Дропперов рубят — блокировки летят
ЦБ и правительство основательно взялись за мошенников и укрепление антифрод-механизмов. Определенные успехи есть, но теперь владельцы карточек жалуются на замедление платежей и резкий рост числа блокировок «по любому поводу»

Простое закрытие счета в банке теперь может занять не один и не два месяца. Причина — ужесточение контроля за «подозрительными операциями». На первый взгляд кажется, что в проволочке нет ничего страшного: нужно просто немного подождать, потом счет закроют — и все будет хорошо. Однако это только верхушка айсберга.
В 2025 году Центробанк и МВД взялись контролировать движение средств на счетах граждан, так как проблема с мошенниками требовала решения. Начало было положено еще в прошлом году, когда банки обязали отслеживать все переводы, но многие ужесточения вступили в силу именно сейчас. Так, с 30 мая 2025 года в соответствии с «антиотмывочным» законом № 115-ФЗ перевод без полной идентификации клиента не может превышать 100 тыс. рублей. С 1 июня более пристальным стало внимание к переводам с карты на карту, а поправки к закону № 115-ФЗ дали Росфинмониторингу право эти операции блокировать. С июля заработал закон о дропперах — людях, которые предоставляют свои банковские карты для перевода или обналичивания похищенных средств (см. статью «Началась охота на дропперов», «Монокль» № 10 за этот год).
С сентября блокировка грозит уже не только за переводы, но и за снятие наличных — если операция подпадает под приказ ЦБ «Об установлении признаков выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов». Кроме того, число карт на одного человека планируется ограничить десятью, то есть гоняться за повышенным кешбэком и играть в кредитную карусель будет сложнее. Под тем же соусом противодействия мошенникам Роскомнадзор недавно ухудшил голосовую связь в мессенджерах WhatsApp (принадлежит запрещенной в России компании Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ)) и Telegram.
Масштабные изменения сопровождались не менее масштабным побочным ущербом. Как и предсказывали участники рынка и аналитики, возникла проблема вала ложных срабатываний и, как следствие, массовых жалоб на необоснованные блокировки. «Действительно, банки усилили автоматический мониторинг транзакций, — отмечают в криптовалютном сервисе Ubit. — Особенно в отношении карт, где фиксируется регулярный прием платежей от разных физических лиц или операции, похожие на деятельность обменников. Число блокировок заметно выросло, и тенденция сохраняется».
И дело тут не только в криптовалюте — хотя транзакции, хоть как-то с ней связанные, теперь автоматически считаются подозрительными, а те, кто пытается работать с криптой, говорят, что с сентября обменять ее можно будет только через курьера и наличные.
«Ситуация сейчас действительно обострилась. После принятия последних поправок к 115-ФЗ банки получили больше полномочий приостанавливать переводы, в том числе мелкие. В итоге число жалоб на блокировки заметно выросло, и клиенты ощущают неудобство. Но тут важно понимать: параллельно кратно увеличилось и количество предотвращенных мошеннических операций. То есть это не банки вредничают, а реально усиливается антифрод», — указывает на цель ужесточений заместитель руководителя отдела по противодействию мошенничеству финтех-компании Paygine Роман Агабаев. И судя по статистике, предоставляемой ЦБ, результат действительно есть: во втором квартале и число хищений, и объем украденных мошенниками денег снизились (см. график).
Упало на карту
Ограничения и автоматические блокировки среди прочих эффектов должны в значительной степени осложнять жизнь дропперам — по сути, ключевому звену мошеннических схем.
Кто такой дроппер? Это человек, который за вознаграждение дает злоумышленникам доступ к своим картам и счетам. Последние используются либо как транзитное звено, либо как инструмент обналичивания и отмывания денег. Число таких людей подсчитать сложно, однако эксперты и участники рынка полагают, что речь идет о нескольких миллионах человек, треть из которых — мигранты и нерезиденты. По данным ЦБ, за прошлый год около 10 млн человек отправили переводы на карты дроппов. Отмечается также, что ситуация с дропперскими сетями и создающими их теневыми организациями ухудшалась год от года, и еще в 2024-м был принят ряд довольно радикальных мер для противодействия мошенникам. Это отразилось на их стратегии. «Если в начале 2024 года… дроппы в основном концентрировались в крупных банках, то уже к концу 2024 года мы увидели активное, целенаправленное такое расползание этих дроппов по мелким и средним банкам. Таким образом они пытаются уйти от противолегализационных процедур, спрятаться в тех банках, где, на их взгляд, не такая высокая готовность по борьбе с ними», — рассказывал в Совфеде глава службы финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