Замгендиректора «Праймлаб» о стратегии, конкуренции и сарафанном маркетинге

МонокльБизнес

Лабораторное приборостроение по-русски

Компания «Праймлаб» за семь лет вывела на рынок 120 позиций лабораторного оборудования, в том числе уникальную линейку вакуумных мембранных насосов, и возродила стеклодувное промышленное производство

Виктория Безуглова

С магнитной верхнеприводной мешалки в 2018 году началось знакомство рынка с брендом «Праймлаб», и сегодня уже целая линейка мешалок дает компании 15–20% продаж

Нет ничего невозможного для коллектива с интеллектом — примерно таким посылом руководствовалась подмосковная компания «Праймлаб», когда взялась за выполнение нестандартного для себя заказа на изготовление хроматографической колонки, которая используется для разделения компонентов смеси, основываясь на таких свойствах, как полярность, размер молекул и гидрофобность. К разработке изделия привлекли сразу несколько цехов — основная сложность заключалась в том, чтобы совместить стеклянные детали с металлическими, а потом довести качество работы прибора до космической точности. Результат оправдал ожидания: клиент остался доволен, а «Праймлаб» еще раз подтвердил свой уровень профессионализма и технологических возможностей. И то и другое, кстати, стабильно отмечается добрыми словами от ведущих научнотехнических вузов страны, оборонных, фармацевтических и добывающих предприятий, а в 2025 году Российский экспортный центр выдал компании сертификат «Сделано в России».

То, что в стране в 2018 году появилась такая компания, как «Праймлаб», — отчасти чудо, потому что аккумулировать практически с нуля столько компетенций, найти узких специалистов и запустить производство той номенклатуры лабораторного оборудования, которое несколько десятилетий было представлено на рынке чаще всего импортом, — задача архисложная. Но создатели компании, имевшие опыт в управлении бизнесом и продажах химоборудования, с ней справились.

По экспертным оценкам, если в 2021 году импорт лабораторного оборудования в Россию занимал порядка 90%, то в 2024-м уже меньше — до 85%, так как произошел структурный сдвиг в пользу отечественных производителей, которые стали замещать ушедшие с рынка западные компании. Согласно прогнозам аудиторско-консалтинговой компании Kept, потребность в лабораторном и аналитическом оборудовании в ближайшие пять лет будет расти в стране на 9–11% в год и увеличится с 154 млрд рублей в 2024 году до 256 млрд в 2030-м. Драйверами станут технологический прогресс, растущий спрос на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также потребность в точных испытаниях и анализе.

В «Праймлабе» ожидают, что в ближайшие три–пять лет доля российской продукции на этом рынке вырастет до 35– 40%. Это вполне возможно, особенно если все участники рынка будут расти так же стремительно, как стартап из Мытищ: с выручки в 2,9 млн рублей в 2019 году до 150 млн рублей в 2024-м, с арендованной площадки в несколько десятков метров до 2300 квадратных метров собственных площадей, с тестового экземпляра магнитной мешалки до семи линеек оборудования под брендом Primelab в ассортиментной матрице.

О том, как «Праймлаб» постоянно наращивает свой продуктовый портфель на специфическом и довольно узком рынке, как в конкурентной борьбе отодвигает со своего пути импорт и запускает сарафанное радио, «Моноклю» рассказал заместитель генерального директора по производству Павел Кузьмин.

Павел Кузьмин, заместитель генерального директора по производству компании «Праймлаб»: «Чтобы подвинуть таких мастодонтов, как Heidolph и IKA, лидирующих на российском рынке несколько десятилетий, пришлось очень постараться»

— Порог входа бизнеса в приборостроение довольно высок как по материальным, так и по интеллектуальным затратам. Как вы его преодолели, какой «базой знаний» заручились?

— Создание «Праймлаба» не было спонтанным решением, скорее стратегическим ответом на растущие вызовы технологическому суверенитету страны и пониманием того, что такие критически важные направления, как химия, фарма, образование, нефтехимия, напрямую зависят от импортного научного и лабораторного оборудования. После развала приборостроения в девяностые годы в Россию пришли западные игроки с флагманами в лице немецких компаний Heidolph и IKA, которые быстро подмяли под себя рынок и лидировали на нем вплоть до 2022 года.

Основатели «Праймлаба» и они же инвесторы проекта имели многолетний опыт в продажах химического оборудования и лабораторной посуды, хорошо изучили рынок, видели, что кроме западных компаний в страну начинают активно заходить китайские производители, тогда как отечественных игроков крайне мало и они часто представлены «шапочными» брендами, то есть когда из своего в них только шильдик. Вот и решили запустить собственный производственный проект, собрав в команду людей с разными компетенциями — в разработке лабораторного и научного оборудования, в его техническом воплощении, в продвижении готовых изделий на рынок.

Конечно, создание нового бренда — всегда риск и долгосрочные вложения, ведь, чтобы какой-то прибор вышел в свет, его надо разрабатывать год-полтора, потом испытывать, вносить изменения, продвигать на рынок, забитый китайским товаром, и все это время содержать штат специалистов, выплачивать им зарплату. Можно ли такой проект назвать стартапом? Да никто не захочет стартовать в такой узкой области рынка, как приборостроение, не имея серьезной финансовой поддержки. У «Праймлаба» был крепкий тыл и ресурсы собственников, поэтому и удалось пройти сложный период становления.

— Как вы определились с выбором лабораторных изделий, которые хотите вывести на рынок?

— Когда начали думать над первым продуктом «Праймлаба», то рассуждали так: во-первых, это должно быть изделие, которое закроет определенные пробелы в рынке, а во-вторых, будет необходимо везде, практически в каждой лаборатории, а значит, обеспечит стабильный спрос. Выбор остановили на магнитной мешалке, с нее запустили стартовые разработки, она и пошла первым объектом сарафанного радио для знакомства заказчиков с нашим новым брендом. Постепенно расширяли штат инженеров, технологов, конструкторов, размышляли о том, как локализовать производственные технологии самостоятельно, а не размещать заказы на посторонних заводах либо в Китае. И уже второй шаг — поиск производственной площадки в аренду, где можно не только рассадить персонал, но и установить собственное технологическое оборудование. Этот период длился три года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Геополитический газовый венчур Геополитический газовый венчур

Экспертный взгляд на риски и окупаемость газопровода «Сила Сибири-2»

Монокль
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос» Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос»

Белый водород — в чем его уникальность и насколько обоснованы ожидания от него?

ФедералПресс
Морис Симашко Морис Симашко

Портретная галерея Андрея Быкова: писатель Морис Симашко

Дилетант
Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее

Когда приобретение жилья в новостройке вновь станет доступным?

Inc.
Нетипичная Турция Нетипичная Турция

Изучаем турецкие Амасру, Самсун и Трабзон вместе с певицей Викторией Дайнеко

ЖАРА Magazine
Как в кино Как в кино

Как мода и кино дополняли друг друга в разные времена

Grazia
Познавательные факты о малине: что она на самом деле представляет собой и как эта ягода причастна к названиям островов Познавательные факты о малине: что она на самом деле представляет собой и как эта ягода причастна к названиям островов

Почему малину называют суперфудом и точно ли она относится к ягодам?

ТехИнсайдер
Боевые инвестиции Боевые инвестиции

Сколько денег приносит бокс

Деньги
Верю – не верю Верю – не верю

Что такое эзотерика, и в каком случае она может навредить

Лиза
«Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты» «Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты»

Режиссер Стася Толстая о съемках «Семейного счастья» и о счастье съемок

Weekend
Нейросети в «стране городов» Нейросети в «стране городов»

Как ученые изучали «Страну городов» с помощью нейросетей

Наука и жизнь
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Розовый. История цвета» «Розовый. История цвета»

Как розовый цвет получали в Средневековье

N+1
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике

Российские учёные изучают Арктику, чтобы понять будущее Северного морского пути

Монокль
Москва слезам не верит Москва слезам не верит

Актриса Марина Александрова — о сериалах, театре и work-life балансе

Moodboard
Просто, эффективно, везде Просто, эффективно, везде

Как с помощью TRX-петлей проработать мышцы ягодиц

ЖАРА Magazine
Лица против мошенников Лица против мошенников

Эксперты по информационной безопасности не уверены в абсолютной защите биометрии

Ведомости
Защита для маленьких Защита для маленьких

Как малый и средний бизнес решает задачу обеспечения информбезопасности

Ведомости
Как справиться с текучестью кадров Как справиться с текучестью кадров

Как эффективно работать с персоналом и уменьшить риск ухода сотрудников

Inc.
Очищают ли растения воздух в доме? Очищают ли растения воздух в доме?

Как комнатные растения могут избавить нас от избытка углекислого газа

Наука и жизнь
Это-большечем-фильмы Это-большечем-фильмы

Почему иранский кинематограф внезапно стал так важен?

Seasons of life
Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти» Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти»

Глава Якутии Айсен Николаев — о главных достижениях и планах на ближайшие годы

ФедералПресс
«Нет ничего прекраснее антарктических льдов» «Нет ничего прекраснее антарктических льдов»

Почему важна наука гляциология и что она изучает?

Знание – сила
Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила

КНДР: невероятно замкнутая и одновременно чарующая страна

ФедералПресс
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
Открыть в приложении