К чему привел выход китайских фабрик в индустрию индивидуального пошива

МонокльБизнес

Ателье как хобби и не только

Выход китайских швейных фабрик в индустрию индивидуального пошива привел к кардинальным преобразованиям мирового рынка этих услуг. В России отрасль производства одежды на заказ получила еще и дополнительный импульс к развитию в связи с уходом международных фешен-брендов

Лина Калянина

Создатель ателье по индивидуальному пошиву мужской одежды «Ателье Morozov» Николай Морозов

Образ никуда не спешащего портного с иголкой в руках уже давно не приходит на ум при обсуждении темы пошива костюма на заказ. Сегодня made-to-measure («сделано по меркам») — огромная индустрия со сложившимся международным разделением труда. Заказчик может находиться в любой стране и выбирать ткань для своего костюма в каталоге с десятками тысяч европейских и азиатских образцов. Произведен такой костюм с большой долей вероятности будет на фабрике индивидуального пошива в Китае: по соотношению цены и качества китайские фабрики сегодня предлагают лучшие условия для размещения заказа.

И это особенно востребовано на российском рынке, где в отличие от многих других стран так и не сложилось полноценной текстильной и швейной индустрии. «После прихода китайцев в нишу индивидуального пошива ситуация на рынке кардинальным образом поменялась, производство стало дешевле, а сама услуга — более доступной для клиентов», — говорит Николай Морозов, создатель ателье по индивидуальному пошиву мужской одежды «Ателье Morozov».

После ухода иностранных брендов на российском одежном рынке появились незанятые ниши. Сегодня их пытаются освоить старые и новые российские фешен-компании, которые в первую очередь сосредоточились на женском и детском ассортименте. Рынок же мужской одежды практически пуст. Поэтому не случайно ателье и компании по индивидуальному пошиву мужской одежды отмечают резкий рост спроса на свои услуги. «Монокль» поговорил с Николаем Морозовым о том, какие возможности есть у российских заказчиков и как устроен мировой рынок индустриального пошива по меркам.

— Почувствовали ли вы изменения в спросе на индивидуальный пошив после того, как с российского рынка ушли западные бренды готовой одежды?

— Спрос вырос более чем на пятьдесят процентов. Ведь на рынке готовой одежды никого не осталось, только российские бренды и магазины, такие как Henderson, BML. Но это крупные компании, магазины готового продукта, пошив по меркам для них эксклюзивная услуга. Индивидуальным пошивом в основном занимаются небольшие компании, ателье. Сразу скажу, что речь идет не о портновском исполнении заказов (bespoke), а об индустриальном производстве на фабриках по индивидуальным меркам (made-to-measure). И число таких заказов заметно выросло: с прошлого года к нам прибегают клиенты, которым надо срочно одеться. Люди находят новую работу, возвращаются в активную жизнь, получают должности в госкомпаниях и крупных корпорациях, где существует дресс-код. Например, в компании «ЛУКойл» такое правило: мужчины не могут войти в офис компании без костюма. Лично для меня это очень приятное правило.

— Почему человек все-таки идет шить костюм, а не ищет готовое решение? Тем более что сшитый на заказ костюм стоит дороже.

— Понятно, что люди, у которых есть проблемы с фигурой, идут в индивидуальный пошив. Но я могу сказать, что больше половины наших клиентов могли бы одеваться в магазинах, однако они идут в ателье, потому что хотят персонального обслуживания, хотят выбрать ткань, фасон, кайфануть от этого. Это про эмоцию и про сервис. Для многих это определенный фан, хобби, потому что у мужчин хобби мало — спорт, охотарыбалка, баня. Ателье — еще одно хобби для людей, которым нужно хорошо одеваться и у которых есть на это деньги.

— Сколько костюмов среднее ателье продает в Европе и сколько у нас?

— В Европе одно нормальное, успешное ателье продает триста-четыреста костюмов в месяц, сто минимум. У нас это невозможно, мы в России продаем пятьдесят костюмов в месяц. И это уже хорошо. Весь рынок индивидуального пошива в России — это две — две с половиной тысячи костюмов в месяц, сейчас больше, потому что бренды ушли, людям негде одеваться — ну, может быть, сейчас пять тысяч костюмов в месяц. Но это все равно мизер с учетом населения в сто сорок миллионов человек и в сравнении с мировым рынком индивидуального пошива.

— А какие страны шьют больше всего костюмов по меркам?

— Костюмы носят там, где холодно. В Европе это Скандинавия, Норвегия, балтийские страны, Бельгия, Голландия, Франция и, конечно, там, где любят костюм, — это Италия. Самый большой мировой рынок костюмов — это Канада и США, где продаются тысячи костюмов в день. Китайская фабрика, с которой мы сейчас работаем, шьет десять тысяч изделий в день, и бóльшая часть идет в Северную Америку.

Китайский переход

— Мы с вами встречались около десяти лет назад, и вы с большим воодушевлением рассказывали о европейской индустрии пошива по меркам. Но сейчас вы «переехали» в Китай. Как и почему это произошло?

— Мы до 2013 года отшивали свои костюмы в Италии, стали поставщиками тканей ведущих европейских и английских производителей — Scabal, Loro Piana, Zegna, Dormeuil и других. Но летом 2013-го мы сильно просели в продажах, потому что рынок очень сильно изменился, а я этого не увидел. Я вернулся из-за границы, такой воодушевленный: у меня куча старых клиентов, я профессионал, все знаю. А на рынке на тот момент уже плотно присутствовали китайцы, в том числе через европейские компании, предлагавшие здесь услугу индивидуального пошива костюмов. А я всегда относился к китайскому продукту пренебрежительно, мне не нравилось качество. Но они быстро росли и стали нас сильно поджимать: наш костюм стоил, допустим, сто пятьдесят тысяч рублей, а они продавали такой же по качеству костюм за пятьдесят тысяч.

Сначала, в 2014 году, мы начали работать с румынской фабрикой Formens. А в 2019-м я окончательно понял, что мы очень сильно проигрываем китайцам — они быстрые, недорогие, очень качественные. Мы начали тестировать китайские фабрики. И выбрали Dayang Group — это крупная, топовая фабрика, которая шьет для ведущих мировых марок. Когда я туда прилетел, я потерял дар речи: мне казалось, что я был в Европе на всех фабриках и меня ничем не удивишь. Но там я ходил с открытым ртом несколько дней. Полная автоматизация процессов, везде роботы, автоматизированный склад на пятьдесят тысяч готовых изделий, чистота кругом идеальная. Для меня это было чудом. И мы стали работать с ними, я ни минуты об этом не пожалел и горжусь этим.

— И на китайские ткани перешли?

— Мы по чуть-чуть с 2008 года работали с китайскими тканями. Это хорошие ткани, если брать какую-то ежедневную базу: категорию super 100’s, super 130’s, super 150’s (характеристика ткани, которая обозначает тонкость волокна, определяет качество и стоимость костюма). Эти ткани ничем не лучше и не хуже европейских. В производстве тканей, конечно, есть традиция, есть дизайн. Но ведь обычно все берут австралийско-новозеландское сырье — шерсть, и оно у всех одно и то же. Далее это сырье запускают в машину — оборудование везде европейское стоит, и в Китае тоже. И тебе нужна хорошая вода, чтобы промывать ткань. Хорошую воду ты или находишь там, где есть источник, — вот почему Loro Piana расположена в Куароне (регион Пьемонт) в низине у реки, а фабрики Zegna — в Триверо на холме. И там и там был источник воды, которая нужна для процесса финишинга шерстяной ткани, да и хлопковой тоже. Либо второй вариант: добавлять в воду определенную химию и получать нужную воду и ткань с определенными параметрами плотности, жесткости и так далее. Сегодня все крупные компании уже применяют химию — без этого никуда.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Серая орешковая соня Серая орешковая соня

Кем умилялись читатели в 1861 году

Вокруг света
10 фильмов о фигурном катании: от драмы Крыжовникова до сериала про копию Тутберидзе 10 фильмов о фигурном катании: от драмы Крыжовникова до сериала про копию Тутберидзе

Фильмы о фигурном катании с неожиданными сюжетами

Forbes
Мозг, исцеляющий себя Мозг, исцеляющий себя

Реальные истории людей, которые победили болезни и преобразили свой мозг

kiozk originals
Он на свете всех Милей Он на свете всех Милей

На президентских выборах в Аргентине победил Хавьер Милей

Монокль
Возвращение «Метеора» Возвращение «Метеора»

В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техника
Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться» Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться»

Как нейросети повлияют на профессии и когда они станут привычным инструментом

РБК
Окаменелости растений из Колумбии оказались панцирями черепашат Окаменелости растений из Колумбии оказались панцирями черепашат

Палеонтологи исправили ошибку непрофессионального коллеги спустя 20 лет

N+1
Не наркотик, или листья растения кока Не наркотик, или листья растения кока

Кока – страшный враг человека или друг и помощник?

