Сотрудничество России с быстро растущим Узбекистаном вышло на новый уровень

МонокльБизнес

Долгое эхо южного посольства

Многоуровневые переговоры российской делегации во главе с президентом в Ташкенте выводят сотрудничество с быстро растущим Узбекистаном на новый уровень. У России появляется новый якорный партнер в Центральной Азии

Александр Ивантер

Двусторонние переговоры президента России Владимира Путина (слева) с главой Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым затянулись далеко за полночь. Михаил Метцель/ТАСС

Первые три международных визита Владимира Путина, уместившиеся в три недели после его инаугурации на пятый президентский срок 7 мая, указали на главных партнеров нашей страны на данном историческом отрезке — это Китай, Белоруссия и Узбекистан. И если переговоры в Пекине и Минске фокусировались преимущественно на внешнеполитическом и военно-стратегическом треках соответственно, то главным содержанием переговоров в Ташкенте, по крайней мере в той части, результаты которой были преданы гласности, была экономика — торговые связи, промышленная кооперация и инвестиции.

Обращают на себя внимание самый высокий протокольный статус визита Путина (государственный, а не официальный) в столицу Узбекистана, а также невиданная представительность российской делегации. В нее вошли первый вице-премьер, министры экономики, финансов, транспорта, иностранных и внутренних дел, здравоохранения, глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, 22 руководителя регионов, развивающих особо тесное взаимодействие с Узбекистаном, главы «Росатома», «Газпром нефти», Сбера, «Русала» и ряда других крупных компаний.

«Личная встреча двух президентов, затянувшаяся далеко за полночь, — сама по себе индикатор того, что диалог был нетривиальным, — считает видный узбекистанский экономист Баходур Эшонов. — По сути, можно сказать, что визит был знаковым, причем не только для двусторонних отношений. Мы в ближайшее время увидим, очевидно, практические шаги по реализации достигнутых договоренностей, которые должны будут вывести двусторонние отношения на новый уровень, открывая новые возможности и перспективы, причем не только для России и Узбекистана».

Двадцать семь подписанных в Ташкенте соглашений, конечно, сильно неравнозначны — есть среди них и вполне рамочные документы типа протокола о намерениях между минздравами по вопросам организации здравоохранения. В сухом остатке двух дней переговоров по большому счету три важных пункта. Это учреждение совместного фонда в размере 500 млн долларов (взнос РФ — 400 млн) для финансирования инвестиционных проектов в Узбекистане, это соглашение о строительстве на территории республики двух гидроаккумулирующих электростанций и, наконец, самое главное — решение о сооружении первой в постсоветской Центральной Азии атомной электростанции по российскому проекту. Но здесь вышел знатный сюрприз: вместо обсуждавшейся шесть лет «большой» станции мощностью 2,4 ГВт решено строить атомную станцию малой мощности (АСММ) с шестью реакторами общей мощностью 330 МВт. Официальных комментариев по поводу причин «атомной рокировки» не последовало, глава «Росатома» Алексей Лихачев ограничился оговоркой, что «мы не снимаем вопрос с повестки дня и о строительстве большой станции».

Кто главный в ЦА?

Энергетические проекты России в Узбекистане мы еще подробнее обсудим ниже, сейчас же заметим, что статус и итоги президентского десанта в Ташкент позволяют высказать предположение о все более явном выдвижении Узбекистана на роль якорного экономического партнера России в макрорегионе Центральной Азии, способного заменить в этом качестве многолетнего безоговорочного лидера по части нашего взаимодействия в этой области постсоветского пространства — Казахстан.

Конечно, сбрасывать последний со счетов было бы неверно. Все же Казахстан — существенно бóльшая по размеру экономика: его номинальный долларовый ВВП в два с половиной раза больше, чем узбекистанский. Хотя население, напротив, почти вдвое меньше — 20 млн против 37 млн человек (правда, русских в Казахстане по-прежнему существенно больше — без малого 3 млн человек против около 700 тыс. в Узбекистане).

Далее, Казахстан — действительный член Евразийского экономического союза, а Ташкент только наблюдатель, соответственно, рамка экономического взаимодействия с Казахстаном, по крайней мере формально, более благоприятна (настолько, что значительные объемы текстильной продукции узбекистанского производства попадают на российские прилавки через Казахстан). И тем не менее оборот взаимной торговли России с Узбекистаном растет быстрее: по сравнению с допандемийным 2019 годом он уже удвоился, приблизившись к 10 млрд долларов. За этот же период торговля с Казахстаном выросла существенно меньше, но от более высокой базы — с 19 млрд до 26 млрд долларов. Близкий ориентир — 30 млрд долларов — зафиксировали в качестве целевого на ближайшие годы Путин и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в Ташкенте.

Нельзя не отметить и международную активность президента Узбекистана, развитую им после прихода к власти в 2016 году и ставшую неотъемлемой частью его курса энергичных общественных и экономических реформ. Были налажены сильно подмороженные при первом президенте независимого Узбекистана Исламе Каримове отношения с соседями (с Таджикистаном долгие годы поддерживался военный режим границы и отсутствовало авиасообщение), активизировалась работа по региональной интеграции — Мирзиёев инициировал формат ежегодных консультационных встреч на уровне глав государств региона. Активизировались диалог и взаимодействие Узбекистана с крупными внерегиональными игроками, прежде всего с главными торговыми и инвестиционными партнерами страны — Россией и Китаем.

После переизбрания на второй срок осенью 2021 года активность Мирзиёева на внешнем треке стала еще более выраженной. В сентябре 2022 года в Самарканд на саммит Шанхайской организации сотрудничества съехались главы 13 государств — в разгар горячего конфликта на Украине именно Узбекистан стал местом демонстрации несостоятельности усилий Запада организовать тотальную дипломатическую и экономическую изоляцию России. На этом фоне весьма контрастно выглядит неожиданное решение Казахстана по сворачиванию астанинского формата переговоров по урегулированию конфликта в Сирии — двадцатая встреча президентов России, Турции и Ирана в столице Казахстана в июне 2023 года оказалась последней.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Старость в два захода! Ученые выяснили, когда люди резко стареют Старость в два захода! Ученые выяснили, когда люди резко стареют

Как ученые объясняют всплески проблем со здоровьем в определенном возрасте?

ТехИнсайдер
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Речь о деталях Речь о деталях

Возможно ли появления российского смартфона в жестоком мире электроники

Правила жизни
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Открыть в приложении