Иран: линия прежняя, обстоятельства жестче
Что реально изменит трагическая гибель президента Ирана и почему вокруг нее так много конспирологии?
После гибели президента Ирана Эбрахима Раиси вместе с другими высокопоставленными деятелями Исламской Республики неизбежно возникло предположение о рукотворном характере катастрофы. И чем больше появлялось подробностей, тем быстрее множились версии злонамеренного вмешательства в полет президентского вертолета Bell 212, который закончился вечером 19 мая в иранских горах.
Парадокс в том, что не имеет уже никакого значения, действительно ли некий гипотетический агент «Моссада» установил на борту устройство, отключающее автоматику, или в кабине пилотов была заложена взрывчатка. А быть может, у старенького Bell просто отказала какая-то из систем, и приборы не «увидели» лесистый склон.
В эпоху постправды восприятие события начинает жить самостоятельно, без связи с причинами, это событие вызвавшими, и, в свою очередь, влияет на реальность куда сильнее, чем правда. Доказанные факты? Нет времени ждать: воспаленное от передозировки информации общественное сознание требует очередную порцию остросюжетного политического сериала немедленно.
Вне зависимости от того, какими будут результаты расследования причин крушения, и общество, и эксперты, и даже политики уже вынуждены существовать в этой новой информационной реальности. Именно она обусловит и то, какие данные впоследствии решат раскрыть спецслужбы Ирана. Ведь если обнаружатся улики, указывающие на диверсию, то в следующей серии зрители могут потребовать начала войны, а если сценарист упрется — найдут способ его заставить.
В любом случае Иран продолжит бороться за место под палящим ближневосточным солнцем хотя бы в силу своей географии, находясь на пересечении многовековых торговых путей. Учитывая, как быстро на фоне несущегося в тартарары прежнего мирового порядка вернулись в политику насильственные методы решения задач и как возрос градус напряженности в целом, борьба эта, к радости любителей политических сериалов, будет жестокой.
«Туманное» крушение
Первое странное обстоятельство, на которое обратили внимание не только сетевые конспирологи, но и вполне серьезные эксперты, — почему президент Ирана летел на стареньком американском Bell 212, ровеснике Исламской революции, хотя для важных полетов обычно использовался Ми-171. Ведь в случае с российскими вертолетами нет проблем с запчастями и техническим обслуживанием, а западную, в первую очередь американскую, технику из-за санкций в идеальном состоянии поддерживать непросто.
Тем не менее даже старый Bell 212 — машина достаточно надежная, а за годы, проведенные под санкциями, Иран наловчился решать возникающие проблемы (отправленные в прошлом году на ремонт в Иран российские лайнеры западного производства тому подтверждение). Так что вопросы технического характера у следствия будут, но не столько к самому вертолету, сколько к тому, что на нем было установлено и почему вдруг не сработало.
Вторым странным обстоятельством можно назвать погодные условия. Версия, что летательный аппарат разбился из-за плохой видимости в условиях густого тумана, самая простая и, что уж лукавить, самая удобная. Действительно, на кадрах начала спасательной операции хорошо видно, что на местность опустился густой туман, спасатели работали буквально наощупь. К ночи пошел дождь, а затем и снег, из-за этого обломки вертолета смогли обнаружить лишь ранним утром — и то при помощи беспилотника.
Но тогда возникают еще два вопроса: почему экипаж повел президентский борт в таких сложных условиях? И почему два других судна из воздушной колонны, вылетевшие вместе с вертолетом Раиси от ирано-азербайджанской границы, где делегации стран-соседок открывали новую плотину, без проблем долетели до места назначения?
Рассказ главы администрации президента Голам-Хоссейна Эсмаили, который находился в одном из благополучно добравшихся вертолетов, опровергает версию тумана. По его словам, погодные условия на момент взлета были благоприятными, на траектории никакого тумана не было, лишь облачность. При этом машины поначалу летели ниже облаков, а затем получили команду подняться выше и продолжать движение.
В список странных обстоятельств вокруг крушения можно внести также тот факт, что с вертолета не был послан сигнал бедствия, а экипаж за полторы минуты до трагедии переговаривался с пилотами другого судна. Получается, Bell 212 просто на полном ходу влетел в скалу и автоматика не сработала?
Вопросов пока явно больше, чем ответов. Верит кто-то в конспирологические версии трагедии или нет, неважно: они уже начали жить своей жизнью и будут оказывать воздействие не только на настроение обывателей, но и на принятие решений. Поскольку такие версии в ходу не только у рядовых граждан, но и у тех, кто принимает решения. Так что, по словам политолога-международника, востоковеда, эксперта РСМД Елены Супониной, этот фактор в любом случае придется учитывать.
Все совпадения случайны?
Главной причиной для рассуждений о рукотворном и злонамеренном характере катастрофы стала вовсе не извечная вражда с Израилем, не козни американцев и уж тем более не внутриполитические склоки в самом Иране, на что усердно намекали турецкие СМИ, а цепочка странных инцидентов с представителями государств, входящих в условный антиглобалистский лагерь.
Да, борта с первыми лицами иногда падают. Например, в 2004 году в горах Герцеговины разбился самолет главы Македонии Бориса Трайковского. В 2010 году под Смоленском погиб Лех Качиньский; поляки лишь в прошлом году признали, что крушение лайнера — результат ошибки пилотов, а до этого почти 14 лет обвиняли Россию в убийстве их президента. В 1966 году в Ираке упал вертолет, в котором находился президент страны