О дружеских отношениях писателя Михаила Булгакова и актёра Григория Конского

ПолкаИстория

«Мечтаю о том, чтобы сесть в поезд и ехать, ехать...»

Александр Рогинский

Михаил Булгаков. 1928 год

C 30 августа по 13 ноября 2022 года в новом пространстве московского Музея М.А. Булгакова проходит выставка «Мхатчики. Михаил Булгаков и Григорий Конский». Она основана личном архиве артиста МХАТа Григория Конского (1911–1972), сохраненном в семье его ученика Вячеслава Бровкина, а также на материалах из Музея МХАТа, рукописного отдела Пушкинского Дома, Музея М.А. Булгакова и частного собрания другого ученика Конского — актёра Станислава Садальского. Александр Рогинский рассказывает о дружеских отношениях писателя и актёра, а также впервые публикует отрывок из их переписки.

Григорий Конский, выпускник Театра-студии Юрия Завадского1, был зачислен в штат МХАТа в сентябре 1930 года — почти одновременно с Михаилом Булгаковым. Со временем они (несмотря на приличную — 20 лет — разницу в возрасте) подружились. Особенно сблизили их репетиции спектакля «Пиквикский клуб»: Булгаков, в течение, правда, одного только первого сезона, играл роль председателя суда, а Конский начинал с роли свирепого извозчика.

1. Юрий Александрович Завадский (1894–1977) — театральный режиссёр, педагог. Основатель и главный режиссёр собственной студии (1924–1936), среди учеников которой были Вера Марецкая, Ростистав Плятт, Павел Массальский. Главный режиссёр Театра Красной армии (1932–1935) и Театра Моссовета (1940–1977).

Конский играл и в спектаклях по пьесам Булгакова: «Мёртвые души» (премьера — 28 ноября 1932 года; сначала губернаторского слугу, позднее — прокурора и губернатора), «Дни Турбиных» (был введён в 1933-м на роль Урагана) и «Последние дни» (начинал с роли Кукольника, с 1950-х играл ещё и Салтыкова).

Григорий Конский никогда не входил в число ведущих артистов Художественного театра. Но дело тут, как мне представляется, вовсе не в скромности его таланта, а в поколенческо-временном «непопадании». Конский родился чуть позже знаменитого поколения актёров: Михаила Яншина, Николая Хмелёва, Бориса Добронравова, Марка Прудкина, Ивана Кудрявцева и других, — прославившихся в 1926 году благодаря спектаклю «Дни Турбиных». К моменту его прихода во МХАТ в 1930-м молодые актёры театра уже поделили между собой все основные роли, да и мхатовцы первого призыва — Василий Качалов, Иван Москвин, Леонид Леонидов, Николай Подгорный, Василий Лужский и другие — вовсе не собирались сдавать позиции. Но, помимо этого, актёрская манера Конского была несколько чужда стилистике МХАТа. Он не был актёром строго реалистической школы, его остро гротескная характерность очевидным образом выделялась и была ближе к вахтанговской школе (недаром он был учеником вахтанговца Юрия Завадского). Мастер иронии и острословия, Конский в совершенстве владел средствами сатирического изображения. Он мастерски выявлял индивидуальные особенности персонажа, подчёркивая, а то и утрируя его отдельные черты. Играя людей недалёких, а иногда и попросту глупых, Конский оставался актёром глубоко интеллигентным, мыслящим. Очевидно, в этом секрет его успеха в таких ролях, как Прокурор («Мёртвые души»), Базиль («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Дулебов («Таланты и поклонники»), Звездинцев («Плоды просвещения»).

Новое творческое дыхание Конский обрёл в 1940-е, когда начал работать преподавателем актёрского мастерства в ГИТИСе, в то же время не прекращая свою работу во МХАТе (в дневнике Елены Булгаковой сохранилась любопытная запись от 26 августа 1939 года: «Вечером позвонил и пришёл Гриша К. Хочет уходить из МХАТа, мы отсоветовали ему»). Преподавать Конский не прекращал до самой смерти: среди его учеников — Марк Захаров, Люсьена Овчинникова, Александр Демьяненко, Станислав Садальский, дикторы телевидения Нина Кондратова и Ангелина Вовк. Одним из первых его учеников стал будущий телережиссёр и сценарист Вячеслав Бровкин, продолжавший дружить со своим учителем вплоть до его смерти. В семье Бровкиных и сохраняется архив Григория Конского — фотографии, документы, письма, книги с автографами друзей Конского, предметы быта, живопись, графика. Находится в этом архиве и письмо Булгакова к Конскому, которое мы с любезного разрешения Владимира Бровкина публикуем.

Этот текст — о трёх предметах, представленных на выставке: это два ранее неизвестных автографа Михаила Булгакова, обращённые к Григорию Конскому, и один текст Конского — воспоминания о Булгакове, написанные во второй половине 1960-х.

Эскизы Владимира Дмитриева к спектаклю «Мёртвые души». Начало 1930-х годов. Музей МХАТ

«Знаменитому гипнотизёру…»

К моменту зачисления Григория Конского в актёрский штат МХАТа 39-летний Булгаков, также недавно официально трудоустроенный во МХАТе (на должности режиссёра-ассистента), уже пятый месяц трудился над спектаклем «Мёртвые души». 1930 год оказался переломным в его жизни. Предыдущий, 1929-й, воспринимался Булгаковым как «год катастрофы» — так он впервые обозначил его в повести «Тайному другу», писавшейся летом 1929-го и обращённой к новой возлюбленной и будущей жене Елене Сергеевне Шиловской. «Все мои пьесы запрещены к представлению в СССР, и беллетристической ни одной строки моей не напечатают. В 1929 году совершилось моё писательское уничтожение», — писал он в Париж брату Николаю 24 августа 1929-го. Но и начало 1930-го не предвещало ничего хорошего. Борясь со своим «писательским уничтожением», Булгаков 28 марта обратился с письмом к правительству СССР. Это было не первое обращение Булгакова в высшие советские инстанции (и далеко не последнее), но единственное вызвавшее прямую (и совершенно неожиданную для Булгакова) реакцию Сталина.

Звонок Булгакову стал для Сталина одним из первых опытов личного вмешательства в писательскую судьбу: решение отпустить из СССР гонимого Замятина, помета «сволочь» на полях журнала «Красная новь» с рассказом Платонова «Впрок» и тем более знаменитый звонок Пастернаку в дни первого ареста Мандельштама — всё это Сталину и русской литературе ещё предстояло. Разговор, состоявшийся 18 апреля 1930 года, на следующий день после похорон Владимира Маяковского, привёл к счастливому повороту в судьбе Булгакова. Он, после годичного перерыва в своих взаимоотношениях со МХАТом, был принят туда на работу режиссёром-ассистентом.

Впоследствии, в письме другу Павлу Попову от 7 мая 1932 года, Булгаков признавался: 

1) «Мёртвые души» инсценировать нельзя. Примите это за аксиому от человека, который хорошо знает произведение. Мне сообщили, что существуют 160 инсценировок. Быть может, это и неточно, но во всяком случае играть «Мёртвые души» нельзя. 

2) А как же я-то взялся за это?

Я не брался, Павел Сергеевич. Я ни за что не берусь уже давно, так как не распоряжаюсь ни одним моим шагом, а Судьба берёт меня за горло. Как только меня назначили в МХТ, я был введён в качестве режиссёра-ассистента в «М. Д.» (старший режиссёр Сахновский, Телешова и я). Одного взгляда моего в тетрадку с инсценировкой, написанной приглашённым инсценировщиком, достаточно было, чтобы у меня позеленело в глазах. Я понял, что на пороге ещё Театра попал в беду — назначили в несуществующую пьесу. Хорош дебют? Долго тут рассказывать нечего. После долгих мучений выяснилось то, что мне давно известно, а многим, к сожалению, неизвестно: для того, чтобы что-то играть, надо это что-то написать. Коротко говоря, писать пришлось мне».

В мае 1932-го, измученный двухлетней историей борьбы за свою инсценировку, Булгаков уже не верил, что «Мёртвые души» когда-нибудь выйдут на сцене МХАТа. В этом своём прогнозе он ошибся. «Мёртвым душам» суждено было не только выйти, но и стать самым «живучим» мхатовским спектаклем Булгакова: премьера состоялась 28 ноября 1932 года, а продержался спектакль без малого 50 лет, сыгран более 1000 раз и снят с репертуара только 26 мая 1981-го.

Эскизы Владимира Дмитриева к спектаклю «Мёртвые души». Начало 1930-х годов. Музей МХАТ
Эскизы Владимира Дмитриева к спектаклю «Мёртвые души». Начало 1930-х годов. Музей МХАТ

В изначальном списке исполнителей ролей, составленном Булгаковым 21 сентября 1930 года, фамилии Конского нет (впрочем, её и не могло там быть — это был самый первый день работы Конского во МХАТе), но в процессе подготовки спектакля роль свою Конский всё-таки получил, пусть и маленькую и почти бессловесную, — роль губернаторского слуги. Именно на репетициях «Мёртвых душ» произошло личное знакомство Конского со Станиславским, который на одной из репетиций обратился к молодому актёру:

— Как ваша фамилия?

— Конский, Константин Сергеевич.

— Этого не может быть! Таких фамилий не бывает!

Григорий Конский в роли губернаторского слуги в спектакле «Мёртвые души». Начало 1930-х годов. Семейный архив Бровкиных

Спустя восемь лет Конский «дослужился» до роли прокурора, а к концу своей жизни — в 1966-м — и до роли губернатора. В известном фильме Леонида Трауберга, представляющем собой экранизацию мхатовского спектакля и вышедшем на экраны в 1960-м, Конский как раз прокурор — и именно в этой своей роли он запомнился зрителям.

Надо заметить, что подобное кочевание из роли в роль было ему в принципе свойственно. В случае с «Мёртвыми душами» это можно объяснить взрослением актёра и его карьерным ростом. Но основная причина, как кажется, кроется в творческом характере Конского. Будучи в любимом театре, как правило, на вторых ролях, Конский с первого и до последнего дня работы во МХАТе был своеобразной палочкой-выручалочкой: когда кто-то из коллег, скажем, заболевал, всегда был рад помочь и в самые короткие сроки ввестись на роль. Делал он это всегда с лёгкостью и задором подлинного лицедея, и театр был ему за это очень признателен.

Благодарность Григорию Конскому за экстренный ввод на роль. Собрание Станислава Садальского

12 марта 1933-го, спустя год после возвращения на сцену МХАТа спектакля «Дни Турбиных», Конский был введён на роль Урагана. К сожалению, до нас не дошло фотографий Конского в этой роли или отзывов о его игре. 

Поворотным в истории взаимоотношений Булгакова и Конского стал спектакль «Пиквикский клуб». Роман Диккенса, как раз в это время (в 1933 году) вышедший в издательстве Academia в новом переводе Александры Кривцовой и Евгения Ланна при участии и с комментарием Густава Шпета2, был инсценирован для МХАТа писательницей и драматургом, близким другом Булгакова Натальей Венкстерн. Работа над инсценировкой велась несколько лет, причём, согласно воспоминаниям второй жены Булгакова Любови Белозерской, активное участие в этой работе принял Михаил Булгаков: «Наташа приносила готовые куски, в которых она добросовестно старалась сохранить длинные диккенсовские периоды, а М. А. молниеносно переделывал их в короткие сценические диалоги. Было очень интересно наблюдать за этим колдовским превращением». Об истинности этих воспоминаний говорят сохранившиеся в архиве Булгакова выписки и наброски перевода отдельных реплик из «Записок Пиквикского клуба», а также издание романа на английском языке, испещрённое булгаковскими пометами.

2. Густав Густавович Шпет (1879–1937) — философ, теоретик искусства и переводчик, психолог. Преподавал у юной Анны Ахматовой. С 1921 года — действительный член Российской академии художественных наук, а с 1924 года — её вице-президент.

Булгаков, кроме того, выступил в «Пиквикском клубе» и как актёр. «М. А. говорил с Калужским о своём желании войти в актёрский цех. Просил дать роль судьи в «Пиквикском клубе» и гетмана в «Турбиных». Калужский относится положительно. Я в отчаянии, Булгаков — актёр», — записала у себя в дневнике Елена Булгакова 14 ноября 1933 года.

С ролью гетмана, по всей видимости, что-то не срослось, но вот роль председателя суда Булгаков получил. И справился с этой ролью (судя по отзывам современников) превосходно. Близкий друг Булгакова, театральный деятель и многолетний сотрудник МХАТа Виталий Виленкин вспоминал: 

На одной из генеральных репетиций «Пиквикского клуба» К. С. Станиславский принимал первую самостоятельную режиссёрскую работу В. Я. Станицына. Мне повезло, я сидел совсем близко от Константина Сергеевича, слышал и потом записал кое-что из того, что он говорил шёпотом режиссёру.

Началась сцена «В суде». «Президент» суда, в тяжёлом седом парике, с багровым толстым носом и злющими глазками, расставив локти, приступил к допросу. Президент этот, как известно, почему-то яростно ненавидит всех животных и потому не выносит никаких метафор или сравнений из животного мира, а тут ими, как на грех, так и прыщет судейское красноречие. Знаменитая реплика: «Да бросьте вы зверей или я лишу вас слова!» — прозвучала с такой неподдельной яростью, что захохотал весь зал, а громче всех Станиславский. «Кто это?» — быстро прошептал он Станицыну, не узнавая актёра. — «Булгаков». — «Какой Булгаков?» — «Да наш, наш Булгаков, писатель, автор «Турбиных». — «Не может быть». — «Да Булгаков же, Константин Сергеевич, ей-богу!» — «Но ведь он же талантливый…» И опять захохотал на что-то, громко и заразительно, как умел хохотать на спектакле только Станиславский.

Михаил Булгаков в роли председателя суда в спектакле «Пиквикский клуб». 1934 год. Музей МХАТ

Григорий Конский начинал в «Пиквикском клубе» с роли свирепого извозчика, впоследствии получил роль Джингля, ещё позднее — Перкера. Премьера спектакля состоялась 1 декабря 1934 года — в знаменательный и поворотный для истории Советской России день: прямо во время спектакля стало известно об убийстве в Ленинграде члена политбюро и первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова (кстати говоря, заядлого театрала, за два дня до своей гибели, 28 ноября, присутствовавшего — в компании Сталина и Жданова — на спектакле «Дни Турбиных»).

Григорий Конский в роли свирепого извозчика в спектакле «Пиквикский клуб». 1934 год. Музей МХАТ

Второго декабря Елена Булгакова записала у себя в дневнике: «Второй спектакль «Пиквика». После спектакля у нас Лямин и Конский, молодой актёр, он гримируется в одной уборной с М. А.» Как раз в это время Конский становится постоянным гостем в квартире Булгаковых на улице Фурманова (ныне и исторически — Нащокинский переулок) и одним из первых слушателей «романа о дьяволе» (название «Мастер и Маргарита»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продуманный безумец Продуманный безумец

В Петербурге XIX века встречались порой весьма оригинальные личности

Дилетант
Александр Аузан: «Уже в этом году Россия, думаю, выстроит экономику НЭПа 2.0» Александр Аузан: «Уже в этом году Россия, думаю, выстроит экономику НЭПа 2.0»

Александр Аузан — о параллельном импорте и новых правилах для бизнеса

РБК
Разводной мост: как сохранить отношения с ребенком, если вы расстаетесь с супругом Разводной мост: как сохранить отношения с ребенком, если вы расстаетесь с супругом

Отрывок из книги «Разводный мост» — как ребенку справиться с разводом родителей

Forbes
Вектор в хаосе: как руководителю справиться с тревогой и поддержать сотрудников Вектор в хаосе: как руководителю справиться с тревогой и поддержать сотрудников

Что можно предпринять, чтобы справиться с тревогой и поддержать команду

Forbes
Чем сложный секс лучше простого Чем сложный секс лучше простого

Парадоксы биологии — мейоз

СНОБ
Что делать, когда не знаешь, что делать? Советы психолога Что делать, когда не знаешь, что делать? Советы психолога

Что же делать, когда не понятно, что делать?

