МЭР против Центробанка: кто виноват в ненаступившем будущем?
Сценарные прогнозы развития экономики, выпущенные практически одновременно Центробанком и Минэкономразвития, резко различаются по степени оптимизма: если верить прогнозу ЦБ, цели, представленные в президентском указе №204 («майском указе»), достигнуты не будут.
Практически синхронно выходят прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период МЭР и «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов» Центробанка. В этих документах дискуссия расширилась от вопросов потребительского кредитования (пузырь или не пузырь?) до более системных аспектов.
Минэкономразвития связывает ухудшение макроэкономических показателей с синхронным ужесточением бюджетной и денежно-кредитной политики. «Денежно-кредитная политика создает важные условия для развития экономики, но сама по себе не может быть источником устойчивого повышения экономического потенциала», — парирует Центробанк в своем программном документе. Банк России фактически отрицает возможность проведения политики количественного смягчения, с той или иной степени эффективности реализуемой в США, Великобритании, Японии и Евросоюзе.
Минэкономразвития и Банк России приводят среднесрочные сценарные прогнозы. Ранее МЭР рассматривал вполне логичный набор сценариев, — в частности, базовый, консервативный и целевой. Базовый представлен как наиболее вероятный сценарий. Консервативный — как пессимистичный: он ориентирован на возможность исполнения бюджета в социальной части в неблагоприятных условиях. Наконец, целевой сценарий содержит необходимые условия для выполнения президентского указа № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Теперь МЭР объединил целевой и базовый сценарии. Таким образом предполагается, что недостижение целевых установок просто исключается.
Набор сценариев, рассматриваемый Банком России, еще более экзотичен. Помимо базового рассматривается сценарий с высокими ценами на нефть и рисковый сценарий. Два последних сценария отличаются уровнем цен на нефть на прогнозном периоде. Отметим, что выполнение указа № 204 президента РФ не предполагается ни в одном из сценариев, рассматриваемых Банком России.