О дружеских отношениях писателя Михаила Булгакова и актёра Григория Конского

ПолкаИстория

«Мечтаю о том, чтобы сесть в поезд и ехать, ехать...»

Александр Рогинский

Михаил Булгаков. 1928 год

C 30 августа по 13 ноября 2022 года в новом пространстве московского Музея М.А. Булгакова проходит выставка «Мхатчики. Михаил Булгаков и Григорий Конский». Она основана личном архиве артиста МХАТа Григория Конского (1911–1972), сохраненном в семье его ученика Вячеслава Бровкина, а также на материалах из Музея МХАТа, рукописного отдела Пушкинского Дома, Музея М.А. Булгакова и частного собрания другого ученика Конского — актёра Станислава Садальского. Александр Рогинский рассказывает о дружеских отношениях писателя и актёра, а также впервые публикует отрывок из их переписки.

Григорий Конский, выпускник Театра-студии Юрия Завадского1, был зачислен в штат МХАТа в сентябре 1930 года — почти одновременно с Михаилом Булгаковым. Со временем они (несмотря на приличную — 20 лет — разницу в возрасте) подружились. Особенно сблизили их репетиции спектакля «Пиквикский клуб»: Булгаков, в течение, правда, одного только первого сезона, играл роль председателя суда, а Конский начинал с роли свирепого извозчика.

1. Юрий Александрович Завадский (1894–1977) — театральный режиссёр, педагог. Основатель и главный режиссёр собственной студии (1924–1936), среди учеников которой были Вера Марецкая, Ростистав Плятт, Павел Массальский. Главный режиссёр Театра Красной армии (1932–1935) и Театра Моссовета (1940–1977).

Конский играл и в спектаклях по пьесам Булгакова: «Мёртвые души» (премьера — 28 ноября 1932 года; сначала губернаторского слугу, позднее — прокурора и губернатора), «Дни Турбиных» (был введён в 1933-м на роль Урагана) и «Последние дни» (начинал с роли Кукольника, с 1950-х играл ещё и Салтыкова).

Григорий Конский никогда не входил в число ведущих артистов Художественного театра. Но дело тут, как мне представляется, вовсе не в скромности его таланта, а в поколенческо-временном «непопадании». Конский родился чуть позже знаменитого поколения актёров: Михаила Яншина, Николая Хмелёва, Бориса Добронравова, Марка Прудкина, Ивана Кудрявцева и других, — прославившихся в 1926 году благодаря спектаклю «Дни Турбиных». К моменту его прихода во МХАТ в 1930-м молодые актёры театра уже поделили между собой все основные роли, да и мхатовцы первого призыва — Василий Качалов, Иван Москвин, Леонид Леонидов, Николай Подгорный, Василий Лужский и другие — вовсе не собирались сдавать позиции. Но, помимо этого, актёрская манера Конского была несколько чужда стилистике МХАТа. Он не был актёром строго реалистической школы, его остро гротескная характерность очевидным образом выделялась и была ближе к вахтанговской школе (недаром он был учеником вахтанговца Юрия Завадского). Мастер иронии и острословия, Конский в совершенстве владел средствами сатирического изображения. Он мастерски выявлял индивидуальные особенности персонажа, подчёркивая, а то и утрируя его отдельные черты. Играя людей недалёких, а иногда и попросту глупых, Конский оставался актёром глубоко интеллигентным, мыслящим. Очевидно, в этом секрет его успеха в таких ролях, как Прокурор («Мёртвые души»), Базиль («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Дулебов («Таланты и поклонники»), Звездинцев («Плоды просвещения»).

Новое творческое дыхание Конский обрёл в 1940-е, когда начал работать преподавателем актёрского мастерства в ГИТИСе, в то же время не прекращая свою работу во МХАТе (в дневнике Елены Булгаковой сохранилась любопытная запись от 26 августа 1939 года: «Вечером позвонил и пришёл Гриша К. Хочет уходить из МХАТа, мы отсоветовали ему»). Преподавать Конский не прекращал до самой смерти: среди его учеников — Марк Захаров, Люсьена Овчинникова, Александр Демьяненко, Станислав Садальский, дикторы телевидения Нина Кондратова и Ангелина Вовк. Одним из первых его учеников стал будущий телережиссёр и сценарист Вячеслав Бровкин, продолжавший дружить со своим учителем вплоть до его смерти. В семье Бровкиных и сохраняется архив Григория Конского — фотографии, документы, письма, книги с автографами друзей Конского, предметы быта, живопись, графика. Находится в этом архиве и письмо Булгакова к Конскому, которое мы с любезного разрешения Владимира Бровкина публикуем.

