Российские производители освоят выпуск газовых турбин большой мощности

МонокльHi-Tech

«Газовая турбина — это не чудо!»

Председатель совета директоров Уральского турбинного завода Михаил Лифшиц уверен, что российские производители освоят выпуск газовых турбин большой мощности

Николай Ульянов

Михаил Лифшиц возглавляет совет директоров Уральского турбинного завода с 2011 года. Фото: Олег Сердечников

По итогам прошлого года рост производства в энергетическом машиностроении, по данным правительства, составил 36,8%. Это существенно больше, чем рост в машиностроении в целом — 21,1%.

Обсудить ситуацию в отрасли, ее перспективы и текущие проблемы с «Моноклем» согласился председатель совета директоров Уральского турбинного завода Михаил Лифшиц.

— В последнее время часто приходится слышать, что экономика наша перегрета, что производственные мощности загружены более чем на 80 процентов и это ненормально. Но говорят это люди из, скажем так, финансового сектора экономики. Мы пришли к вам как к промышленнику с вопросом: так что, наша экономика перегрета, ей нужен холодный душ?

— То, что они говорят про перегрев, подразумевает исчерпание ресурса для роста. И тут можно пойти двумя путями. Один путь — ограничить затрачиваемый ресурс, а второй — озаботиться тем, чтобы наиболее рационально его употребить. Мы живем в условиях изолированного, очень сильно защищенного снаружи рынка. У нас ушло большое количество зарубежных игроков, освободилось место, при этом потребление никуда не делось. Мало того, поменялась его структура ввиду изменившегося предложения, понятно, в какую сторону. Поэтому ощущение перегретости может быть ложным.

Но, на мой взгляд, в конце концов мы или сами откроемся, или наши дружественные контрагенты скажут: «Ребята, хорош, давайте и вы нам свой рынок. Что это за жизнь такая — вы к нам да, а мы к вам нет». Безусловно, это произойдет. И тогда наступит охлаждение в формате холодного душа, потому что ключевой вопрос — наша конкурентоспособность — вылетит, как джинн из бутылки.

Если говорить про наше предприятие, то нам нужно готовиться к открытию рынка. Сегодня мы на пике инвестиционного цикла, который пройдет.

— Имеется в виду открытие нашего рынка для того же Китая и прочих дружественных стран?

— Вы же понимаете, что и в Америке выборы пройдут и что любые конфликты заканчиваются переговорами. Поэтому для нас принципиально важно быть в рынке, будь то Казахстан или Монголия. Быть там, где мы соприкасаемся с нашими традиционными конкурентами, чтобы нюх не потерять. Потому что, когда им откроют наш рынок, они сметут все.

— То есть к изменению условий нужно готовиться уже сейчас или даже вчера?

— Да, конечно.

— То, что наш рынок гиперзащищен, позволило нашим предприятиям диктовать свои условия потребителю?

— Нет. Если брать наш рынок энергетического машиностроения, то нашему потребителю попробуй подиктуй. Здесь, наоборот, другой риск: потребитель через регулятора может попытаться диктовать нам — и уже диктует. 719-е постановление заставляет нас покупать сырье у наших местных производителей. При этом оно не является чем-то уникальным, подразумевающим использование высоких технологий, которые надо всячески пестовать. Это простые технологии, которые есть больше, чем в одном месте. И если раньше можно было покупать у российских и у нероссийских поставщиков, то теперь наши начинают поднимать цены. Я не скажу, что диктовать-диктовать, но они тоже хотят модернизироваться. Ограничение конкуренции, безусловно, возникает.

— Ваши поставщики могут вам диктовать, а вы своим не можете.

— Есть товары, которые относятся к зоне потребления. А мы все-таки производим средства производства. Если кто-то запланировал строить электростанцию, у него есть тариф, есть производительность в этом тарифе и максимальный капекс, который он может себе позволить, чтобы его экономика сложилась. Он все посчитал и идет покупать. Я не могу ему сказать, что поставлю свое железо в два раза дороже, потому что у него схлопнется экономика и проекта не будет. Разные рынки. Наверное, в каких-то местах есть диктат производителя, да, наверное, в каких-то местах есть исторически сложившееся монопольное ценообразование. Но для этого у нас есть много разных контролеров, регуляторов и ведомств. Если где-то должен вмешиваться ФАС, пусть вмешивается. И обращения к нему есть, и даже мы к нему по каким-то темам обращались.

— Все сложнее, чем кажется.

