Беседа Г. Л. Олди с читателями

Мир ФантастикиСобытия

«Чтобы мы писали не то, что хочется, надо, чтобы мы были очень голодными»

Беседа Г. Л. Олди с читателями

«Мир фантастики» уже не в первый раз предоставляет слово знаменитому фантасту Генри Лайону Олди (общий псевдоним Дмитрия Громова и Олега Ладыженского). На сей раз перед вами фрагменты беседы Олди с читателями, которая состоялась на прошлогоднем «Росконе». Олди говорили много, живо и на самые разные темы. Присутствующим было интересно. Надеемся, интересно будет и вам.

О разделении фантастики

Олег Ладыженский (О.Л.) Мы давно говорили о том, что фантастика распадается на два рукава  — на литературную фантастику и индустрию массовых развлечений. Сейчас это оформилось окончательно, бесповоротно. Люди разделились на тех, кто пользуется фантастикой как жанром, и тех, кто пользуется фантастикой как методом. И эти группы писателей и читателей  — они почти не пересекаются. Те, кто пользуются фантастикой как методом, используют её как один из многих литературных инструментов. Они говорят в своих книгах о каких-то проблемах, жизни, любви и ненависти. Фантастика  — дополнительный скальпель, который помогает им вскрыть проблему. Эта группа всё больше примыкает к общелитературному мейнстриму, у неё отдельный, объяснимо немногочисленный читатель. Кстати, в мейнстриме есть аналогичная группа, пускай она и не называет себя фантастикой: Дина Рубина  — «Синдром Петрушки» и «Почерк Леонардо», Евгений Водолазкин  — «Авиатор» и «Лавр»…

Дмитрий Громов (Д.Г.) Михаил Елизаров: «Мультики» и «Библиотекарь», «Хирург» Степновой и так далее. Я уже не говорю про Крусанова, Пелевина, Сорокина…

О.Л. Вторая полноводная струя использует фантастику как жанр. В их книгах главное  — фантастичность. Неважно, о чём пишешь, лишь бы фантастично, лишь бы выводило из наших скучных будней. У неё любовник  — демон! Важна не любовь, а демоны.

Д.Г. Просто о войне нельзя, надо с магией и драконами.

О.Л. Декорации стали доминантой, стержнем произведения. Мы с этим сталкиваемся в кинематографе, когда зритель хвалит: «Там такие спецэффекты!» Больше в фильме ничего хорошего нет, но спецэффекты! Сеттинг и спецэффекты.

О.Л. И как только возникла великая империя фантастики как жанра, империя индустрии массовых развлечений, она сразу же начала дробиться на улусы и княжества: ромфэнтези, киберпанк, боевая фантастика, мужская, женская…

Д.Г. Это «попаданцы», а это «сталкер», и не перепутайте!

О.Л. В каждой резервации свои маленькие корольки и князья. А пространство, территория всё меньше и меньше  — «период феодальной раздробленности». Вот это и происходит сейчас в фантастике как в жанре. Фантастика как метод, наоборот, очень медленно, но идёт на слияние с мейнстримом.

Д.Г. И там совершенно не важно, применено в книге мистическое допущение или научно-фантастическое. Книга от этого всё равно литературой быть не перестаёт, не становится хуже или лучше. И человек, который читает, к примеру, у Водолазкина «Авиатора» с научно-фантастическим допущением, точно так же прочитает и «Лавра» с мистическим допущением. Вернее, читатель просто на это внимания не обратит.

О.Л. Этот процесс разделения фактически финализировался. Он окончателен даже не столько в среде писателей  — он окончателен согласно выбору читателей. Читательской аудитории фантастики-жанра в первую очередь интересно, что написано. Всё остальное  — потом. Читательской аудитории фантастики-метода интересно, как написано. Для читательской аудитории фантастики-жанра вполне нормально, естественно, когда в мирах, созданных одним автором, пишут ещё двадцать других. Почему? Этой аудитории всё равно, как написано, им автор не нужен, им нужен сеттинг. А в аудитории фантастики-метода невозможна книга «Водолазкин и Пупкин», «Рубина и Ладыженский». Там принципиально важно, как написано, а как Рубина я не напишу. Тот читатель, выражаясь вульгарно, идёт на другую замануху. Это не хорошо и не плохо, это факт. Вы спросили, что произошло? Вот это и произошло. И беседовать, контактировать этим двум потокам всё труднее: нет точек соприкосновения, не о чем разговаривать.

Д.Г. Нельзя беседовать, когда нет понимания. Говоришь: «Это же коряво написано!» Удивляются: «Где коряво?!» Не понимают, где коряво. Не видят, не слышат, не чуют. И наоборот: «Как же вашу скучищу можно читать, ведь никакого драйва нет!» Удивишься в ответ: «Да я же оторваться не могу, такое оно увлекательное!» А тебе опять: «Никакого экшена, никакого драйва!»

О.Л. Мы помним, что в девяностые писатель умудрялся тут подрабатывать, а тут писать всерьёз. Сейчас это, кажется, прекратилось, объединить не получается. Давайте рассмотрим на примере из театрального бытия. Актёр играет Шекспира, Островского и так далее. А зимой у него ёлки. Он кушать хочет, у него Новый год. Он играет Деда Мороза, его жена  — Снегурочку, сын  — серого волка. И в театре, и на ёлках, допустим, он играет на пределе своего актёрского мастерства. Он честно играет, и это нормально. Ненормально  — это когда он начинает говорить, что за ёлки ему надо дать премию «Золотая рампа», потому что ёлки ничем не хуже «Гамлета». Ненормально, когда у него из-за ёлок не хватает времени на репетиции «Гамлета». И с какого-то момента актёр вынужден выбирать: или ёлки, или «Гамлет». Потому что он должен быть на репетиции, даже если Новый год.

Тут хотелось бы кое-что уточнить. Когда говоришь о дуальности  — жанр и метод, аудитория такая и сякая,  — то потом приходишь домой и читаешь в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): «Олди сказали, что эти хорошие, а эти плохие!» Олди, значит, указали, где добро и где зло! И зло ужасно обижается на Олдей. Ещё раз: да, два направления, и оба выполняют свои задачи. Просто задачи разные, и совмещать их перестало получаться. На ёлках смеются дети  — замечательно! На «Гамлете» плачут старики  — замечательно! Это не хорошо и не плохо, это факт. Просто ёлка с Гамлетом не смешивается.

Д.Г. Нельзя с колокольни одного из направлений судить о другом. Нельзя с колокольни метода судить о жанре, и наоборот. Да, есть формальное сходство: и там, и там авторы пользуются фантастическим допущением, там и там пишут текст словами…  — на этом сходство и заканчивается. Они коряво пишут? У них отвратительный стиль? Но ведь их читателю и не нужен другой стиль, читатель не заметит разницы, более того, не поймёт и будет возмущаться и осуждать: мне скучно, никто не бегает и не стреляет, и не кастует фаерболы. И будет, кстати, прав.

О.Л. Как бы мы ни посмеивались над аннотациями современной фантастики, мы всё реже отмечаем или обсуждаем смешные фразы из новых книг, изданных в рамках индустрии массовых развлечений. «Видели, какая ошибка? Как он нелепо написал? Как она неудачно завернула?» Но их аудитории не нужно «удачно завернуть». Им всё равно: «до» или «до-диез», они не слышат разницы. Так же и писатель, работающий для этой публики, не слышит  — или слышит, но не заморачивается: а зачем? И правильно делает! Не надо! Его аудитории нужно другое, и он даёт необходимый продукт в количестве. Профессионалы в этой области нам объясняли: «Мы сдаём книгу, редактор нам говорит: «Финальный бой занимает 0,4 авторского листа, а нужен полный авторский лист. Забирайте текст и работайте». И мы эти четыре десятых «разращиваем» в два с половиной раза». Они это умеют, а мы, скажем, не взялись бы. Есть задача, поставленная под определённую целевую аудиторию, и она вполне технично решается.

«Бывало, продумали, план набросали, потом поворачиваемся друг к другу: не греет!»

О жанровых нишах

Д.Г. Литература, музыка и даже компьютерные игры разделяются на бо`льшие или меньшие ниши. Есть покрупнее, есть совсем узкие, но зато весьма стабильные. Дробление идёт очень активно  — то, что Олег описал как феодальные княжества. Частично падение тиражей с этим тоже связано. Нет, я не рассказываю, что в наши времена трава была зеленее, деревья выше и между ними бегали динозавры. Но читатель, любящий фантастику, как правило, читал Хайнлайна и Стругацких, Толкина и Муркока, Гаррисона и Каттнера  — и много всего другого. Твёрдая НФ, фэнтези, космоопера  — это никого не напрягало, лишь бы книжка хорошая была. Сейчас же мы имеем куда большее дробление по предпочтениям «сеттинга». Это чистая правда. Что же касается падения тиражей… Да, оно с этим отчасти связано, но мы никогда и не говорили, что тиражи падают во всей литературе. В первую очередь они падают у фантастики, а за компанию  — у кулинарных книг, потому что кулинарные рецепты уехали в интернет. А , к примеру, в мейнстриме  — в современной психологической прозе, детской литературе, классике  — всё достаточно неплохо, местами даже хорошо. По продажам классики наблюдается стабильный рост. Бумажные книги, которые давно лежат в интернете, причём не пиратские, а легально бесплатные, тем не менее продаются в бумажном виде. Современная проза, детские книги  — то же самое. Либо ровно, либо рост. Проблема на самом деле у нас, фантастов, и не надо называть её проблемой «всей литературы».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«World of Warcraft: Битва за Азерот» «World of Warcraft: Битва за Азерот»

Когда бить больше некого – бьём друг друга

Игромания
Дом смерти в Лос-Фелиз: загадочная рождественская трагедия Дом смерти в Лос-Фелиз: загадочная рождественская трагедия

Лос-Фелиз — идиллический район Лос-Анджелеса

Cosmopolitan
Видоизменённый разум Видоизменённый разум

Компьютеры будущего

Мир Фантастики
Основатели Lamoda: «Мы хотим стать номером один на рынке моды в СНГ» Основатели Lamoda: «Мы хотим стать номером один на рынке моды в СНГ»

Четверо молодых немцев пришли осваивать рынок онлайн-торговли в России

Esquire
Селекция по-русски. ФАС удалось добиться от Bayer технологий в земледелии Селекция по-русски. ФАС удалось добиться от Bayer технологий в земледелии

ФАС добилась согласия на передачу России современных технологий по селекции

Forbes
Renault EZ-GO Renault EZ-GO

Вслед за SYMBIOZ Renault продемонстрировала свое видение такси завтрашнего дня

Quattroruote
Разрыв шаблона Разрыв шаблона

Рай­а­н Рей­нольд­с — дерзкий супергерой и примерный отец

Glamour
Чем заняться в Москве в честь Дня благотворителя Чем заняться в Москве в честь Дня благотворителя

13 апреля в России отмечается День мецената и благотворителя

Cosmopolitan
Приправить и подать Приправить и подать

Дизайнер Светлана Дикушина обожает интерьеры с перчинкой

SALON-Interior
Циркачи в пустыне. Зачем Саудовская Аравия приглашает Cirque Du Soleil Циркачи в пустыне. Зачем Саудовская Аравия приглашает Cirque Du Soleil

Первые шаги по интеграции в индустрию развлечений для исламской страны

Forbes
Шеф-повар Сергей Кожаков:В Азии я мечтаю о борще Шеф-повар Сергей Кожаков:В Азии я мечтаю о борще

Почему хорошие сашими равнозначны путешествию в Японию

СНОБ
Порыв есть. С прорывом проблемы Порыв есть. С прорывом проблемы

Есть ли у нас шанс на инновационный импульс?

Огонёк
Вызов Илону Маску. Супруги Филевы стали владельцами «Морского старта» Вызов Илону Маску. Супруги Филевы стали владельцами «Морского старта»

К ноябрю 2018 года планируется доставить и собрать ракету «Зенит-3SL»

Forbes
Сто лет со дня первого танкового сражения: как это было Сто лет со дня первого танкового сражения: как это было

Как сто лет назад британские и немецкие танки впервые сошлись в бою

Популярная механика
Точка невозврата. Как химическое оружие навсегда изменило характер сирийского конфликта Точка невозврата. Как химическое оружие навсегда изменило характер сирийского конфликта

Возможное использование химического оружия делает эскалацию ключевым эпизодом

Forbes
Чем опасна «черная» зависть и зачем нам «белая»? Чем опасна «черная» зависть и зачем нам «белая»?

Нет человека, который хотя бы иногда не завидовал другим

Psychologies
Советская стратегическая сверхзвуковая ракета Советская стратегическая сверхзвуковая ракета

Стало ясно, насколько ракета «Метеорит» опередила свое время.

Популярная механика
«А мне помогает!» «А мне помогает!»

Восемь популярных мифов о нашем здоровье

Русский репортер
Яд паука спасёт от паралича Яд паука спасёт от паралича

Яд паука может стать основой для создания лекарств от паралича

Популярная механика
Лампы из будущего Лампы из будущего

Чего ждать от осветительных приборов нового поколения

Огонёк
Елизавета II и ее корги: история в фотографиях Елизавета II и ее корги: история в фотографиях

Королева Елизавета II разводила вельш-корги на протяжении 70 лет

Esquire
Глобальный ихтамнет Глобальный ихтамнет

Как любой конфликт разрешают наемники

Esquire
Во Вселенной не хватает фосфора для зарождения жизни Во Вселенной не хватает фосфора для зарождения жизни

Фосфор может встречаться в космосе реже, чем считалось ранее

Популярная механика
Кто изобрел спички? Кто изобрел спички?

Нам кажется, что спички были всегда, но как они появились?

Популярная механика
Цифровой прорыв. Какие технологии помогут найти лекарства от всех болезней Цифровой прорыв. Какие технологии помогут найти лекарства от всех болезней

Ставка на квантовые компьютеры и искусственный интеллект

Forbes
«Tomb Raider: Лара Крофт» «Tomb Raider: Лара Крофт»

Без намёка на объективацию

Игромания
Менять ли фамилию, выходя замуж: 9 моментов, которые стоит обдумать Менять ли фамилию, выходя замуж: 9 моментов, которые стоит обдумать

Сегодня никто не осудит, если вы оставите себе девичью фамилию

Psychologies
Компания Vivo официально представила смартфон V9 в России Компания Vivo официально представила смартфон V9 в России

Компания Vivo представляет новый смартфон V9

Cosmopolitan
Это не последние санкции против России Это не последние санкции против России

Что ждет страну через несколько лет

СНОБ
Монументы прошлого Монументы прошлого

Творческий процесс солнца, воздуха и воды

GEO
Открыть в приложении