Этот текст — о трёх предметах, представленных на выставке: это два ранее неизвестных автографа Михаила Булгакова, обращённые к Григорию Конскому, и один текст Конского — воспоминания о Булгакове, написанные во второй половине 1960-х.

Эскизы Владимира Дмитриева к спектаклю «Мёртвые души». Начало 1930-х годов. Музей МХАТ

«Знаменитому гипнотизёру…»

К моменту зачисления Григория Конского в актёрский штат МХАТа 39-летний Булгаков, также недавно официально трудоустроенный во МХАТе (на должности режиссёра-ассистента), уже пятый месяц трудился над спектаклем «Мёртвые души». 1930 год оказался переломным в его жизни. Предыдущий, 1929-й, воспринимался Булгаковым как «год катастрофы» — так он впервые обозначил его в повести «Тайному другу», писавшейся летом 1929-го и обращённой к новой возлюбленной и будущей жене Елене Сергеевне Шиловской. «Все мои пьесы запрещены к представлению в СССР, и беллетристической ни одной строки моей не напечатают. В 1929 году совершилось моё писательское уничтожение», — писал он в Париж брату Николаю 24 августа 1929-го. Но и начало 1930-го не предвещало ничего хорошего. Борясь со своим «писательским уничтожением», Булгаков 28 марта обратился с письмом к правительству СССР. Это было не первое обращение Булгакова в высшие советские инстанции (и далеко не последнее), но единственное вызвавшее прямую (и совершенно неожиданную для Булгакова) реакцию Сталина.

Звонок Булгакову стал для Сталина одним из первых опытов личного вмешательства в писательскую судьбу: решение отпустить из СССР гонимого Замятина, помета «сволочь» на полях журнала «Красная новь» с рассказом Платонова «Впрок» и тем более знаменитый звонок Пастернаку в дни первого ареста Мандельштама — всё это Сталину и русской литературе ещё предстояло. Разговор, состоявшийся 18 апреля 1930 года, на следующий день после похорон Владимира Маяковского, привёл к счастливому повороту в судьбе Булгакова. Он, после годичного перерыва в своих взаимоотношениях со МХАТом, был принят туда на работу режиссёром-ассистентом.

Впоследствии, в письме другу Павлу Попову от 7 мая 1932 года, Булгаков признавался: 

1) «Мёртвые души» инсценировать нельзя. Примите это за аксиому от человека, который хорошо знает произведение. Мне сообщили, что существуют 160 инсценировок. Быть может, это и неточно, но во всяком случае играть «Мёртвые души» нельзя. 

2) А как же я-то взялся за это?

Я не брался, Павел Сергеевич. Я ни за что не берусь уже давно, так как не распоряжаюсь ни одним моим шагом, а Судьба берёт меня за горло. Как только меня назначили в МХТ, я был введён в качестве режиссёра-ассистента в «М. Д.» (старший режиссёр Сахновский, Телешова и я). Одного взгляда моего в тетрадку с инсценировкой, написанной приглашённым инсценировщиком, достаточно было, чтобы у меня позеленело в глазах. Я понял, что на пороге ещё Театра попал в беду — назначили в несуществующую пьесу. Хорош дебют? Долго тут рассказывать нечего. После долгих мучений выяснилось то, что мне давно известно, а многим, к сожалению, неизвестно: для того, чтобы что-то играть, надо это что-то написать. Коротко говоря, писать пришлось мне».

В мае 1932-го, измученный двухлетней историей борьбы за свою инсценировку, Булгаков уже не верил, что «Мёртвые души» когда-нибудь выйдут на сцене МХАТа. В этом своём прогнозе он ошибся. «Мёртвым душам» суждено было не только выйти, но и стать самым «живучим» мхатовским спектаклем Булгакова: премьера состоялась 28 ноября 1932 года, а продержался спектакль без малого 50 лет, сыгран более 1000 раз и снят с репертуара только 26 мая 1981-го.

