Как развивать индустриальные города и создавать новые смыслы

МонокльКультура

Биеннале как инструмент ревитализации города

Как развивать индустриальные города и создавать новые смыслы за счет культурных практик

Алексей Щукин

Арт-объект уличного художника Тимофея Ради «Кто мы, откуда, куда мы идем?» на крыше Уральского приборостроительного завода стал одним из символом Екатеринбурга. Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Уральская индустриальная биеннале современного искусства — крупнейшее культурное событие за пределами двух столиц. Оно посвящено взаимодействию искусства и индустриального контекста городов. За год мероприятия биеннале — выставки, спектакли, дискуссии и семинары — посетило более 100 тыс. человек.

Биеннале была организована как событие в Екатеринбурге, но позднее география расширилась. Сейчас акцент делается на проведение так называемых арт-резиденций в индустриальных городах. В 2021 году они прошли в восьми городах, а теперь проекты начаты в Миассе, Рефтинском, Магнитогорске и Порогах. В проектах арт-резиденций биеннале выступает катализатором городских изменений. Первый объект в рамках этой программы был открыт в поселке Рефтинский.

Ревитализация через культуру

Рассказ об индустриальной биеннале современного искусства — это всегда разговор о художниках и об их выставках, инсталляциях и о перформансах в индустриальном контексте. И действительно, искусство в заводском цеху всегда выглядит необычно и эффектно. Это, в частности, успешно эксплуатируется на Венецианской биеннале: практически любой выставленный в Арсенале объект выглядит мощным произведением искусства.

И крайне редко биеннале как событие рассматривается через призму социально-экономических эффектов. В этой оптике она становится сильным туристическим аттрактором, объектом событийного туризма.

Индустрия событийного туризма сложилась только во второй половине ХХ века, и она быстро растет: сейчас на нее приходится до трети оборота в глобальной индустрии путешествий. Обычно событийный туризм рассматривается в связи с глобальными спортивными мероприятиями — например, олимпиадами. Сотни тысяч туристов платят за билеты, отели, рестораны, транспорт, сувениры — эти деньги поступают в местную экономику, обеспечивая мультипликативный эффект. Но культурные мероприятия часто даже более выгодны для регионов с точки зрения развития событийного туризма — они привязаны к конкретному месту. Например, Эдинбургский фестиваль искусств приносит в городскую экономику до 400 млн фунтов в год.

Есть и еще одна оптика: все чаще крупные культурные мероприятия рассматриваются как драйвер ревитализации промышленных городов. Это очень актуальная проблема: в последние десятилетия сотни городов не только в России, но и в Европе и США столкнулись с кризисом промышленности, оттоком населения и деградацией инфраструктуры. Самый яркий пример — Детройт, который всего за пару десятилетий прошел путь от города, равного Нью-Йорку, до деградации с отъездом двух третей населения.

Инсталляция «Молния» Екатерины Пугач на заводе «ВИЗ-Сталь». 1-я Уральская индустриальная биеннале (2010 год). Фото: Федор Телков

Проекты ревитализации обычно делят на два типа: top-down (сверху вниз) и bottom-up (снизу вверх). «Сверху вниз» — это крупные проекты, инициируемые и частично финансируемые властями. Это может быть строительство новых стадионов, набережных, перенос штаб-квартир корпораций. Проекты «снизу вверх» невелики по размерам и недороги, креативны и создаются местными игроками с использованием местных ресурсов. Это могут быть культурные проекты, инкубаторы для стартапов, инициативы по временному использованию зданий и обустройству общественных пространств.

«Есть определенная мода на инструменты ревитализации городов. В двадцатом веке делалась ставка на крупные top-down-проекты, но оказалось, что их эффективность часто невелика, — говорит профессор факультета градостроительства MIT, автор книги “Дизайн после упадка: как Америка перестраивает сжимающиеся города” Брент Райан. — Сейчас большой интерес к инициативам “снизу вверх”. Они дешевы, демократичны и могут развиваться без государственных субсидий. Они отражают свободу и креативность. И, что очень важно, они используют энергию жителей и демонстрируют, что горожане имеют массу идей о позитивных изменениях».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении