История новогодних маскарадных костюмов

Культура.РФИстория

Маска, я тебя знаю

История новогодних маскарадных костюмов

0:00 /
1115.902

Кого изображал на балу император Николай I, кто такая «газовая королева» и как сшить тот самый костюм зайчика? Портал «Культура.РФ» рассказывает об истории новогодних карнавальных костюмов в России и разбирается в маскарадных трендах прошлых веков.

Машкерады и метаморфозы

Костюмированные праздники, как и многие другие европейские развлечения, в России появились при Петре I. Первый уличный маскарад прошел в Петербурге в 1721 году — правда, не по случаю начала нового года, а в честь завершения Северной войны. Правила проведения карнавалов император составил лично, а еще иногда он сам писал сценарии для праздников.

Участвовать в маскараде при дворе могли только приближенные к императору, остальных допускали на праздник только в качестве зрителей. Участников процессий распределяли по группам, в каждой из которых была своя центральная фигура — чаще всего римское божество, например Бахус, Нептун или Фавн. Грандиозное действо могло длиться целую неделю, причем снимать костюмы и выходить из образов было запрещено.

На карнавале в январе 1722 года в Москве по случаю заключения Ништадтского мира по улицам проехали шестьдесят саней и конных повозок, декорированных под парусники, галеры и турецкие фелюги. Среди наряженных придворных были Бахус на бочке, Нептун, восседающий в санях в виде гигантских раковин с морскими коньками, трубачи с литаврами и барабанами, испанки в гондолах, боярыни в расписных санях, голландские матросы и купцы, «страшные турки-янычары». Дамы и кавалеры надевали небольшие «маски-домино», которые закрывали только верхнюю часть лица.

Василий Суриков. Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского. 1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Неизвестный гравер. Маскарадное шествие в Москве в 1722 году по случаю подписания Ништадтского мирного договора. 1720-е. Государственный исторический музей, Москва

При Елизавете Петровне маскарады стали называть метаморфозами, то есть превращениями. Женщины являлись на такие праздники в мужских костюмах — камзолах и панталонах, а мужчинам приходилось наряжаться в платья с корсетами.

Георг Христоф Гроот. Портрет Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руках. 1748. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иоанн Лигоцкий. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой. 1769. Государственный исторический музей, Москва

При Екатерине II костюмированные праздники стали устраивать в канун Нового года. Придворные облачались в костюмы героев комедии дель арте, или комедии масок, — Арлекина, Пьеро, Коломбины. Сама императрица выходила в свет в платье русского фасона, которое состояло из двух частей: глухого неширокого нижнего платья с длинными рукавами и молдавана — верхнего распашного платья без рукавов. Этот стиль приглянулся модницам. Пресса писала: «Для балов в торжественные дни и для выездов носят дамы русские платья из тафты и из разных, как английских, так и французских, материй; рукава бывают одинакового цвета с юбкой; пояса носят по корсету, шитые шелками или каменьями, по приличию платья».

От Китая до Египта

В XIX веке зимние праздничные балы обычно проводили в период с конца декабря по Масленицу. К маскараду тщательно готовились, а костюмы заказывали у лучших портных и художников.

У каждого бала, как правило, была тема. Например, в 1820–30-х годах, когда в моду вошла готика, мужчины часто наряжались средневековыми рыцарями, а дамы перевоплощались в монахинь или копировали платья французских королев.

Неизвестный гравер. Костюмы для маскарада. Первая половина XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Неизвестный гравер. Костюмы для маскарада. Первая половина XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Неизвестный гравер. Костюмы для маскарада. Первая половина XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Неизвестный гравер. Костюмы для маскарада. Первая половина XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Неизвестный гравер. Костюмы для маскарада. Первая половина XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Неизвестный гравер. Костюмы для маскарада. Первая половина XIX века. Государственный исторический музей, Москва

Еще в XVIII веке в Российскую империю пришла мода на все китайское. Новый стиль получил название «шинуазри», что дословно с французского переводится как «китайщина». Культура Поднебесной повлияла и на маскарадные костюмы. Так, в феврале 1837 года в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге состоялся большой «китайский» бал. На нем присутствовал сам император Николай I — в образе китайского правителя мандарина. Супруга монарха выступала в роли Инспектрисы вееров; великая княгиня Елена Павловна стала Инспектрисой зонтиков. Князь Борис Юсупов примерил драпировки далай-ламы, а поэт Василий Жуковский был в маске философа Лао-цзы. Большую часть костюмов для этого маскарада изготовили в мастерских Императорских театров.

Николай Беккер. Придворный маскарад в Аничковом дворце 14 февраля 1837 года. 1837. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Неизвестный гравер. Четыре маскарадных костюма: кардинала, восточного женского костюма, китайского и мужского греческого. 1830–40-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Во второй половине XIX века карнавалы переносили гостей в эпоху барокко. Женщины заказывали платья инфант, как на портретах художника Диего Веласкеса, и костюмы в стиле Марии Стюарт — с пышными рукавами и большими воротниками. Также стало модным устраивать античные балы, куда гости приходили в туниках и сандалиях на древнегреческий манер.