— Это точно. Один из ключевых факторов нашего положения в рынке — способность произвести технологически сложное изделие с циклом производства более года за разумные деньги. Крупными мазками: из чего «состоят» разумные деньги? Стоимость материалов и комплектующих, оплата труда большого числа высококвалифицированных специалистов, стоимость привлекаемых на цикл изготовления ресурсов. Все три компонента подвержены влияниям как регуляторов, так и других участников рынка, квалифицированных и не очень. Например, стоимость покупаемых литых, кованых и прочих заготовок зависит в том числе от наличия импортных конкурентов в этой зоне. Единственный инструмент влияния, который есть у нас самих, — это снижение материалоемкости изделий, но он весьма ограничен. В части персонала, рабочих, инженеров, управленцев мы предпринимаем гигантские усилия по внедрению цифровых технологий, повышению производительности труда, разным формам оптимизации технологических процессов… Но ввиду штучности и сложности изделий маневр здесь тоже ограничен. Рынок квалифицированных специалистов за предыдущие два года стал «рынком продавца». И это не мы выбираем специалистов, а специалист выбирает нас. Квалифицированный работодатель имеет набор инструментов для удержания кадров: это и интересная работа, и условия труда, и возможности роста и развития для сотрудников, и заработная плата. К сожалению, не очень квалифицированные «покупатели» пылесосят рынок, устраивая возгон зарплат, потому что другими инструментами для удержания людей не владеют, чем искажают рынок труда.

Рост будет!

— Сразу после известных событий февраля 2022 года было много прогнозов, что все рухнет, экономика упадет. Разница была только в том, насколько именно упадет ВВП. Однако мы увидели экономический рост. Почему?

— Потому что на протяжении долгого времени мы жили в условиях, когда инструменты международных взаимодействий и ВТО не давали нам возможности защищать свой рынок. А потом все поменялось. И нам защитили наш рынок с той стороны.

— Запад защитил нас от самого себя и тем самым нам помог?

— Конечно. Если брать нас, то мировой рынок турбин был у десятка игроков, которые держали всех в тонусе и сумели прийти в Россию. У них ставки по кредитам всегда были абсолютно другими. А персонал такой же, как у нас: в их R&D-центре по-русски говорят. Производственные мощности тоже похожие. Они пришли, и мы с ними конкурировали. Сейчас их нет. Нас осталось двое — мы и «Силовые машины». Я открою вам страшную тайну: в мире конкуренция еще ниже. В Германии есть Siemens, в Италии — Ansaldo, во Франции успешно уничтожен американцами Alstom, и теперь его нет. В Америке есть General Electric, который имеет 80–90 процентов рынка, остальные подъедают то, что осталось. В Японии есть Mitsubishi Heavy Industries и в меньшей степени Kawasaki. В Китае еще есть несколько производителей. То есть, по сути, энергомашиностроение — это территория межстрановой конкуренции.

У нас конкуренция выше, потому что здесь есть два полноценных игрока в рынке, которые могут бороться, что, собственно, и происходит. И когда мы исследование рынка делаем, мы обязательно сверяемся с тем, что делается «там». Обязательно ищем инструменты управления себестоимостью, мы обязательно ищем инструменты повышения производительности и смотрим, как это делают наши конкуренты, потому что они вернутся. Рынок все равно будет международный. Если мы не увидим здесь Siemens, то увидим Shanghai Electric или Харбинский турбинный завод.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь как путешествие со своим домом Жизнь как путешествие со своим домом

Как предприниматель перепридумал, что такое коттедж

Монокль
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Без чего нельзя построить космический корабль Без чего нельзя построить космический корабль

Без какого материала не обойтись при постройке космического корабля?

Популярная механика
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Европейские правые под знаменами Трампа Европейские правые под знаменами Трампа

Европу не ожидает стремительный «правый поворот» после смены администрации в США

Монокль
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Долецкая Долецкая

Алена Долецкая — сама себе глянец, медиа и контент

Собака.ru
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
Мультпарад Мультпарад

Что можно узнать о любви из популярных анимационных фильмов?

Лиза
Локализация налетела на ось из Поднебесной Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

Монокль
Все гениальное просто: как убрать черные полосы на светлой обуви в домашних условиях Все гениальное просто: как убрать черные полосы на светлой обуви в домашних условиях

Средства, которые на раз-два возвращают белой обуви первоначальный внешний вид

ТехИнсайдер
Льготы катятся с трудом Льготы катятся с трудом

Сервисы заказа такси заявили о трудностях со льготами для пассажиров с детьми

Ведомости
Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
Деньги на стойку Деньги на стойку

Как ГК Key Point развивает региональную сеть центров обработки данных

Ведомости
Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке» Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историй
Техника уступила еде Техника уступила еде

Как вырос объем интернет-торговли в России

Ведомости
Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям

Как «тревожность из-за математики» может передаваться от родителей детям

ТехИнсайдер
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет

Почему нам постоянно мало того, что у нас уже есть?

VOICE
«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
Открыть в приложении