Psychologies
В стиле кантри: как Диана Хендрикс стала богатейшей self-made женщиной Америки В стиле кантри: как Диана Хендрикс стала богатейшей self-made женщиной Америки

Диана Хендрикс: от официантки до самой успешной женщины в истории Америки

Forbes
Юбилей «Философского парохода»: как 100 лет назад интеллигенция уплывала из России Юбилей «Философского парохода»: как 100 лет назад интеллигенция уплывала из России

«Философский пароход» и отношения его участников к революции 1917 года

Forbes
«Многие из нас как будто мысленно живут где-то еще» «Многие из нас как будто мысленно живут где-то еще»

Игорь Поплаухин о своем фильме про Янку Дягилеву

Weekend
Клик — и готово. За что дали Нобелевскую премию по химии в 2022 году Клик — и готово. За что дали Нобелевскую премию по химии в 2022 году

Зачем сегодня химики «кликают», и что для этого нужно?

N+1
Совсем как девочка: почему наши матери так боятся старости Совсем как девочка: почему наши матери так боятся старости

Страх старости — один из самых сильных для современных женщин

Psychologies
5 способов справляться с неопределенностью 5 способов справляться с неопределенностью

Неопределенность всегда появляется, когда в нашу жизнь врываются перемены

Psychologies
«У китайцев есть ощущение, что западному миру их не понять» «У китайцев есть ощущение, что западному миру их не понять»

Китаист Бронислав Виногородский — на каких условиях возможен разворот на Восток?

Правила жизни
Затерянный мир Затерянный мир

Хроника мира без людей Ксении Хаунд

Men Today
Культ чистоты Культ чистоты

Чем чище мы становимся, тем чаще болеем. Почему?

Здоровье
Уйти из Китая Уйти из Китая

Почему российскому предприятию выгоднее разместить производство в Китае

Эксперт
Норвежские ученые выяснили, что одиночество может удвоить риск развития диабета Норвежские ученые выяснили, что одиночество может удвоить риск развития диабета

Как связаны одиночество, бессонница, депрессия и диабет?

Inc.
Дым, картошка и дорогие часы. Все о самых опасных схемах мошенников Дым, картошка и дорогие часы. Все о самых опасных схемах мошенников

Разбираемся, как не стать жертвой преступников

РБК
Как говорить, чтобы вас слушали: 6 советов — используйте в любых жизненных ситуациях Как говорить, чтобы вас слушали: 6 советов — используйте в любых жизненных ситуациях

Советы, как научиться говорить увлекательно и убедительно

Psychologies
Инструкция по изживанию Инструкция по изживанию

Как Николай Островский уничтожил себя, чтобы стать идеальным текстом

Weekend
Он опять плюется? Проверенные способы как почистить утюг и отучить его от вредной привычки Он опять плюется? Проверенные способы как почистить утюг и отучить его от вредной привычки

Утренняя глажка это как лотерея

TechInsider
«Королева змей»: как Екатерина Медичи прокладывала путь к королевскому трону «Королева змей»: как Екатерина Медичи прокладывала путь к королевскому трону

Как «Королева змей» показывает одну из самых могущественных женщин XVI века

Forbes
Классика жанра: 5 культовых детективов XX века Классика жанра: 5 культовых детективов XX века

Лучшие книги, написанные в прошлом столетии

TechInsider
Что нужно знать перед тем, как начать жить вместе: 8 финансовых правил — помните их Что нужно знать перед тем, как начать жить вместе: 8 финансовых правил — помните их

О чем стоит договориться заранее, чтобы уберечь совместный бюджет от форс-мажора

Psychologies
Доставка денег до производства. Недорого Доставка денег до производства. Недорого

Число заявок от производственного бизнеса в ФРП выросло в два раза

Эксперт
А Лиза не может ждать А Лиза не может ждать

Елизавета Ищенко о том, как связь с персонажем помогла ей обрести себя

Grazia
Топ-3 школ онлайн-образования Топ-3 школ онлайн-образования

Куда пойти за новой профессией, чтобы действительно получить ее

Эксперт
Секреты Терракотовой армии: 5 удивительных фактов о величайшей археологической находке Секреты Терракотовой армии: 5 удивительных фактов о величайшей археологической находке

Ученые исследуют глиняных воинов императора Цинь Шихуанди уже почти полвека

Maxim
Есть ли будущее у гиперзвуковой авиации Есть ли будущее у гиперзвуковой авиации

Смогут ли гиперзвуковые самолеты стать повседневной реальностью?

Наука
7 политических лидеров, которые были у власти меньше всего 7 политических лидеров, которые были у власти меньше всего

20 минут у власти: самые короткие сроки правления политических лидеров

Maxim
Открыть в приложении