Эскизы Владимира Дмитриева к спектаклю «Мёртвые души». Начало 1930-х годов. Музей МХАТ
Эскизы Владимира Дмитриева к спектаклю «Мёртвые души». Начало 1930-х годов. Музей МХАТ

В изначальном списке исполнителей ролей, составленном Булгаковым 21 сентября 1930 года, фамилии Конского нет (впрочем, её и не могло там быть — это был самый первый день работы Конского во МХАТе), но в процессе подготовки спектакля роль свою Конский всё-таки получил, пусть и маленькую и почти бессловесную, — роль губернаторского слуги. Именно на репетициях «Мёртвых душ» произошло личное знакомство Конского со Станиславским, который на одной из репетиций обратился к молодому актёру:

— Как ваша фамилия?

— Конский, Константин Сергеевич.

— Этого не может быть! Таких фамилий не бывает!

Григорий Конский в роли губернаторского слуги в спектакле «Мёртвые души». Начало 1930-х годов. Семейный архив Бровкиных

Спустя восемь лет Конский «дослужился» до роли прокурора, а к концу своей жизни — в 1966-м — и до роли губернатора. В известном фильме Леонида Трауберга, представляющем собой экранизацию мхатовского спектакля и вышедшем на экраны в 1960-м, Конский как раз прокурор — и именно в этой своей роли он запомнился зрителям.

Надо заметить, что подобное кочевание из роли в роль было ему в принципе свойственно. В случае с «Мёртвыми душами» это можно объяснить взрослением актёра и его карьерным ростом. Но основная причина, как кажется, кроется в творческом характере Конского. Будучи в любимом театре, как правило, на вторых ролях, Конский с первого и до последнего дня работы во МХАТе был своеобразной палочкой-выручалочкой: когда кто-то из коллег, скажем, заболевал, всегда был рад помочь и в самые короткие сроки ввестись на роль. Делал он это всегда с лёгкостью и задором подлинного лицедея, и театр был ему за это очень признателен.

Благодарность Григорию Конскому за экстренный ввод на роль. Собрание Станислава Садальского

12 марта 1933-го, спустя год после возвращения на сцену МХАТа спектакля «Дни Турбиных», Конский был введён на роль Урагана. К сожалению, до нас не дошло фотографий Конского в этой роли или отзывов о его игре. 

Поворотным в истории взаимоотношений Булгакова и Конского стал спектакль «Пиквикский клуб». Роман Диккенса, как раз в это время (в 1933 году) вышедший в издательстве Academia в новом переводе Александры Кривцовой и Евгения Ланна при участии и с комментарием Густава Шпета2, был инсценирован для МХАТа писательницей и драматургом, близким другом Булгакова Натальей Венкстерн. Работа над инсценировкой велась несколько лет, причём, согласно воспоминаниям второй жены Булгакова Любови Белозерской, активное участие в этой работе принял Михаил Булгаков: «Наташа приносила готовые куски, в которых она добросовестно старалась сохранить длинные диккенсовские периоды, а М. А. молниеносно переделывал их в короткие сценические диалоги. Было очень интересно наблюдать за этим колдовским превращением». Об истинности этих воспоминаний говорят сохранившиеся в архиве Булгакова выписки и наброски перевода отдельных реплик из «Записок Пиквикского клуба», а также издание романа на английском языке, испещрённое булгаковскими пометами.

2. Густав Густавович Шпет (1879–1937) — философ, теоретик искусства и переводчик, психолог. Преподавал у юной Анны Ахматовой. С 1921 года — действительный член Российской академии художественных наук, а с 1924 года — её вице-президент.

Булгаков, кроме того, выступил в «Пиквикском клубе» и как актёр. «М. А. говорил с Калужским о своём желании войти в актёрский цех. Просил дать роль судьи в «Пиквикском клубе» и гетмана в «Турбиных». Калужский относится положительно. Я в отчаянии, Булгаков — актёр», — записала у себя в дневнике Елена Булгакова 14 ноября 1933 года.

С ролью гетмана, по всей видимости, что-то не срослось, но вот роль председателя суда Булгаков получил. И справился с этой ролью (судя по отзывам современников) превосходно. Близкий друг Булгакова, театральный деятель и многолетний сотрудник МХАТа Виталий Виленкин вспоминал: 

На одной из генеральных репетиций «Пиквикского клуба» К. С. Станиславский принимал первую самостоятельную режиссёрскую работу В. Я. Станицына. Мне повезло, я сидел совсем близко от Константина Сергеевича, слышал и потом записал кое-что из того, что он говорил шёпотом режиссёру.

Началась сцена «В суде». «Президент» суда, в тяжёлом седом парике, с багровым толстым носом и злющими глазками, расставив локти, приступил к допросу. Президент этот, как известно, почему-то яростно ненавидит всех животных и потому не выносит никаких метафор или сравнений из животного мира, а тут ими, как на грех, так и прыщет судейское красноречие. Знаменитая реплика: «Да бросьте вы зверей или я лишу вас слова!» — прозвучала с такой неподдельной яростью, что захохотал весь зал, а громче всех Станиславский. «Кто это?» — быстро прошептал он Станицыну, не узнавая актёра. — «Булгаков». — «Какой Булгаков?» — «Да наш, наш Булгаков, писатель, автор «Турбиных». — «Не может быть». — «Да Булгаков же, Константин Сергеевич, ей-богу!» — «Но ведь он же талантливый…» И опять захохотал на что-то, громко и заразительно, как умел хохотать на спектакле только Станиславский.

Михаил Булгаков в роли председателя суда в спектакле «Пиквикский клуб». 1934 год. Музей МХАТ

Григорий Конский начинал в «Пиквикском клубе» с роли свирепого извозчика, впоследствии получил роль Джингля, ещё позднее — Перкера. Премьера спектакля состоялась 1 декабря 1934 года — в знаменательный и поворотный для истории Советской России день: прямо во время спектакля стало известно об убийстве в Ленинграде члена политбюро и первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова (кстати говоря, заядлого театрала, за два дня до своей гибели, 28 ноября, присутствовавшего — в компании Сталина и Жданова — на спектакле «Дни Турбиных»).

Григорий Конский в роли свирепого извозчика в спектакле «Пиквикский клуб». 1934 год. Музей МХАТ

Второго декабря Елена Булгакова записала у себя в дневнике: «Второй спектакль «Пиквика». После спектакля у нас Лямин и Конский, молодой актёр, он гримируется в одной уборной с М. А.» Как раз в это время Конский становится постоянным гостем в квартире Булгаковых на улице Фурманова (ныне и исторически — Нащокинский переулок) и одним из первых слушателей «романа о дьяволе» (название «Мастер и Маргарита»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

К вам санитары, мистер Андерсон К вам санитары, мистер Андерсон

Писатель Александр Цыпкин о наших цифровых аватарах

СНОБ
Ядерный взрыв: что нужно знать об оружии массового поражения и как спастить от удара Ядерный взрыв: что нужно знать об оружии массового поражения и как спастить от удара

Что необходимо знать об оружии массового поражения и как защититься от его удара

ТехИнсайдер
Экспресс Экспресс

Как проходили съемки фильма «Экспресс» в Карачаево-Черкесии

Собака.ru
«Он был совсем тяжелым»: Виктор Чайка рассказал о состоянии Бориса Моисеева перед смертью «Он был совсем тяжелым»: Виктор Чайка рассказал о состоянии Бориса Моисеева перед смертью

Виктор Чайка разоткровенничался о последних днях жизни Бориса Моисеева

VOICE
Оазис тишины Оазис тишины

Плавные линии стен, округлые линии мебели и мягкая натуральная гамма

SALON-Interior
Ветер перемен Ветер перемен

В современном и лёгком интерьере главную роль играют натуральные материалы

SALON-Interior
«Я не хотела жить»: бывшая жена Пьера Нарцисса после его смерти перенесла депрессию «Я не хотела жить»: бывшая жена Пьера Нарцисса после его смерти перенесла депрессию

Экс-жена Пьера Нарцисса приходит в себя после смерти бывшего мужа

VOICE
Из широких штанин: осваиваем стиль 2000-х, глядя на молодого Эминема Из широких штанин: осваиваем стиль 2000-х, глядя на молодого Эминема

Мы составили небольшой гид по стилю Y2K

Правила жизни
Русские гены сахарной свеклы Русские гены сахарной свеклы

Без научного подхода завоевать рынок сахарной свеклы невозможно

Наука
Как работает катапультируемое кресло в самолете Как работает катапультируемое кресло в самолете

С ростом скоростей катапульта превратилась в настоящий шедевр технической мысли

Maxim
Когда появилась строевая подготовка и почему ею до сих пор занимаются в современной армии Когда появилась строевая подготовка и почему ею до сих пор занимаются в современной армии

«Если вы такие умные, то почему строем не ходите?»

VOICE
Время для счастья Время для счастья

Эти женщины доказывают, что можно оставаться привлекательными в любом возрасте

Добрые советы
Очень страшные истории: Очень страшные истории:

Рассказ российской писательницы в жанре хоррора. Осторожно, это очень страшно!

VOICE
Неудобное искусство Неудобное искусство

Закат цивилизации: движение культуры на Запад, Афродита-азиатка и амфоры-гробы

Правила жизни
«Его бывшая лезет в наши отношения»: кто в этом виноват? «Его бывшая лезет в наши отношения»: кто в этом виноват?

Третий лишний — как бывшая партнера может влиять на ваши отношения

Psychologies
Мужчина и женщина: друзья или будущие любовники? Мужчина и женщина: друзья или будущие любовники?

Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?

Psychologies
Телескоп Уэбба сфотографировал, как свет звезд двигает огромные облака пыли Телескоп Уэбба сфотографировал, как свет звезд двигает огромные облака пыли

Астрономы изучили нежное прикосновение света к их пыльным юбкам редких звезд

ТехИнсайдер
Новым премьер-министром Великобритании станет Риши Сунак — что известно о 42-летнем политике Новым премьер-министром Великобритании станет Риши Сунак — что известно о 42-летнем политике

Новым премьер-министром Великобритании станет Риши Сунак

СНОБ
Одежда на будущее Одежда на будущее

Меховой дом Re-Look Furs предлагает новый взгляд на мех

Grazia
Исследование Стэнфорда показало, что натянутая улыбка может повысить настроение Исследование Стэнфорда показало, что натянутая улыбка может повысить настроение

Можно ли улучшить настроение, приподняв уголки губ?

Inc.
«Когда погибают ваши товарищи, вряд ли вы видите за этим какую-то метафору» «Когда погибают ваши товарищи, вряд ли вы видите за этим какую-то метафору»

Николай Изволов о том, как была восстановлена «История Гражданской войны»

Weekend
Как начать действовать, когда нет ни сил, ни желания Как начать действовать, когда нет ни сил, ни желания

Время от времени понимаем, что в жизни нужно что-то менять, но… ничего не делаем

Psychologies
Екатерина Рыбакова: «Я бы законодательно зафиксировала право детей на 2 часа свободной игры» Екатерина Рыбакова: «Я бы законодательно зафиксировала право детей на 2 часа свободной игры»

Для успешного развития ребенку необходимо самовыражаться, проявлять инициативу

Psychologies
Что мужчины ценят в женщинах: согласитесь ли вы с мнениями героев? Что мужчины ценят в женщинах: согласитесь ли вы с мнениями героев?

Какие качества в женщинах мужчины считают наиболее привлекательными?

Psychologies
От кубиков льда до перекиси водорода. 10 мифов по уходу за кожей, которые пора развенчать От кубиков льда до перекиси водорода. 10 мифов по уходу за кожей, которые пора развенчать

10 пунктов ухода за кожей, которые ты, скорее всего, делаешь неправильно

Лиза
Автомобили с сюрпризом: самые неожиданные опции в истории Автомобили с сюрпризом: самые неожиданные опции в истории

По-настоящему будоражащие сознание опции автомобилей

Maxim
Гибрид двух разошедшихся 10 миллионов лет назад видов птиц унаследовал облик матери и песню отца Гибрид двух разошедшихся 10 миллионов лет назад видов птиц унаследовал облик матери и песню отца

Гибрид между двумя видами птиц, предок которых жил 10 миллионов лет назад

N+1
Бытовые вопросы: почему пахнет стиральная машинка и как избавить ее от накипи? Бытовые вопросы: почему пахнет стиральная машинка и как избавить ее от накипи?

Есть ли способы избавиться от запашка и продлить срок службы вашей машинки?

ТехИнсайдер
Едва не сбились со счета: полный список жен Ивана Грозного Едва не сбились со счета: полный список жен Ивана Грозного

Современники Ивана Грозного писали, что он попал "во блуд"

VOICE
А Лиза не может ждать А Лиза не может ждать

Елизавета Ищенко о том, как связь с персонажем помогла ей обрести себя

Grazia
Открыть в приложении