Искали цифровое золото, нашли крах
Как устроены инвестиции в компьютерных играх и сколько на этом можно заработать
Игровое сообщество бурлит: в ночь с 22 на 23 октября 2025 года компания-разработчик Valve изменила экономику всемирно известной игры Counter-Strike 2, что обрушило капитализацию рынка скинов (игровых предметов ) почти на треть — с 6 млрд до 4 млрд долларов. Сотни тысяч инвесторов и коллекционеров потеряли многолетние сбережения за считаные часы, а соцсети распространяли сообщения о самоубийствах в Китае, вызванных обвалом рынка и потерей денег.
Мир внутри игры
Counter-Strike (CS) — популярный онлайн-шутер, компьютерная игра-стрелялка. Механика pay to win (заплатите, чтобы победить) здесь не работает — с помощью реальной валюты улучшить свое игровое положение невозможно. При этом в видеоигру можно вложить деньги. Компания Valve зарабатывает на продаже скинов — внутриигровых украшений: это визуальное оформление огнестрельного оружия, перчаток или ножей. Скины не влияют на игровые функции: не делают игрока быстрее, точнее или сильнее. Их единственная роль — статусная, и ценность скинов определяется их редкостью.
CS — это культурный феномен, существующий с 1999 года. За 25 лет игра превратилась в одну из самых стабильных, высокодоходных и богатых киберспортивных дисциплин мира. Ее международные турниры собирают миллионы зрителей, призовые фонды достигают десятков миллионов долларов, а лучшие команды спонсируются компаниями Red Bull и BMW.
Эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко говорит: «Counter-Strike — это футбол или UFC от мира видеоигр. И когда компания Valve проводит свои международные чемпионаты, вроде того же The International, восемнадцати- или девятнадцатилетний мальчик может заработать буквально за один день пять, шесть, семь, десять миллионов долларов — просто потому, что последние два года посвятил игре в Counter-Strike. Таких ставок нет даже в профессиональном боксе».
За два с лишним десятилетия рынок, выросший из внутриигровой экономики, превратился в самостоятельную финансовую экосистему: игроки инвестируют и хранят в скинах сбережения, торгуют скинами через сторонние площадки и зарабатывают на перепродаже.
Красиво играть и выгодно хранить
Фанаты CS большую часть скинов покупают для себя. «Я особо не хотел на этом зарабатывать. Я просто очень любил эту игру и очень много в нее играл, — рассказывает геймер Иван Ерохин. — Я хотел, чтобы у меня были красивые скины, красивое оружие, красивые ножи, чтобы мне было интереснее играть с ними. Я потратил тысяч 600–700 рублей, а инвентарь мой на пике стоил три миллиона». Неплохая доходность, которая и не снилась, к примеру, российскому рынку акций уже лет семь-восемь.
Последние десять лет стоимость скинов CS на рынке росла, и игроки стали вкладывать деньги в виртуальную ценность. «Рынок скинов в CS стабильно рос на протяжении долгого времени, — говорит геймер Андрей Суховерхов. — Если ты закупаешь скины и хранишь их больше года, то получаешь нормальный плюс по сравнению с тем же самым биткоином. Если у меня есть лишние деньги, я лучше закину их в CS, потому что это более стабильно, чем потратить или вложить куда-то еще. Чаще всего деньги гарантированно приумножатся. Сейчас мои инвестиции в инвентарь — в районе пяти-шести тысяч долларов, за два года плюс в балансе около 600 долларов».
Наш собеседник рассказал, что у него два аккаунта. «На одном я играю, на другом у меня лежат скины, которые я покупаю для инвестиций, — объясняет Андрей Суховерхов. — Если я покупаю скин себе, я смотрю, что мне нравится. Если чисто под инвестиции, я прицениваюсь: смотрю на количество скинов вообще, именно этой модели, этой расцветки. Смотрю, в каких кейсах он выпадает, сколько может быть выбито за год и какова стоимость этих кейсов. То есть если кейс, например, стоит два доллара, его люди будут открывать. А если кейс уже стоит где-то в районе десяти долларов или больше, то этих кейсов за год будет открыто меньше, поскольку они дороже, а с вероятностью 99 процентов выпадет скин, который стоит меньше доллара».
Архитектура рынка
Скины в Counter-Strike могут выпасть из кейсов, капсул, боевых пропусков и временных игровых событий. По сути, это рулетка: в кейсе за два доллара с разной долей вероятности могут выпасть как предметы стоимостью меньше доллара, так и дорогие редкие скины. Компания Valve контролирует выпуск новых коллекций и частоту выпадения предметов, тем самым регулируя предложение и цены.
Например, вероятность выпадения ножа — 0,26%, в среднем один раз на 400 открытых кейсов. При этом шанс остается неизменным при каждом открытии: игра не учитывает, сколько кейсов было открыто до этого. Таким образом, можно открыть 500 кейсов и не получить ничего, а можно выбить нож с первого раза.
Ценность скина определяется его редкостью, износом, паттерном — уникальным цифровым отпечатком текстуры, а также историей — сувенирные версии с турниров стоят дороже, причем сами призеры крупных соревнований также получают эксклюзивные скины в качестве награды.
