Для задумчивого чтения
О книге Аллы Горбуновой «Нет никакой Москвы»
Алла Горбунова — писатель средних лет, ей тридцать девять. Но она уже написала книги, которые многие авторы сочли бы венцом своего творчества. Это и вторая книга прозы «Конец света, моя любовь», и четвертая — «Лето».
По сборнику рассказов «Конец света, моя любовь» идет очень хороший спектакль Бориса Павловича на сцене петербургской площадки «Скороход». Как стиль Габриэля Гарсиа Маркеса когда-то назвали «мистический реализм», стиль Аллиной прозы можно назвать «реалистической метафизикой».
Философ по образованию (Алла окончила философский факультет СПбГУ), она очень тонко и четко видит несообразность мира, которую другие люди не то чтобы не видят — им не хватает отстранения. Философия учит прежде всего смотреть на вещи как первозданные, так, будто они только появились на свет и им надо дать исчерпывающее объяснение: какие они?
Уже первый сборник рассказов Аллы Горбуновой «Вещи и ущи» сразу выделился на фоне беззубой русской прозы своим поворотом на «ущи». «Ущи» — это вещи, только сделанные из ума, чистые конструкции, которыми мы оперируем так же охотно, как вилкой и ножом. Потому что каждый немного философ. Тлен философского знания присутствует в каждой непогибшей душе, он делает ее живой и доброй, а иную — недоброй. Смотря как посмотреть на вещи и ущи.
Книги «Конец света, моя любовь» и особенно «Лето» — это в том числе философские трактаты, читать которые особенно радостно. Усталость от прозы, где есть сюжет, но нет метафизики и осмысления окружающей действительности через такие концепты, как «Путь», «Свет», «Судьба», приводит к тому, что Аллина проза остается в русском литературном контексте одинокой. Разве что книги Романа Михайлова, например «Изнанка крысы», способны соперничать по степени въедливости в основания культуры.
При этом Алла остается абсолютно заземленной. Она дачница и мать, студентка и пользователь интернета. Разные узнаваемые лица, личины и обстоятельства протекают сквозь эту прозу, не давая ей быть просто сухой выжимкой, кредо автора.