Как устроен рынок банковских активов? Кто, зачем и по какой цене их покупает?

МонокльБизнес

«Для небольших банков сейчас хорошее время»

Управляющий партнер GRM Group Константин Каричев — о том, кто и зачем сейчас покупает банки

Евгения Обухова

Константин Каричев, адвокат и управляющий партнер компании GRM Group. Олег Сердечников

Несмотря на то что два десятка системно значимых банков аккумулировали у себя более 80% всех активов сектора, за пределами топ-20 тоже кипит жизнь. Резкие изменения последних трех лет затронули и банковский рынок, и сейчас небольшие кредитные организации довольно часто находят новых владельцев. По понятным причинам многие такие сделки проходят вне публичной плоскости, но о некоторых становится известно. Так, 2024 год отметился покупкой девелопером «Самолет» банка «Система», а Экспобанк купил банк Эйч-Эс-Би-Си. В начале 2025 года «Ингосстрах» продал Ингосстрах Банк автодилеру «Авторитэйл», этим летом микрофинансовая компания «Займер» купила банк «Евроальянс».

Константин Каричев, адвокат и управляющий партнер компании GRM Group, занимающейся сопровождением сделок, объясняет происходящее целым рядом причин, среди которых главная — высокий уровень ставок и новые условия трансграничных платежей. В интервью «Моноклю» он рассказал, как устроен сейчас рынок банковских активов, кто, зачем и по какой цене их покупает.

— Можно ли говорить о волне сделок по покупке банков?

— Это не массовое явление. Сделки есть, но они носят скорее системно-точечный характер, если можно так выразиться.

До 2022 года банковский рынок был рынком покупателя в чистом виде. Продать банк было непросто, и все эти сделки шли с дисконтом к капиталу: чем больше банк, тем больше дисконт. Многие банки находились в замершем состоянии: есть капитал, есть какая-то небольшая клиентская база, есть где, так сказать, парковать остатки и какие-то деньги на этом зарабатывать.

Когда случился 2022 год, появились новые возможности, новые рынки, новые игроки. Теперь сделки с мелкими банками связаны именно с тем, что приходит новая команда, как правило, финансово гораздо более сильная, чем текущие акционеры, со своими планами и сформированными бизнес-моделями. И постепенно вот эти банки-«заготовки» начинают превращаться в действующий банковский бизнес.

В 2025–2026 годах число сделок по покупке банков будет плюс-минус таким же, как в 2024-м, и, может быть, даже немного снизится, так как 2024 год был ажиотажным из-за большого наплыва непрофессиональных посредников, которые пытались продавать банки как недвижимость. Было также много потенциальных покупателей, у которых вообще абстрактное представление о том, что такое банк, но есть желание купить — потому что экономика пришла в движение, в ней появились игроки, новые капиталы и так далее.

— Можно ли разделить покупателей на какие-то группы? Логично, когда покупателем выступает финансовая компания или холдинг, но зачем нужен кэптивный банк в 2025 году?

— Как мне видится, стратегия покупки кэптивного банка при наличии качественных банковских компетенций имеет право на жизнь. Так, в случае группы «Самолет», скорее всего, предполагался перевод всех структур на обслуживание в банк, аккумулирование остатков, более того, наверняка еще и партнерскую периферию тоже предполагали перевести. И если бы не было системных проблем в строительной отрасли, такая стратегия вполне имела бы право на жизнь. Особенно с нынешним размером ключевой ставки, который на тех же остатках позволяет очень хорошо зарабатывать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении