Кризис на заправке
Пока в мире спрос на сжиженный природный газ устойчиво растет, в России наметилась обратная тенденция. Производители СПГ ищут новые варианты сбыта

Участники форума «СПГ: экономика, технологии, решения», прошедшего на минувшей неделе в Санкт-Петербурге, в основном жаловались на низкий спрос. «Наблюдается очень сильное падение продаж, — заявил заместитель гендиректора по развитию компании “Газпром СПГ Технологии” Ильдар Аминов. — Рынок газомоторного топлива находится в состоянии стресса».
При этом во всем мире потребление СПГ увеличивается. По прогнозу Аналитического центра ТЭК (АЦТЭК), к 2050 году спрос на газ поднимется с текущих 4,3 трлн кубометров до 5,1–5,4 трлн. На этом фоне конкуренция на рынке СПГ будет только ужесточаться. Предполагается, что ключевые страны — США, Австралия, Катар и Россия — нарастят производство в два–пять раз.
Российский сжиженный природный газ — продукт в основном экспортно ориентированный: из 34,7 млн тонн СПГ, произведенного в 2024 году, 33,6 млн были проданы за рубеж. Однако дальнейшее увеличение объемов заблокировано западными санкциями. В минувшую пятницу Reuters сообщило, что Еврокомиссия намерена внести в новый пакет санкций полный отказ от импорта российского газа.
Тему геополитических рисков на форуме предпочли не поднимать, сконцентрировав все внимание на внутреннем рынке и развитии сегмента малотоннажного СПГ, который в условиях внешних ограничений рассматривается как новая точка роста.
Газ в баке
Пока малотоннажный СПГ занимает незначительную долю рынка. По данным Национальной ассоциации СПГ (НАСПГ), в 2024 году его производство составило 172 тыс. тонн, из которых 12,5% пришлось на автономную газификацию, 14,5% — на экспорт. Основной же объем СПГ — почти 70% — используется как газомоторное топливо (ГМТ).
В прошлом году сеть заправочных станций СПГ в России расширилась на 56%, до 92 единиц. Однако это не привело к росту потребления: реализация сжиженного газа в качестве моторного топлива за тот же период сократилась почти на 3%. Негативная тенденция становится еще более осязаемой в случае с общим рынком ГМТ, который включает не только сжиженный, но и компримированный (сжатый) природный газ (КПГ): в 2024 году он обвалился на 20%. Более того, «Газпром СПГ Технологии» ожидает дальнейшего падения потребления ГМТ — на 20% по итогам 2025 года. «Да, мы видим, что рынок стагнирует. И следующий год будет еще более тяжелым. Это надо объективно понимать и принимать», — считает Ильдар Аминов.
Ключевой проблемой стало резкое сжатие рынка грузоперевозок на фоне общей экономической стагнации. Деловая активность снижается, транспортные компании не выдерживают финансовой нагрузки. В результате техника массово выбывает из эксплуатации: компании возвращают тягачи, в том числе работающие на СПГ, лизингодателям.
По словам директора по газомоторной технике КамАЗа Евгения Пронина, общее падение рынка автомобильной техники составило 60%. Меры господдержки сфокусированы в большей степени на создании инфраструктуры СПГ (строительстве АГНКС/криоАЗС), а не на стимулировании потребителей. Даже субсидии на покупку СПГтехники не покрывают разницу в стоимости машин на дизельном топливе. Впрочем, в эксплуатации техника на СПГ или КПГ эффективнее.
На долю СПГ в совокупном потреблении газомоторного топлива приходится менее 15%, и он не выдерживает ценовой конкуренции со сжиженным углеводородным (нефтяным) газом (СУГ). Таксисты и владельцы легкого коммерческого транспорта массово переходят с бензина или дизельного топлива на СУГ, который стоит 17–18 рублей за литр против 27 рублей за СПГ.
«Компании, перевозящие грузы, столкнулись с рядом проблем и сократили закупки в целом. Большие объемы техники остались невостребованными как на первичном, так и на вторичном рынке. А по отношению к транспорту китайского производства были введены ограничения», — соглашается начальник отдела реализации проектов автономной газификации «НоваТЭКа»