Индийские автомобили — это уже не причудливая помесь машины и мотороллера

МонокльАвто

Авто со слоном

Индийские автомобили — это уже не причудливая помесь машины и мотороллера, а весьма технологичные модели. Выйдя на третье место в мире, автопром Индии смотрит и в сторону России: при определенных условиях автомобильная продукция из страны слонов может занять значимую нишу на нашем рынке, потеснив китайцев

Алексей Грамматчиков

Индийский автопром: от тук-тука до кроссовера. Фото: Валентин Федоров/ТАСС

Слоны, чай, специи, йога, Болливуд… О том, что помимо всего этого в Индии есть еще и развитая автомобильная промышленность, в России до недавних пор знали немногие. Теперь же власти намерены исправить ситуацию: недавно посол Индии в РФ Винай Кумар сообщил, что на фоне геополитического сближения наших стран Индия намерена развивать торговлю. «Некоторые из важных областей, на которых, по нашему мнению, нам необходимо сосредоточиться и по которым увеличить наш экспорт, — это текстиль и модные товары, строительные материалы, автомобили, автомобильные запчасти и комплектующие, а также весь спектр электроники и товары, связанные с информационными технологиями. Многие ведущие компании производят продукцию в Индии. Мы рассчитываем на рост и в этих областях», — сказал Винай Кумар в интервью ТАСС.

Заявления властей Индии подкрепляются динамичным развитием авторынка страны: за последние годы он сумел набрать заметное ускорение как в количественном, так и качественном отношении.

Третья мировая автодержава

В прошлом году Индия неожиданно для многих поднялась на третье место в рейтинге автомобильных держав. По данным международной консалтинговой компании Focus2move, общемировые продажи новых машин в 2024 году достигли 85,1 млн единиц (+2,6% по сравнению с 2023-м). Лидирует в списке Китай с объемом продаж в 26,05 млн авто (+3,4%). Далее идут США — 15,9 млн (+3,6%). На третьей строчке обосновалась Индия с 4,27 млн (+3,9%), оставив позади падающий рынок Японии (4,25 млн штук, минус 7,1%). За ними следуют Германия (2,8 млн), Бразилия (2,4 млн) и Великобритания (2,3 млн). Россия с показателем в районе 1,6 млн единиц заняла 11-е место, немного уступив Южной Корее (см. график 1).

По мере повышения благосостояния населения индийский авторынок начал динамично развиваться: еще десять лет назад его емкость составляла 2,7 млн машин — всего 45% от нынешних цифр (см. график 2). И продажи в этой стране сохраняют значимый потенциал для роста: при самом большом в мире населении (1,46 млрд человек) на 1000 граждан здесь приходится всего 57 машин, это один из самых низких показателей — даже меньше, чем в Нигерии (63) или Кении (69). Для сравнения: в Китае уровень автомобилизации составляет 231 авто на 1000 человек, в России — 361, в США — 850.

Пока же парк личных транспортных средств в Индии в основном двухколесный: на один проданный автомобиль в стране приходится примерно четыре мотоцикла — объем внутреннего моторынка достигает рекордных 20 млн единиц в год. Но постепенно индийцы пересаживаются на четырехколесных «железных коней», выпуск которых наращивает местный автопром, уже сейчас формирующий 6,8% ВВП страны. В Индии, так же как в Китае и России, действуют жесткие меры протекционизма: местный рынок защищают высокие импортные пошлины, размер которых может достигать внушительных 100% от стоимости импорта. Поэтому население покупает в основном машины местного производства.

Электромобиль Mahindra BE 6 на выставке Bharat Mobility Global Expo 2025 в Нью-Дели. Фото: Imago/Matrix Images

Братья Махиндра и другие

Индийский автопром имеет более чем полувековую историю, и, как и в Китае, он использует трансфер технологий от ведущих мировых корпораций. Первая индийская компания под названием Hindustan Motors была основана еще в 1942 году и специализировалась на выпуске реплики английской модели Morris 10. А в 1945-м братья Махиндра на одноименном предприятии начали сборку американских внедорожников Willys.

Позже в страну пришли европейские, японские и корейские бренды, но развивались они во взаимодействии с местными компаниями. Результатом коллаборации стало появление таких значимых автопроизводителей, как Tata, Mahindra, Maruti. Некоторые из них даже пытаются отщипнуть кусок мирового пирога: например, в 2008 году Tata Motors после долгих переговоров завершила сделку по приобретению у американской Ford Motor британской Jaguar Land Rover.

