Президент Гильдии кастинг-директоров — о том, как актеры получают роли в фильмах

МонокльРепортаж

Маргарита Ленских: «Все герои должны работать на общую идею»

Президент Гильдии кастинг-директоров — о том, как актеры получают роли в фильмах и сериалах

Вячеслав Суриков

Маргарита Ленских, президент Гильдии кастинг-директоров. Фото: Ксения Угольникова / пресс-служба премии Гильдии кастинг-директоров

Маргарита Ленских — одна из самых опытных кастинг-директоров в российской киноиндустрии. Среди проектов, над которыми она работала, — «Чемпион мира», «Пропавшая», «Измены». Маргарита Ленских возглавляет Гильдию кастинг-директоров. Это профессиональное сообщество, основанное в 2020 году. Среди проектов гильдии — премия, победители которой из числа актеров и кастинг-директоров определяются голосованием 180 профессионалов. В этом году церемонии вручения премии прошла во второй раз.

«Монокль» поговорил с Маргаритой Ленских о том, что представляет собой профессия кастинг-директора в России.

— Кто решает, какой актер будет исполнять ту или иную роль?

— Финальное решение принимает режиссер или продюсер. В большинстве случаев продюсер.

— Как происходит выбор актера?

— Сначала меня должны пригласить на работу либо режиссер, либо продюсер. Иногда кастинг-директоров еще до приглашения на работу просят составить дримкаст — список предполагаемых актеров на основные роли. Я на это не соглашаюсь, потому что, прежде чем предлагать тех или иных актеров, мне нужно поговорить с режиссером и продюсером, понять их видение и вникнуть в нюансы проекта.

После того как меня пригласили, я читаю сценарий и разговариваю с режиссером. Я составляю карту актерского ансамбля: кто и как от кого зависит и кто и как на кого влияет. Мы определяем последовательность поиска — иногда нет смысла искать сразу всех, потому что они будут зависеть от главного персонажа, от того, будет ему сорок или тридцать лет и какой у него будет типаж.

Затем проходят пробы (очный отбор актеров в кинопроект. — «Монокль»). Я их провожу сама — у меня есть режиссерское образование. Параллельно актеры записывают самопробы (в этом случае актер самостоятельно фиксирует выполнение режиссерского задания на камеру. — «Монокль»). Дальше происходят пробы с режиссером или ансамблевые пробы (когда актеры выполняют режиссерское задание, взаимодействуя с другими предполагаемыми участниками проекта. — «Монокль»). Продюсер может присутствовать как на предварительных пробах, так и на их финальном этапе, когда заказчик проекта утверждает актерский ансамбль.

— И сколько это продолжается?

— От месяца до года. Пилотный проект длительностью двадцать пять минут можно сделать за месяц. Иногда фильм рассчитан на трех-четырех персонажей. Его тоже можно сделать за месяц. А бывают такие проекты, как «Рождение империи» (находящийся в процессе производства исторический фильм Андрея Кравчука про Петра I. — «Монокль»), над которым я работала с августа прошлого года по февраль этого. Он предполагает участие иностранных актеров. Сейчас их поиск и приглашение в российский проект — сложный и долгий процесс.

— Где вы ищете актеров?

— У нас есть базы FilmToolz, «Кинолифт», есть актерские агентства. Надо стараться смотреть все проекты, которые выходят в течение года. Премия Гильдии кастинг-директоров, где надо выдвигать номинантов и голосовать за них, как раз мотивирует это делать. Надо ходить в театры, на выпускные экзамены в театральные институты, следить за актерскими дебютами. Сейчас я снимаю актрису, которая еще только учится. Она пока никому не известна, а мои коллеги уже должны знать, что ей предстоит дебют и ее можно приглашать на роли еще до выпуска моей картины как актрису с бэкграундом.

Очень мало артистов в возрастной категории «за шестьдесят». Их нужно постоянно держать в фокусе внимания: в какой физической форме они находятся и какие роли готовы сыграть. Не все актеры, которые работают в театре, готовы сниматься в кино. Им может быть не до этого, или им физически сложно выдерживать рабочий ритм съемок.

— Сколько актеров вы держите в поле внимания?

— Кастинг-директор фокусируется на пуле актеров, необходимых для проекта, над которым он в данный момент работает. Если он занимается молодежным проектом, фокус его внимания смещается в сторону молодых актеров. Если он работает над проектом про тех, кому тридцать пять — сорок лет, фокус его внимания смещается в сторону актеров этой возрастной категории. Все зависит от поставленной перед ним задачи. Все остальное — для общего понимания. Можно изучать пулы артистов, которые снимаются для телеканалов. Как правило, если актер начинает сниматься на каком-либо телеканале, он будет продолжать это делать, пока его будут устраивать ставка, статус и предлагаемые ему проекты.

Часто актер задумывается о смене канала или амплуа и начинает меняться: сначала внутренне, а потом и внешне. Этот процесс тоже может попадать в поле внимания кастинг-директоров, которые работают не на телевидении, а на платформах. И тогда происходит переоткрытие актера или актрисы: вот мы ее знали как «плачущую» героиню из сериалов на телеканале «Россия», и вдруг она появляется в сериале на платформе совсем в другом амплуа.

— Какова в этом случае степень риска? Что если аудитория не примет актера в непривычном образе?

— Все зависит от того, о каком проекте идет речь: или это большой прокатный фильм с бюджетом в миллиард рублей, или сериал, или авторское кино. Например, Павла Деревянко никто не представлял в роли Вити Людоеда в фильме моих друзей Евгения Григорьева и Ольги Ерофеевой «Подельники». И на первых пробах он не показал себя этим персонажем, но он попросил вторые пробы и пришел на них уже Витей Людоедом. Но это кино, по большому счету не предназначенное для широкого проката.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Доктор, меня все игнорируют! Доктор, меня все игнорируют!

Как сделать так, чтобы вас слышали и слушали?

Men Today
О строении нашей галактики О строении нашей галактики

Не все знают, что у Млечного Пути есть два диска со спиральными рукавами

Наука и техника
Испытание счастьем Испытание счастьем

Исландия: экстремально короткий световой день, шквальные ветры и ледяные дожди

Вокруг света
Созидать Россию снизу Созидать Россию снизу

Как генерал Врангель и премьер Кривошеин землю делили

Дилетант
Продуманный подход вместо запретов Продуманный подход вместо запретов

Собравшиеся на форум ученые и врачи обсуждали проблематику табакокурения

Наука
Как проверить жесткость воды в домашних условиях: элементарные методы Как проверить жесткость воды в домашних условиях: элементарные методы

Наиболее простые способы узнать жесткость воды в доме или квартире

ТехИнсайдер
На педали жали: краткий таймлайн велосипедной формы На педали жали: краткий таймлайн велосипедной формы

Как с годами менялась одежда велосипедистов и велосипедисток

Правила жизни
Разговоры о всяком Разговоры о всяком

«Папуля»: одноактная пьеса в кинотеатре

Weekend
Какие инструменты применить в бизнесе, чтобы стать лидером рынка Какие инструменты применить в бизнесе, чтобы стать лидером рынка

Какие алгоритмы медиарынка лучше всего работают?

РБК
Журнал Time опубликовал рейтинг «100 величайших мест мира — 2024»: что вошло в список Журнал Time опубликовал рейтинг «100 величайших мест мира — 2024»: что вошло в список

Журнал Time составил список из 100 самых лучших мест на Земле

Maxim
История с биографией История с биографией

Tabula Rasa в своем изначальном значении: история одного семейного расследования

Знание – сила
Евгения Образцова: «Мама не раз мне говорила: «ты — борец, а это хорошее качество для балерины» Евгения Образцова: «Мама не раз мне говорила: «ты — борец, а это хорошее качество для балерины»

Выхожу на сцену и слышу за спиной: «О, пошла, пошла, смотрите-ка...»

Караван историй
Владимир Лифшиц Владимир Лифшиц

Биография Владимира Лифшица дает ответ на мучительные вопросы современности

Дилетант
«Железный купол»: логика работы и техническое воплощение «Железный купол»: логика работы и техническое воплощение

О принципах работы и основах устройства эффективного противоракетного комплекса

Наука
Переход на многоличности Переход на многоличности

Олег Устинов: искусство как мистификация

Weekend
Загадочные и грозные посланцы облаков Загадочные и грозные посланцы облаков

Издавна ученые пытались докопаться до сути этого стихийного явления — молнии

Наука и техника
Ольга Сутулова: «Если ждать популярности и гонораров, они никогда не придут» Ольга Сутулова: «Если ждать популярности и гонораров, они никогда не придут»

Ольга Сутулова — о том, почему не хочет власти на площадке

VOICE
5 правил, как сделать тренировку на улице комфортной 5 правил, как сделать тренировку на улице комфортной

Что нужно учитывать, если вы собираетесь тренироваться на улице?

Maxim
Истории со вкусом и запахом Истории со вкусом и запахом

Воспоминания детства. Возможно, это именно то, что мы называем ароматом времени

Знание – сила
Железный конь: каким был первый мотоцикл Железный конь: каким был первый мотоцикл

Почему первые мотоциклы не пользовались огромной популярностью

ТехИнсайдер
Финикийцы Азиатского материка Финикийцы Азиатского материка

Как согдийцам суждено было сыграть блестящую роль в формировании письменностей

Знание – сила
Вот в чем опрос Вот в чем опрос

Зачем проводили опросы общественного мнения и чего этим удавалось добиться

Weekend
Как одиночество усиливает тягу к сладкому Как одиночество усиливает тягу к сладкому

Как отражается одиночество на пищевом поведении и эмоциональном состоянии

Здоровье
Происхождение казахов Синьцзяна смоделировали из четырех предковых компонент Происхождение казахов Синьцзяна смоделировали из четырех предковых компонент

Китайские генетики проанализировали ДНК более чем двухсот этнических казахов

N+1
Тельное из рыбы Тельное из рыбы

Вереница рыбных яств русской кухни продолжается, и тельное тоже в деле!

КАНТРИ Русская азбука
«Горжусь нашим кастингом» «Горжусь нашим кастингом»

Режиссер Анна Матисон об истории адвоката Плевако и историческом детективе

OK!
Зонд DART увидел омоложение поверхности Диморфа Зонд DART увидел омоложение поверхности Диморфа

Как планетологи составили портрет системы астероидов Дидим и Диморф

N+1
О природе постыдного: чем занимались нейробиологи в караоке О природе постыдного: чем занимались нейробиологи в караоке

Почему люди краснеют от стыда и смущения?

СНОБ
Нобелевские премии по физике в контексте истории Нобелевские премии по физике в контексте истории

Почему Нобелевскую премию Эйнштейну дали так поздно?

Наука и жизнь
Крис Пратт, Кевин Костнер, Риз Уизерспун: сколько актеры зарабатывают на сериалах Крис Пратт, Кевин Костнер, Риз Уизерспун: сколько актеры зарабатывают на сериалах

Знаменитые актеры все чаще отдают предпочтение сериалам

Forbes
Открыть в приложении