Важны не только темпы роста экономики, но и повышение сложности хозяйства

МонокльБизнес

Качество роста в современной российской экономике

Важны не только темпы роста экономики сами по себе, но и повышение сложности хозяйства. Это означает удлинение производственных цепочек, что увеличивает стоимость, формируемую в стране, а значит, и наши доходы

Александр Широв*

В 2011–2024 годах издержки, связанные с использованием первичных ресурсов, возрастали в металлургии и химической промышленности. На фото: цех горячей прокатки Череповецкого металлургического комбината ПАО «Северсталь». Фото: Александр Ивантер

Проблема качества экономического роста постепенно выходит на первый план в дискуссии о направлениях экономического развития как на национальном, так и на глобальном уровне. В то же время четкого понимания того, как измерять качество роста и как им управлять, ни в мировой экономической науке, ни в практике управления не существует.

* Член-корреспондент РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Олег Сердечников

Внимание российского экспертного сообщества в последнее время приковано к проблемам взаимодействия бюджетной и денежно-кредитной политики. Однако структурная неоднородность российской экономики становится настолько серьезным ограничением развития, что для его устранения требуются специализированные меры экономической политики. Их реализация требует всестороннего анализа как на уровне экономики в целом, так и на отраслевом уровне.

В российской экономической школе существует ряд направлений, занимающихся проблемами качества роста. Среди них выделяется научная школа, основоположником которой является академик Юрий Яременко (1935–1996). Именно в рамках этой школы были сформулированы ключевые представления о соотношении качественных и массовых ресурсов развития, о роли приоритетов экономической политики и о механизмах их влияния на структуру и динамику экономического развития.

Если обратиться к сформировавшейся в последние годы пирамиде приоритетов экономической политики и к тому, как реализуется механизм компенсации между качественными и массовыми ресурсами, обнаруживается прямая аналогия с тем, что описано в трудах академика Яременко. В верхней части пирамиды находится обеспечение национальной безопасности, прежде всего военно-промышленный комплекс. Вторым ключевым элементом выступает топливно-энергетический комплекс. Этот сектор, несмотря на то что он уже не обеспечивает высоких темпов экономического роста и не является его непосредственным драйвером, по-прежнему формирует базу для функционирования всей экономики. Институциональная и налоговая поддержка ТЭКа со стороны государства в этих условиях, безусловно, гарантирована.

Третий приоритет связан с научно-технологическим комплексом и научно-техническим развитием. Проблема, однако, в том, что с учетом сложившейся ресурсной базы и структуры экономики даже на этот приоритет, формально достаточно высокий, средств уже не хватает. Известно, что даже реализуемые в настоящее время национальные проекты научно-технического развития финансируются в недостаточном объеме и явно не в полном соответствии с изначально заявленными целями.

В ответ на ресурсные ограничения в экономике сформировались определенные механизмы компенсации. С одной стороны, Россия располагает дешевой и относительно доступной энергией, другими сырьевыми ресурсами, а также существенными строительными мощностями. Последние были во многом сформированы в ходе реализации крупных инвестиционных проектов, таких как строительство объектов Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС, Крымского моста, трубопроводной инфраструктуры и ряда других масштабных инвестпрограмм. Эти мощности могут быть переориентированы на различные направления и выступают важным ресурсом развития. Поэтому не случайно даже в проектах развития образования и науки значительную часть затрат представляют собой строительные работы. Построить кампус мирового уровня сейчас проще, чем насытить его оборудованием или квалифицированным персоналом.

С другой стороны, ключевым ресурсом развития в современной экономике является емкость внутреннего рынка. Он существенно превосходит рынки большинства стран, что создает потенциал для реализации значительной части инвестиционных проектов на основе внутреннего спроса и отчасти компенсирует ограничения по выходу на внешние рынки сбыта.

А проблема качества роста становится особенно актуальной с учетом ограничений на использование качественных ресурсов, с которыми сталкивается российская экономика. Фактически формируется замкнутый цикл ухудшения параметров экономического развития. Рост экономики приводит к увеличению потребления первичных ресурсов. Для удовлетворения возрастающего спроса требуется постоянное наращивание инвестиций в производство дополнительных первичных ресурсов в широком понимании — не только в добычу полезных ископаемых, но и в электроэнергетику, производство металлов и другие базовые виды сырья и материалов. Эти инвестиции отличаются высокой капиталоемкостью и в конечном счете приводят к росту издержек производства в экономике в целом. Если при этом не происходит достаточно быстрых технологических сдвигов, формируется устойчивая тенденция к снижению темпов роста и деградации его качественных характеристик. Ярким примером такого развития событий была экономика позднего СССР.

Принципиальный вопрос состоит в том, в какой степени теория качественных и массовых ресурсов применима к современной рыночной экономике. Можно утверждать, что как в плановой, так и в рыночной экономике приоритеты экономической политики остаются главным каналом распределения ресурсов. В зависимости от того, как выстроена пирамида приоритетов, формируется доступность качественных ресурсов для различных секторов экономики. Именно через этот механизм обеспечиваются либо, напротив, блокируются структурные сдвиги и технологические изменения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении