Как повысить эффективность работы коммунального хозяйства?

МонокльБизнес

Хроническое недомогание сетей

С начала этой зимы по всей России прокатилась волна крупных коммунальных аварий, в очередной раз обнажив системный кризис ЖКХ

Анжела Сикамова

Для восстановления энергоснабжения Мурманска и Североморска использовалась вертолетная техника. Телеграм-канал «Россети Северо-Запад»

Ангарск, Мурманск, Бодайбо, Чита — симптомы болезненного состояния коммунального хозяйства в этом сезоне. Хотя совсем недавно казалось, что дела в коммунальной сфере пошли на поправку. В январе прошлого года был утвержден федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры» с бюджетом в 4,5 трлн рублей общих инвестиций. «Он позволит к 2030 году улучшить качество услуг для 20 миллионов жителей страны и ежегодно обновлять по два с половиной процента сетей из общего объема в стране», — докладывал тогда в ходе совещания президента с правительством министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Ирек Файзуллин.

Однако очень скоро стало понятно, что этих денег не хватает. В июне 2025 года бедственное положение отрасли обсуждалось в Совете федерации. Замглавы Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев заявил, что общий объем инвестиций на 2025 год (547 млрд рублей) — это лишь седьмая часть от всей необходимой выручки коммунальных предприятий, и это означало, что в тарифах заложена крайне малая доля на модернизацию. При этом было отмечено, что показатели надежности, качества услуг и энергоэффективности созданной более 70 лет назад инфраструктуры централизованного теплоснабжения значительно ухудшились. В замене нуждаются 42% тепловых сетей, а темпы обновления составляют всего 1% в год при необходимом уровне 5%, заметил директор департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Федяков. По данным Минстроя, средняя степень износа коммунальной инфраструктуры составляет 40%, а в некоторых регионах достигает 80%.

«Номинально национальный план модернизации коммунальной инфраструктуры был разработан, приоритеты обозначены, но по факту финансирования оказалось недостаточно», — рассказал «Моноклю» директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, член Общественного совета при ФАС России Илья Долматов. По подсчетам института, проект не обеспечен финансированием примерно на 1 трлн из запланированных 4,5 трлн рублей. «Да и этих средств на модернизацию всей инфраструктуры не хватает. Реальная потребность может быть в два-три раза выше», — добавляет он.

Доктор технических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией методологических проблем энергосбережения НИУ «Московский энергетический институт» Евгений Гашо еще в ноябре предупреждал, что эта зима «все наглядно покажет по всем регионам по полной программе». Так и случилось.

Чрезвычайная хроника

Восьмого декабря был введен режим ЧС в Ангарске, где из-за последовательного выхода из строя трех котлов на ТЭЦ-9 без полноценного отопления осталось более половины города — 167 тыс. человек из 216,9 тыс. Авария парализовала город на несколько дней, школы были переведены на дистанционное обучение, больницы отапливали обогревателями. Режим ЧС был снят 10 декабря, к 11-му температура в домах поднялась до минимальных нормативных значений, однако подача тепла была полностью восстановлена и доведена до нормативных параметров лишь к середине месяца, после завершения всех ремонтных работ на станции.

Следующий удар пришелся 23 января на заполярный Мурманск, где из-за обледенения и ветра рухнули пять опор ЛЭП, возраст которых достиг 60 лет. Это привело к масштабному блэкауту, в разгар полярной ночи без света и тепла остались Мурманск, Североморск и несколько пригородных территорий. Энергетики две недели в экстремальных условиях восстанавливали разрушенную инфраструктуру. Штатная схема энергоснабжения была восстановлена только к 5 февраля.

Для обогрева и зарядки гаджетов в Мурманске были организованы специальные пункты. Лев Федосеев/ТАСС

Почти одновременно с мурманской трагедией новая коммунальная катастрофа началась на севере Иркутской области, в Бодайбо. Морозы до минус 40 градусов там держались более месяца, и 30 января перемерз магистральный водовод, что привело к остановке четырех котельных: подача воды в них прекратилась. Более 1300 человек в 141 доме остались без тепла и воды. Всего в городе проживает 7503 человека. Ситуация усугублялась многократными новыми прорывами при попытках запуска системы, что превратило восстановление в затяжную борьбу со стихией и ветхой инфраструктурой. Последствия аварии в Бодайбо до конца пока не устранены. Работы продолжаются в режиме круглосуточных аварийных дежурств, а жители по-прежнему зависят от временных решений и помощи. К слову, в 2025 году недропользователи Бодайбинского района добыли 21,276 тонны золота, что в нынешних ценах составляет 3,3 млрд долларов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении