(Не)большой куш

Ровно 30 лет назад вышел первый фильм культового британца Гая Ричи — Короткометражка «Трудное дело», увидев которую жена Стинга приняла решение проспонсировать его следующую работу «Карты, деньги, два ствола», открывшую Ричи путь на звездный Олимп. Круглая дата — отличный повод поговорить о том пути, который прошел один из самых обсуждаемых режиссеров поколения, и разобраться, что происходит с его карьерой сегодня, когда ему удается снимать успешные проекты для стримингов, но почему-то регулярно проваливаться в создании полных метров.
Последний полнометражный фильм Гая Ричи — «Источник вечной молодости», как и другие картины, снятые им во второй половине карьеры, вызвал неоднозначную реакцию у критиков. У «Источника» неприлично низкие 35% «свежести» на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes. Казалось бы, можно было рассуждать о закате былой славы, но сериальные работы режиссера — «Джентльмены» и «Гангстерленд» — были встречены куда благосклоннее. Так что не все так однозначно.
Как Гай Ричи воспел пацанскую культуру и стал великим
Если по каким-то причинам вы не смотрели «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» или «Рок-н-ролльщика», наверняка их видели 90% ваших родственников и друзей. Гая Ричи, несмотря на наличие английского паспорта, можно считать русским народным режиссером — на территории РФ у британца особенно преданная фан-база. Причин тому несколько. Во-первых, он эстетизировал преступный мир примерно в то же время, когда на экраны отечественных кинотеатров выходили оба «Брата», «Бумер» и «Жмурки» (а по телевизору гремела «Бригада»). Во-вторых, фильмы режиссера неофициально, но с большой любовью переводил Гоблин — в отличие от большинства коллег, Пучков и команда старались не избегать крепкой лексики и скрупулезно адаптировали фирменный английский юмор.
Персонажи Ричи обладали схожими чертами с российскими героями поколения Сашей Белым и Данилой Багровым (хотя сам режиссер в изобретательности тому же Балабанову объективно уступает): это такие же простые, но обаятельные парни «с района», которые хотят выбиться в люди и потому не чураются брать в руки огнестрельное. Ко всему прочему, автор всегда с особым усердием описывал быт преступников — здесь и азартные игры, и бесконечные пьянки в пабах, и «стрелки» с конкурирующими бандами, чередующиеся с общением с красотками (иногда, к слову, вполне роковыми: вспомните ту же Стеллу из «Рок-н-ролльщика»). Прибавьте к этому хлесткие диалоги, революционный для своего времени клиповый монтаж и вереницу сюжетных поворотов. В общем, идеальное развлекательное кино — стильное, продуманное, несложное для понимания и, главное, очень веселое.
