есть режиссерское образование. Параллельно актеры записывают самопробы (в этом случае актер самостоятельно фиксирует выполнение режиссерского задания на камеру. — «Монокль»). Дальше происходят пробы с режиссером или ансамблевые пробы (когда актеры выполняют режиссерское задание, взаимодействуя с другими предполагаемыми участниками проекта. — «Монокль»). Продюсер может присутствовать как на предварительных пробах, так и на их финальном этапе, когда заказчик проекта утверждает актерский ансамбль.

— И сколько это продолжается?

— От месяца до года. Пилотный проект длительностью двадцать пять минут можно сделать за месяц. Иногда фильм рассчитан на трех-четырех персонажей. Его тоже можно сделать за месяц. А бывают такие проекты, как «Рождение империи» (находящийся в процессе производства исторический фильм Андрея Кравчука про Петра I. — «Монокль»), над которым я работала с августа прошлого года по февраль этого. Он предполагает участие иностранных актеров. Сейчас их поиск и приглашение в российский проект — сложный и долгий процесс.

— Где вы ищете актеров?

— У нас есть базы FilmToolz, «Кинолифт», есть актерские агентства. Надо стараться смотреть все проекты, которые выходят в течение года. Премия Гильдии кастинг-директоров, где надо выдвигать номинантов и голосовать за них, как раз мотивирует это делать. Надо ходить в театры, на выпускные экзамены в театральные институты, следить за актерскими дебютами. Сейчас я снимаю актрису, которая еще только учится. Она пока никому не известна, а мои коллеги уже должны знать, что ей предстоит дебют и ее можно приглашать на роли еще до выпуска моей картины как актрису с бэкграундом.

Очень мало артистов в возрастной категории «за шестьдесят». Их нужно постоянно держать в фокусе внимания: в какой физической форме они находятся и какие роли готовы сыграть. Не все актеры, которые работают в театре, готовы сниматься в кино. Им может быть не до этого, или им физически сложно выдерживать рабочий ритм съемок.

— Сколько актеров вы держите в поле внимания?

— Кастинг-директор фокусируется на пуле актеров, необходимых для проекта, над которым он в данный момент работает. Если он занимается молодежным проектом, фокус его внимания смещается в сторону молодых актеров. Если он работает над проектом про тех, кому тридцать пять — сорок лет, фокус его внимания смещается в сторону актеров этой возрастной категории. Все зависит от поставленной перед ним задачи. Все остальное — для общего понимания. Можно изучать пулы артистов, которые снимаются для телеканалов. Как правило, если актер начинает сниматься на каком-либо телеканале, он будет продолжать это делать, пока его будут устраивать ставка, статус и предлагаемые ему проекты.

Часто актер задумывается о смене канала или амплуа и начинает меняться: сначала внутренне, а потом и внешне. Этот процесс тоже может попадать в поле внимания кастинг-директоров, которые работают не на телевидении, а на платформах. И тогда происходит переоткрытие актера или актрисы: вот мы ее знали как «плачущую» героиню из сериалов на телеканале «Россия», и вдруг она появляется в сериале на платформе совсем в другом амплуа.

— Какова в этом случае степень риска? Что если аудитория не примет актера в непривычном образе?

— Все зависит от того, о каком проекте идет речь: или это большой прокатный фильм с бюджетом в миллиард рублей, или сериал, или авторское кино. Например, Павла Деревянко никто не представлял в роли Вити Людоеда в фильме моих друзей Евгения Григорьева и Ольги Ерофеевой «Подельники». И на первых пробах он не показал себя этим персонажем, но он попросил вторые пробы и пришел на них уже Витей Людоедом. Но это кино, по большому счету не предназначенное для широкого проката.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Загадки прекрасных дам Загадки прекрасных дам

Как и зачем древние люди в разных частях континента начали создавать «венер»

Вокруг света
«Во всем дойти до самой сути…» «Во всем дойти до самой сути…»

Разговор с Вадимом Дудой о настоящем и будущем библиотек

Знание – сила
Александр Чулок: «Ведь не граблями и вилами строить новую экономику» Александр Чулок: «Ведь не граблями и вилами строить новую экономику»

Заглядываем в будущее вместе с экономистом и прогнозистом Александром Чулоком

РБК
До и после До и после

Знакомимся с Pirelli 42 Special Edition — лодкой-RIB в новом «прочтении»

Y Magazine
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Что не так в системе Сатурна и что такое «Титан» Что не так в системе Сатурна и что такое «Титан»

Когда и почему система Сатурна стала неправильной?