Зеркало Мира
Геннадий Хазанов: «Ничто так не разъединяет людей, как юмор» Геннадий Хазанов: «Ничто так не разъединяет людей, как юмор»

Геннадий Хазанов — о юмористических жанрах в советский период и сейчас

Монокль
Как продлить жизнь букету цветов: простые лайфхаки Как продлить жизнь букету цветов: простые лайфхаки

Что можно сделать, чтобы продлить жизнь срезанным растениям

ТехИнсайдер
Финская карта генерала Юденича Финская карта генерала Юденича

Почему не сработал расчёт генерала Юденича на помощь Финляндии

Дилетант
Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте» Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте»

Светлана Землякова — о том, как она создает свои спектакли

Монокль
От $300 до $1300 в час: кто нанимает бухгалтеров-криминалистов и сколько это стоит От $300 до $1300 в час: кто нанимает бухгалтеров-криминалистов и сколько это стоит

Кто такие бухгалтера-криминалисты и кто пользуется их услугами?

Forbes
Мечты о будущем. Как фантасты создавали реальность на тысячи лет вперед Мечты о будущем. Как фантасты создавали реальность на тысячи лет вперед

На страницах романов они обещали, стращали или просили верить в человечество

СНОБ
Змеи, лютичи и диадемы Змеи, лютичи и диадемы

Культуролог и фольклорист Александра Баркова про разные новогодние традиции

Seasons of life
Личные границы: когда оборона не нужна Личные границы: когда оборона не нужна

Стоит ли охранять личные границы от близких людей?

Psychologies
Как подобрать правильно вклад и не ошибиться? Как подобрать правильно вклад и не ошибиться?

С повышением ключевой ставки Банком России ставки по вкладам поползли вверх

Наука и техника
Где начинались эпидемии чумы, поражавшие античный мир Где начинались эпидемии чумы, поражавшие античный мир

Был ли Египет источником распространения патогенов в Средиземноморье?

ТехИнсайдер
ChatGPT, лунная миссия и мышата от двух отцов ChatGPT, лунная миссия и мышата от двух отцов

Редакция Nature назвала героев из мира науки 2023 года

N+1
Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
Из любви к искусству Из любви к искусству

Как коллекционировать искусство

SALON-Interior
Квантовое превосходство Квантовое превосходство

«Квантовый компьютер – атомная бомба XX века»

ТехИнсайдер
Как удержать наступление по всему киберфронту Как удержать наступление по всему киберфронту

Обстановка увеличивает риски для российской информационной инфраструктуры

Монокль
Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза

Тирольская трагедия и ошибка Вудро Вильсона

Знание – сила
Рукокрылые резервуары Рукокрылые резервуары

Почему летучие мыши резко выделяются среди источников инфекционных болезней?

Знание – сила
России нужны станки, дороги и умные люди России нужны станки, дороги и умные люди

Инвестиции в основной капитал сейчас на рекордно высоких уровнях

Монокль
Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели

Как сделать снимки стильными и гармоничными?

VOICE
Стояние в середине взрыва Стояние в середине взрыва

За год Александр Плотников посадил вишневый сад и поставил четыре спектакля

СНОБ
Ветроэнергетика: освоение новых территорий Ветроэнергетика: освоение новых территорий

Что произошло с ветроэнергетикой за последнее десятилетие?

Наука и жизнь
«Не вычеркивай меня из списка»: как Дина Рубина рассказывает о женщинах ее семьи «Не вычеркивай меня из списка»: как Дина Рубина рассказывает о женщинах ее семьи

Глава из сборника семейных историй Дины Рубиной «Не вычеркивай меня из списка»

Forbes
Открыть в приложении