Далеко ли до апокалипсиса в британском Королевском флоте
О проблемах с ядерными реакторами именитой фирмы Rolls-Royce

В начале августа в ряде иностранных изданий появились сведения о проблемах с ядерной и радиационной безопасностью в британских военно-морских силах. Версии выдвигались разные, вплоть до инцидентов с ядерными боеприпасами (ЯБП) для ракет Trident II, состоящих в боекомплекте ПЛАРБ типа Vanguard (рис. 1) в количестве 16 штук. Ракеты, как известно, американские, а вот ЯБП для них — собственного производства. Неужели все так плохо с единственной ядерной составляющей вооруженных сил Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии?
Выпустили джинна из бутылки
Каким образом данная информация стала публичной, сказать трудно. То ли консерваторы подставили лейбористов в борьбе за «демократию», то ли наоборот — пусть разбираются сами, но «джинна выпустили» не только в переносном, но и в прямом смысле. Обратно не загнать. Достоянием общественности стало то, что за первые четыре месяца этого года на базах Клайд и Коулпорт в Шотландии в общей сложности произошло 32 эксцесса. По британской классификации они делятся на четыре категории:
— категория A — реальная или высокая вероятность выброса радиоактивных веществ в окружающую среду;
— категория B — фактическая или высокая вероятность локального выброса внутри объекта или непреднамеренного облучения;
— категория C — имеется умеренный потенциал для выброса в будущем;
— категория D — выброс маловероятен, но ситуация может иметь неблагоприятный исход.
Есть и так называемые «другие», которые не принимаются всерьез, однако тоже регистрируются.

Напомним, что Клайд является базой атомных подводных лодок, а Коулпорт — арсеналом, где помимо другого оружия хранятся ядерные боеприпасы для Trident II и, как утверждают, сами ракеты. Обе базы расположены в непосредственной близости друг от друга в 40–45 км к северо-западу от Глазго. Разделяет их фьорд (залив) Гэр-Лох. Название Клайд встречается редко, чаще употребляется военно-морская база Фаслейн (рис. 2).
Откровенно говоря, происшествия категорий С и D с ядерными боеприпасами на арсенале вызывают сомнения. Вероятность их возникновения сводится к минимуму комплексом мер, направленных на предотвращение аварийных ситуаций, исключение несанкционированных действий и защиту от внешних угроз. Эти меры реализуются на всех этапах их жизненного цикла, включая ограниченный доступ персонала, и являются жесткими во всех странах, имеющих этот вид оружия массового поражения.
Но даже с такими нюансами количество подобных ЧП в местах стоянки подводных лодок превышает аналогичный показатель на арсенале (19 против 13), а качественная составляющая подтверждает более надежное хранение оружия, чем эксплуатацию его носителей. В Клайде-Фаслейне зафиксированы инциденты категории А и В. А почему так?
Ядерный реактор своими руками
Потаенные суда с ядерными энергетическими установками тоже не в гараже делают, но похоже, что у Лондона большие проблемы. На текущий момент в боевом составе Королевских ВМС насчитывается пять многоцелевых подводных лодок типа Astute (поступают на флот с 2010 года, еще две строятся) и четыре ПЛАРБ типа Vanguard (вошли в боевой состав ВМС в период с 1993 по 1999 год).
Как правило, «детские болячки» систем и механизмов лечат в период испытаний и усиленной эксплуатации головных кораблей. В случае с новыми Astute ядерные реакторы Rolls-Royce PWR2 для них проходили обкатку на более ранних ПЛАРБ. На S28 Vanguard в период проведения капитального ремонта (2002–2005 годы) отработанную активную зону (АЗ) заменили на новую Core H2, которая затем пошла не только на ее последующие sister ships, но и на все лодки типа Astute. Особенностью этой АЗ является отсутствие необходимости перезарядки в течение всего срока службы, который рассчитан на 25 лет.