Наука и техника
7 этапов в отношениях с манипулятором 7 этапов в отношениях с манипулятором

По какому сценарию обычно развиваются отношения с манипулятором?

Psychologies
Лучшие после белых Лучшие после белых

Почему грибники так любят подосиновики и подберёзовики?

Наука и жизнь
«Я обнаружила, что не настолько его любила»: 2 причины, почему люди сбегают со свадьбы «Я обнаружила, что не настолько его любила»: 2 причины, почему люди сбегают со свадьбы

Что побуждает людей в последний момент отменить свадьбу?

Psychologies
Кама Гинкас: «Пытаться разгадать гения — все равно что пытаться разгадать жизнь» Кама Гинкас: «Пытаться разгадать гения — все равно что пытаться разгадать жизнь»

Режиссер Кама Гинкас о прозе Пушкина, языке театра и спектаклях-долгожителях

Монокль
Наследие под угрозой: почему природный парк в России признали всемирной ценностью Наследие под угрозой: почему природный парк в России признали всемирной ценностью

Про лодки «кенозерки» и чем Стоунхендж похож на Кавказский заповедник

Forbes
На лето к бабушке На лето к бабушке

Отправлять детей к бабушке на лето: потенциальные «за» и «против»

Новый очаг
Робот Pepper помог людям восстановить движения в руках после инсульта Робот Pepper помог людям восстановить движения в руках после инсульта

Робот Pepper проводил реабилитационные тренировки с людьми после инсульта

N+1
Половина пути Половина пути

Каково это — отдыхать с супругой

VOICE
Договорной брак: ловушки отношений без любви Договорной брак: ловушки отношений без любви

Как быть и что делать в ситуации, когда муж не соглашается на развод

СНОБ
«Да пребудет со мной сила!»: практика самоподдержки «Да пребудет со мной сила!»: практика самоподдержки

Как развить навык самоподдержки?

Psychologies
Не стоит принимать на веру: самые популярные лжетеории, у которых нет научных доказательств Не стоит принимать на веру: самые популярные лжетеории, у которых нет научных доказательств

Самые распространенные лженауки, которым не стоит доверять свою судьбу

ТехИнсайдер
Смотрины для родинки Смотрины для родинки

Разбираемся, какие родинки опасны, а какие совершенно безобидны

Лиза
«Железный купол»: логика работы и техническое воплощение «Железный купол»: логика работы и техническое воплощение

О принципах работы и основах устройства эффективного противоракетного комплекса

Наука
Михаил Шемякин: Я допускаю, что Высоцкий умер не сам Михаил Шемякин: Я допускаю, что Высоцкий умер не сам

Художник Михаил Шемякин о своем лучшем друге — Владимире Высоцком

СНОБ
Фильмы, которые совершили революцию в кино и вышли уже при нашей жизни Фильмы, которые совершили революцию в кино и вышли уже при нашей жизни

Фильмы, которые перевернули киноиндустрию

Maxim
Как United Airlines обслуживает клиентов с помощью ИИ и сколько она на этом выиграла, а не потеряла Как United Airlines обслуживает клиентов с помощью ИИ и сколько она на этом выиграла, а не потеряла

United Airlines использует ИИ, чтобы передавать клиентам важную информацию

Inc.
Владимир Лифшиц Владимир Лифшиц

Биография Владимира Лифшица дает ответ на мучительные вопросы современности

Дилетант
Русская азбука Русская азбука

Вещи, составляющие код национальной идентичности условного жителя России

2Xplore
Роботы учатся у слонов технике мягкого и точного захвата Роботы учатся у слонов технике мягкого и точного захвата

Почему слоновий опыт очень важен для роботов с мягкими захватами

ТехИнсайдер
Слава блогу: кто такие православные блогеры и почему они популярны Слава блогу: кто такие православные блогеры и почему они популярны

Кто и зачем учит вере в соцсетях?

Правила жизни
Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания» Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания»

Горжусь, я единственная актриса — кандидат наук

Коллекция. Караван историй
Дорога вдоль северного фасада. История Северного широтного хода Дорога вдоль северного фасада. История Северного широтного хода

Для СССР результаты войны в Арктике оказались весьма болезненными

Наука
Россия выпала из топ-10 самых DDoS-атакуемых стран на фоне выборов по всему миру Россия выпала из топ-10 самых DDoS-атакуемых стран на фоне выборов по всему миру

Россия покинула список десяти самых DDoS-атакуемых стран мира

Forbes
Восемь мифов о правильной еде Восемь мифов о правильной еде

Давно опровергнутые, но устоявшиеся представления о правильной еде

Здоровье
Открыть в приложении