Почему люди, собравшиеся большими группами, начинают вести себя странно?

MaximПсихология

Толпой и еще толпее

Почему люди, собравшиеся большими группами, начинают вести себя странно? Этот вопрос веками мучил тех, кто был вынужден со всех ног от этих больших групп удирать. Как выяснилось, толпа – это практически самостоятельное живое существо со своими привычками, повадками и взглядами на жизнь.

Текст Матвей Вологжанин

0:00 /
1156.036

Понятие «психология толпы» появилось в XIX веке, когда этот феномен взялись изучать антропологи и этнографы, например Гюстав Лебон и Габриель Тард. Как раз тогда философы типа Юнга и Вернадского работали над идеями «коллективного бессознательного» – изучали общий ментальный котел всего человечества – и приходили к различным головокружительным выводам. Типа такого: как бы мы себя ни считали единственными и неповторимыми личностями, но в реальности всеми нами управляет некий единый «мозг-дух-я» всего человечества целиком, который и диктует каждому из нас, что чувствовать, чего желать и чего бояться. Мол, мы тут живем в иллюзии собственной обособленности, но на самом деле человечество – одно существо, разум един для всего человечества, он хранится в наших головах, как в кластерах памяти, и стремится в конечном счете слиться с неким космическим Абсолютом, ибо это есть способ естественного оживления материи Вселенной...

В общем, все очень масштабно и не очень понятно.

Вернадский, точнее, его ученики назвали это мировое «я» ноосферой, остальные тоже как-то называли. Сейчас мыслители немножко отложили эту тему в сторону, так как при любой попытке к ней подступиться начинались всякие неприятные штуки типа неизбежных выводов о ничтожности прав личности, об обязательности подчинения большинству, об иллюзорности свободы выбора... В общем, ну ее пока, эту ноосферу, не доросли мы еще до ее понимания и смирения с нею.

Ноосфера для пользы дела

Пока общий разум всего человечества продолжает клубиться в туманах непознанного, некоторые кусочки его удалось все же выявить и определить.

Например, работая с коллективом или толпой, можно оценивать их не как сборище уникальных индивидуумов, а именно как единый объект. Раз уж люди умеют так качественно сливаться друг с другом мозгами, то не столь уж важно, сколько у нас этих людей. Желательно, чтобы больше десяти, а лучше – не меньше тысячи: где-то на этом порядке начинается зверский слив идентичности в пользу подчинения группе.

И вот с так называемой психологией масс вообще и психологией толпы в частности антропологи, социологи и психологи работали с XIX века очень плотно. Благо был большой социальный заказ на эту тему. Политики и властители желали управлять массами, пропаганда осваивала азы самой себя, миллионы производителей жаждали секретов, которые позволили бы продать потребителю пятьдесят пятую сидушку для унитаза, на этот раз в мехах и бисере.

Сперва опытным путем было доказано, что этот феномен на самом деле существует, а не высосан из пальца. Сотни интересных исследований были посвящены данному вопросу, но самое характерное – это, пожалуй, опыты с маленькими детьми, которые проводились десятками лет в разных странах мира.

Каждый раз выяснялось, что один ребенок прекрасно умеет отличать белые кубики от черных кубиков, а пересоленную кашу от сладкой и вкусной. Но если его усаживали в группу других детей и взрослых, которые хором уверяли его, что каша сладкая, а кубики белые, девять из десяти детей принимались послушно жевать соленую гадость и называть черные кубики белыми. Причем это не была обычная компромиссность и желание избежать конфликтов. При дальнейших расспросах уже в другой обстановке дети вспоминали и сладость каши, и белизну кубиков. То есть происходил добровольный отказ от информации, полученной собственными органами чувств и подкрепленной собственным опытом, в пользу общественного мнения.

Это – умение подчинить свое «я» коллективному «мы». Когда-то оно превратило человека из аутсайдера животного мира в общественное сверхживотное, и само по себе такое умение крайне полезно. Оно рождает доверие, солидарность, общий информационный багаж и способность слаженно действовать сообща. Правда, иногда приводит к фатальным ошибкам. Но что в этом мире к ним не приводит?

Всего лишь десять процентов детей, как показали опыты и в европейских странах, и в Штатах, и в СССР, оказывались устойчивы к чужим мнениям, предпочитая доверять себе. Если же речь идет о коллективах куда больших, чем десяток-другой человек, то маргиналов становится еще меньше: в хорошо возбужденной толпе дай бог два-три человека из сотни будут оставаться при своем мнении, своих принципах и желаниях.

Причем с уровнем образования эта устойчивость напрямую не коррелирует, увы. Да, интеллигенты и академики реже беснуются в толпе, требуя немедленно выдать им боярина Борьку Морозова, который колодцы травил, Москву жег и на метле к диаволу летает, но лишь потому, что академики лучше прочих осведомлены о подъемных силах метел (чем сильнее конфликт между твоим знанием и мнением толпы, тем тяжелее тебе будет слиться с этой толпой). Но если нажимать на правильные рычаги, не прибегая к откровенным глупостям, то академика можно раскочегарить не хуже дворника.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
«Вишенка на торте» питерского форума. О чем говорят истории Ивана Голунова и Майкла Калви «Вишенка на торте» питерского форума. О чем говорят истории Ивана Голунова и Майкла Калви

ПМЭФ на этот раз оказался обессмысленным тем фоном, на котором проходил

Forbes
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Капиталисты бьются за рабочих: почему растут инвестиции в HR-технологии Капиталисты бьются за рабочих: почему растут инвестиции в HR-технологии

Спрос на трудовые ресурсы растет, а население стареет

Forbes
На старт, внимание На старт, внимание

Новую гонку ведущих космических держав можно считать открытой

Популярная механика
Cosmo-истории: «Я переехала в Милан, и вот как изменились мои модные привычки» Cosmo-истории: «Я переехала в Милан, и вот как изменились мои модные привычки»

Диана Королева переехала в Милан и отказалась от натурального меха и шпилек

Cosmopolitan
Идея! Оставлять чаевые Идея! Оставлять чаевые

Учись правильно благодарить тех, кто оказывает тебе услуги

Maxim
Сто лет одиночества: звезды, о личной жизни которых давно ничего не известно Сто лет одиночества: звезды, о личной жизни которых давно ничего не известно

Подборка знаменитостей, скрывающих личную жизнь за семью замками

Cosmopolitan
Неон-киллер Неон-киллер

Евгения Крегжде поразила нас в самое сердце

Maxim
Наука на выезде Наука на выезде

Собрали сведения о самых интересных российских летних научных экспедициях

Огонёк
Окна Анны Окна Анны

Мы готовы запустить сорокаметровую фигуру актрисы Анны Михайловской в космос

Maxim
Facebook запустил собственную криптовалюту Libra Facebook запустил собственную криптовалюту Libra

Пользователи Facebook смогут расплачиваться Libra с 2020 года

Forbes
Умные вещи века Умные вещи века

10 переизобретений, без которых ты раньше отлично жил, но теперь – не сможешь

Maxim
Россия — Япония: перспективы креатива Россия — Япония: перспективы креатива

Чему Россия могла бы научиться у Японии для развития региональных экономик

Эксперт
Депутатская неожиданность Депутатская неожиданность

Как наши чиновники посрамили Кафку, Бажова и дядюшку Римуса

Maxim
Воли не видать Воли не видать

Певица, прекратив выступать по состоянию здоровья, может не вернуться на сцену

StarHit
Секстинг вместо секса Секстинг вместо секса

Не секстинг виноват в том, что исследователи называют кризисом секса

Playboy
Как пионер экологичной моды Кэтрин Хэмнетт пытается изменить мир Как пионер экологичной моды Кэтрин Хэмнетт пытается изменить мир

Британский дизайнер рассказывает о своих методах борьбы за экологию

Vogue
Как на вулкане! Как на вулкане!

Первозданная красота балийской природы сливается с красотой Елены Чернявской

Maxim
Инъекции красоты по паспорту Инъекции красоты по паспорту

Российский производитель профессиональной косметики Mesopharm

Эксперт
Сопротивление от-кутюр Сопротивление от-кутюр

Вторая мировая война стала серьёзным испытанием и для модной индустрии

Дилетант
Как победить аллергию с помощью гаджета: проверяем на себе Как победить аллергию с помощью гаджета: проверяем на себе

Тест очистителя воздуха Dyson Pure Hot+Cool на настоящих аллергиках

Популярная механика
Пришел Кутузов бить французов: 7 мифов о легендарном генерал-фельдмаршале Пришел Кутузов бить французов: 7 мифов о легендарном генерал-фельдмаршале

Масон, заговорщик, бездарный полководец, «выезжавший» за счет чужих достижений?

Вокруг света
Война в небесной канцелярии. Как создатели прогнозов погоды борются за рынок объемом $6 млрд Война в небесной канцелярии. Как создатели прогнозов погоды борются за рынок объемом $6 млрд

На метеорологическом рынке США десятилетиями не менялись лидеры

Forbes
Следствие по делу декабристов Следствие по делу декабристов

Офицеры на Сенатской площади и офицеры на допросах — совершенно разные люди

Дилетант
Александр Кузнецов: «Надо бороться не за Александр Кузнецов: «Надо бороться не за

«РБК Стиль» поговорил с Александром Кузнецовым о любви к «Игре престолов»

РБК
Невероятные приключения итальянца в Италии Невероятные приключения итальянца в Италии

Сильвио Берлускони. Жизнь, которой бы не постыдились Чарли Шин с Оззи Осборном

Maxim
Багратионы Багратионы

Грузинский род Багратионов считается одним из древнейших по меркам всей Европы

Дилетант
Что там у нас происходит Что там у нас происходит

Политический кризис в Грузии обусловлен внутренней политической повесткой

Огонёк
5 китайских дизайнеров на Pitti Uomo, о которых нужно знать 5 китайских дизайнеров на Pitti Uomo, о которых нужно знать

Рассказываем о многоообещающих участниках предстоящей выставки

Vogue
Открыть в приложении