Индийцы не только сотрудничают с иностранными компаниями, выпуская модели под их брендами, но и производят собственные машины. Местные марки сейчас составляют примерно четверть всех продаж внутри страны, но их доля растет.

Лидирует на внутреннем рынке компания Maruti: доля ее совместного предприятия с Suzuki достигает внушительных 40%. По итогам прошлого года СП Maruti Suzuki сумело реализовать в Индии более 1,6 млн новых авто, в основном они продаются под японским брендом. Второе место держат корейцы с Hyundai Motor India (561 тыс.). Третью и четвертую позиции занимают чисто индийские компании Tata Motors (538 тыс.) и Mahindra & Mahindra (424 тыс.). В первую десятку также входят местные производства таких глобальных компаний, как Kia, Toyota, Škoda, Honda, британская MG Motor (принадлежит китайской корпорации SAIC) и Renault (см. график 2).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За «квадратом» проявились семья и дети За «квадратом» проявились семья и дети

В России последствия ошибок стройкомплекса будут ощущаться десятилетиями

Монокль
Лабораторное приборостроение по-русски Лабораторное приборостроение по-русски

Замгендиректора «Праймлаб» о стратегии, конкуренции и сарафанном маркетинге

Монокль
Ледовый капитан Ледовый капитан

TANK 400 цвета «ольхон» рядом с одноименным островом

Автопилот
Озерный край Озерный край

Пресс-тур по Псковской области: полторы тысячи километров

Отдых в России
Три пощёчины Три пощёчины

Фёдор Редлих о судьбе австрийцев в Советской России

Дилетант
Герои нашего времени Герои нашего времени

Создавая живой диалог поколений, они определяют, каким будет искусство завтра

Moodboard
Уникальный эндемик: как нерпы выживают на Байкале Уникальный эндемик: как нерпы выживают на Байкале

Байкальская нерпа — настоящий тюлень с необычным местом жительства

ТехИнсайдер
Фитнес с питомцем Фитнес с питомцем

Фитнес с питомцем не только поможет улучшить форму, но и укрепит вашу связь

Здоровье
16 эффективных способов восстановления после эмоционального выгорания 16 эффективных способов восстановления после эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание — это не просто временное состояние усталости

Inc.
Дальний Восток: территория противоречий Дальний Восток: территория противоречий

Дальний Восток: почему инвестиции не спасают от оттока людей и транзитной роли

Монокль
Семь способов активировать внутренний навигатор Семь способов активировать внутренний навигатор

Как научиться ориентироваться без навигатора в телефоне?

Здоровье
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Ангелина Поплавская: «Сейчас я понимаю — мое от меня не уйдет» Ангелина Поплавская: «Сейчас я понимаю — мое от меня не уйдет»

Три с половиной года — только пробы, пробы, пробы — и ни одного утверждения

Коллекция. Караван историй
Идеальный руководитель: как найти баланс между строгостью и дружелюбием Идеальный руководитель: как найти баланс между строгостью и дружелюбием

Какие качества и подходы делают руководителя эффективным лидером?

Inc.
Андрей Соколов: «Самое дорогое, когда ты можешь быть самим собой» Андрей Соколов: «Самое дорогое, когда ты можешь быть самим собой»

Личная жизнь у меня есть. Но о женщинах самое правильное — молчать

Коллекция. Караван историй
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
«Малые дела» для «малой родины» «Малые дела» для «малой родины»

Земские школы как образовательный проект

Знание – сила
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Спасательные работы Спасательные работы

Как быстро восстановить кожу после простуды — 6 советов

Лиза
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Тут как тут Тут как тут

Дорога из Дербента в Махачкалу на страницах скетчбука

Seasons of life
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
Удвоенная польза Удвоенная польза

Как применяются цифровые двойники в банковской сфере

Ведомости
Девелоперы избавляются от офисов Девелоперы избавляются от офисов

Объем офисов на продажу в Москве за год увеличился более чем на треть

Ведомости
Павел и Зепюр Прилучные: «Нет ничего важнее семьи, все остальное может подождать» Павел и Зепюр Прилучные: «Нет ничего важнее семьи, все остальное может подождать»

Мне очень сложно без Зипи. Я такой человек, мне необходимо, чтобы она была рядом

Коллекция. Караван историй
Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее

Чем может угрожать таяние вечной мерзлоты, к каким последствиям это приведет?

Знание – сила
Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома

Как скромное начинание выросло в полноценное производство?

Inc.
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом

Почему Яндекс Документы — выбор для бизнеса в России

Inc.
Открыть в приложении