Он вернулся 25 лет назад
Как создавался «Терминатор 2»
Тем, чьё детство пришлось на 1990-е, сложно поверить, что «Терминатору 2: Судный день» исполнилось четверть века. Кажется, ещё недавно школьные тетрадки пестрели наклейками с кадрами из фильма, а в киосках продавались пластмассовые фигурки, которые называли терминаторами, хотя они были не очень-то похожи на Арнольда. А во время жарких обсуждений видеокассетных новинок кто-то хотя бы раз мечтательно произносил: «Ах, вот бы сняли «Терминатора 3»!»
Что ж, жвачки с наклейками больше не купить, на смену роботам из будущего пришли супергерои, а три неудачных продолжения и телесериал низвели образ Терминатора до пародии на себя. Осталось лишь величие фильма Джеймса Кэмерона, которому в этом году исполняется 25 лет. В честь юбилея мы вспоминаем, как создавался главный фильм нашего детства.
Долгая дорога к сиквелу
1984 год. Малобюджетная лента неведомого канадского режиссёра, единственным известным актёром в которой был плохо говорящий по-английски австрийский бодибилдер, неожиданно выстрелила в прокате, собрав свыше 70 миллионов долларов при бюджете в 6 миллионов. В Голливуде любят ковать железо, пока горячо, и казалось, что скорый сиквел «Терминатора» неизбежен. Но всё было не так просто.
Кэмерону позволили лично снять «Терминатора» только после того, как он продал права на фильм за 1 доллар своей будущей супруге Гейл Энн Херд. А та перепродала половину доли студии Hemdale. Схема сработала, но в дальнейшем Кэмерон больше не хотел сотрудничать с Hemdale. Как можно работать с людьми, которые считали фильм второсортным ужастиком и пытались ради экономии заставить режиссёра вырезать финал и закончить фильм на взрыве бензовоза? А когда это не удалось, продюсеры начали вставлять Кэмерону палки в колёса и не выделили денег на рекламу, считая, что «Терминатор» не будет никому интересен.
Кроме того, у Кэмерона были другие обязательства. Вскоре он приступил к съёмкам «Чужих» и никак не мог взяться за сиквел «Терминатора». Кэмерон предложил эту работу Мартину Кэмбеллу (сейчас он известен благодаря фильмам «Золотой глаз» и «Казино Рояль»). К счастью, сделка не состоялась: Шварценеггер был согласен сниматься в «Терминаторе» только под началом Кэмерона.
Время от времени Кэмерон обсуждал со своим другом, сценаристом Уильямом Вишером, задумки для продолжения. Их первой идеей было показать в сиквеле войну в будущем. Но от неё пришлось отказаться, ведь стоимость подобной картины была бы непомерно высока. Ещё была идея как-то воссоединить Сару Коннор и Кайла Риза. Но Кэмерон счёл, что такой сюжетный поворот слишком похож на «Назад в будущее». Он отклонил и идею противостояния Т-800 с женским Терминатором, опасаясь, что из этого получится комедия.
Более интересным вариантом было столкнуть двух Т-800, хорошего и плохого. В этом случае Шварценеггер сыграл бы сразу две роли. Но как сделать, чтобы зритель без проблем отличал двух одинаковых терминаторов? Кроме того, плохой Терминатор должен был намного превосходить хорошего, иначе публике было бы неинтересно болеть за «своего». Конечно, можно было сделать плохого Терминатора сильнее и крупнее, чем Т-800, но Кэмерон понимал, что это прямая дорога к фильму категории «В».
В 1989 году Кэмерон развёлся с Гейл Энн Херд, а его новый фильм «Бездна» не оправдал ожиданий, заметно охладив любовь Голливуда к канадскому самородку. Ему нужно было снять что-то впечатляющее, чтобы восстановить свою репутацию.
В то же время Hemdale начали испытывать серьёзные финансовые проблемы. Шварценеггер узнал об этом и предложил владельцам студии Carolco Марио Кассару и Эндрю Вайне выкупить права на Терминатора. В те годы Кассар и Вайна были главными возмутителями спокойствия в Голливуде. Они любили рисковать по-крупному, приобретая материал, за который не взялась бы ни одна другая студия, и выплачивая актёрам рекордные по тем временам гонорары. «Терминатор» не стал исключением. Кассар и Вайна заплатили по 5 миллионов Hemdale и Херд, выкупив у них все права.
И вот вечером под Рождество Марио Кассар позвонил Джеймсу Кэмерону, рассказал о сделке и спросил, не хочет ли он снять сиквел «Терминатора». Тот ответил, что не очень заинтересован в этом проекте. Кассар не смутился и предложил Кэмерону шесть миллионов — немыслимый по тем временам режиссёрский гонорар. «Хорошо, теперь я заинтересован!» — ответил канадец.
Было только одно «но». Carolco уже назначили премьеру на 3 июля 1991 года. У Кэмерона оставалось всего 18 месяцев на то, чтобы придумать историю и снять фильм.
Придумывая «Терминатора»
Кэмерон с Вишером приступили к мозговому штурму. Конечно, они могли просто повторить оригинал с ещё большим размахом. Но Кэмерон хотел пойти по пути «Чужих» и сделать картину, развивающую идеи первой части и уводящую их в неожиданном направлении.
Однажды Кэмерон показал Вишеру бумагу, на которой было написано: «Молодой Джон Коннор и прибывший из будущего Терминатор, который становится его другом». Из этой идеи и вырос фильм. Кэмерон решил сделать главным героем мальчика, который благодаря встрече с Терминатором обретает моральные принципы, осознаёт ценность человеческой жизни и даёт Т-800 противоречащую всей его сути команду не убивать. Кэмерон видел основную идею сиквела не в том, что машины решают уничтожить человечество, а в том, что сами люди теряют человечность и становятся похожи на машины.
К негодованию продюсеров, Кэмерон отказался писать сценарий без согласия Линды Хэмилтон на участие в фильме. Он просто не видел историю без Сары Коннор и сцены, где она отбрасывает всё человеческое и пытается стать Терминатором, чтобы убить Майлза Дайсона. К счастью, Хэмилтон согласилась вернуться к роли. Её единственным условием было, чтобы Сара стала немного сумасшедшей. Кэмерон с радостью согласился упрятать героиню в психушку.