Книжный ряд / Современники
Выдающийся джентльмен
Алан Мур
Если встретить Алана Мура на улице, его можно принять за бродягу. Трудно поверить, что этот неотёсанный бородатый человек — легенда комиксов, создатель «Константина», «Хранителей», «V — значит Вендетта» и «Лиги выдающихся джентльменов». А ещё он затворник, который занимается магией и поклоняется римскому богу-змею Гликону. Чего больше в этом мессии мира комиксов — гения или гонора? Попробуем разобраться.
Выходец из рабочего класса
Мур появился на свет в Бороуз, рабочем квартале британского города Нортхемптона, в 1953 году. Трудно назвать это место центром западной цивилизации. Жилось там непросто, но юный Алан навеки сохранил привязанность к родному городу. Когда-то он даже не представлял, что жизнь может быть другой. Единственной отдушиной, окном в пространство бесконечных возможностей для него стали книги и комиксы о приключениях Капитана Немо, Шерлока Холмса, Флэша и Фантастической четвёрки.
В начальной школе Мур был лучшим учеником: сказалась любовь к чтению. Но потом его ждало жестокое столкновение с реальностью. Алан оказался в одном классе с детьми из зажиточных семей — из мира, о существовании которого он даже не подозревал. Лучший ученик школы из бедного района оказался не готов к конкуренции со стороны более обеспеченных и более образованных сверстников — и проиграл её. Эго мальчика получило удар, от которого Мур, по собственному признанию, так и не оправился.
Вместо учёбы Алан увлёкся «расширяющими сознание» веществами, которые употреблял сам и распространял среди сверстников. За это его и отчислили из школы. Директор ещё и разослал коллегам предупреждения ни в коем случае не принимать Мура в свои учебные заведения. Путь к высшему образованию был закрыт. Мур устроился на кожевенный завод, был уволен за курение марихуаны, затем чистил туалеты и, наконец, достиг низшей точки падения — стал автором комиксов.
Эта индустрия в 1970-е была далека от того лоска, каким сверкает в наши дни. Комиксы воспринимались как карикатуры в газетах или развлечение для детей. Но на пороге был «Бронзовый век» комиксов, который принёс перемены. Рисованные истории стали затрагивать серьёзные проблемы — угнетение меньшинств, алкоголизм, наркомания. Герои становились смертными — в 1973 году фанатов потрясла гибель Гвен Стейси в «Человеке-пауке». И вот тут как нельзя вовремя появился Мур.
Властелин миров
В начале карьеры будущий мэтр не только сочинял короткие сюжеты, но и сам их рисовал. Первыми персонажами Алана Мура были животные — политически активная мышь Анон И . Маус, панда Сент-Сакрас и ироничный кот Максвелл, а также детектив Роско Москоу. Регулярные комиксы о Москоу в 1979 году принесли Муру первый стабильный заработок, а кот Максвелл радовал читателей до 1986 года.
Но вскоре Алан осознал, что ему как художнику недостаёт навыков, и сосредоточился на сюжетах. Он написал для альманаха 2000AD историю о Судье Дредде, главном британском герое комиксов. Её не приняли, но на молодого автора обратили внимание. Размявшись на коротких историях на 4-5 страниц о Докторе Кто и мрачных зарисовках о будущем в серии стрипов Future Shocks, Мур вскоре стал получать более серьёзные предложения о работе, в том числе от главных конкурентов 2000AD — Marvel UK и издателей антологии Warrior. Именно в Warrior стали выходить ежемесячные серии Marvelman (позже переименованные в Miracleman) и «V — значит вендетта», которые превратили Мура из многообещающего новичка в звезду.
Слава Мура распространилась и за океан. Гиганты DC Comics пригласили его писать сценарий слабо продававшейся серии о Болотной Твари. Как и с Miracleman до этого, Мур начал серию с чистого листа, устроив в жизни твари событие, которое перевернуло его мир. Истории были такими захватывающими, что серия не только не потеряла старых читателей (которых было не так уж много), но и обрела новых поклонников.
"С Человеком-пауком много не сделаешь. Конечно, если ты не Алан Мур. Он бы, наверное, убил его и воскресил настоящим пауком". Джо Рубинштейн, художник
В комиксах о Болотной твари впервые появился детектив-оккультист Джон Константин. Хотя внешне он походил на певца Стинга, по сути это был сам Мур — циничный и недоверчивый англичанин, выходец из рабочего класса. Герой полюбился читателям и вскоре получил долгоиграющую сольную серию.