В 1863 году в Петербурге появилось керосиновое освещение, на улицах зажглось около шести тысяч керосиновых фонарей. Этот технический прорыв отразился и в карнавальной культуре. Так, журнал «Модный магазин» опубликовал описание эксцентричного и довольно рискованного образа «газовой королевы»:

«Над затылком, смаскированный шиньоном или собственной косой, помещается небольшой газовый резервуар; от него с обеих сторон дугой, как венок, огибает голову газопроводная трубочка, на которой насажены очень маленькие горелки, покрытые стеклянными цветными шариками, которые устроены подобно ламповым цветным шарам. Сама проволока, конечно, смаскирована золотой каймой наподобие диадемы и, если угодно, может быть украшена драгоценными камнями. Отверстия горелок малы, почти микроскопичны, так что выпускают газ очень дробными долями. Запас его, хранящийся в резервуаре, оказывается совершенно достаточным на все время бала».

В 1870-х годах костюмированные балы начали посвящать Древнему Египту. Расцвет египетского стиля в России пришелся на первое и второе десятилетия XIX века. А спустя 50 лет о нем снова вспомнили благодаря выходу оперы «Аида» композитора Джузеппе Верди, действие которой разворачивается в Мемфисе и в Фивах. Дамы приходили на маскарады в туниках из белого шелка и золотой парчи, портные изготавливали воротники-оплечья, расшитые стеклярусом, и сложные головные уборы, которым бы позавидовала сама Нефертити. Те, для кого туника была слишком экзотическим и смелым нарядом, заказывали платья модного оттенка «зеленый нильский».

Балы a la russe и костюм школьной парты

При императоре Александре III стали популярны исторические балы в русском стиле. В магазине народного платья на Гороховой улице в Петербурге специально для бала a la russe можно было приобрести костюм «Калужанка» — расшитую русскую рубаху, шелковую юбку с вышитым передником, зеленую бархатную безрукавку, обшитую мехом, а также обязательные красные сафьяновые сапоги.

Графиня Зинаида Дмитриевна Богарне, урожденная Скобелева, на костюмированном балу 1883 года. Фотография: Карл Бергамаско / Wikimedia Commons / Public domain
Евгений Максимилианович, герцог Лейхтенбергский, на костюмированном балу 1883 года. Фотография: Карл Бергамаско / Wikimedia Commons / Public domain

Промышленник и меценат Александр Половцов, участник бала на тему допетровской Руси, который провел великий князь Владимир Александрович, вспоминал: «На императрице верный исторический костюм царицы, нарисованный князем Григорием Гагариным. Богатство материи и камней чрезвычайное. Жена моя в русском костюме XI столетия, дочь — в татарском уборе».

Алексей Чернышев. Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская елка в Аничковом дворце. Около 1850. Частное собрание

Другой очевидец писал: «На парадной лестнице, на площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющие связь с русской историей: то были скифы, варяги, стрельцы новгородские и московские. Вскоре гостиная и танцевальная зала наполнились русскими боярами, боярынями и боярскими детьми обоего пола, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, сокольничими, ловчими, рындами, конными и пешими жильцами (времен Иоанна IV), варягами, печенегами, запорожцами, казаками… Казалось, вся допетровская Русь воскресла и прислала на этот бал своих представителей».

P. Croce. Эскиз маскарадного костюма. Скарамуш. 1880-е. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
P. Croce. Эскиз маскарадного костюма. Коломбина. 1880-е. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
P. Croce. Эскиз маскарадного костюма. Клоун. 1880-е. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Еще один грандиозный новогодний праздник в русском стиле устроил Николай II в 1903 году. Темой выбрали правление царя Алексея Михайловича — его роль играл сам император в кафтане из золотой парчи и царской шапке. Императрица Александра Федоровна была в образе царицы Марии Ильиничны. В древнерусские костюмы облачились даже музыканты оркестра.

Портреты участников костюмированного бала 1903 года. Фотография: Фридрих Людвиг Шрадер / Wikimedia Commons / Public domain
Министр императорского двора, генерал-адъютант, барон Владимир Фредерикс в одеждах гетмана Войска Запорожского на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Фредерик Боассон и Фриц Эгглер / Wikimedia Commons / Public domain
Боярышня Мария Воейкова на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Лев Левицкий / Wikimedia Commons / Public domain
Генерал, князь Виктор Кочубей на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Фредерик Боассон и Фриц Эгглер / Wikimedia Commons / Public domain
Великая княгиня Мария Павловна, герцогиня Мекленбург-Шверинская, на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Лев Левицкий / Wikimedia Commons / Public domain
Сергей Навроцкий, полковник Преображенского полка, на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Фредерик Боассон и Фриц Эгглер / Wikimedia Commons / Public domain
Император Николай II и Александра Федоровна на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Wikimedia Commons / Public domain
Великий князь Сергей Александрович в княжеском наряде на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Даниил Асикритов / Wikimedia Commons / Public domain
Великая княгиня Мария Георгиевна в костюме крестьянки города Торжка времен царя Алексея Михайловича на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Фредерик Боассон и Фриц Эгглер / Wikimedia Commons / Public domain
Принц Сиама Чакрабон на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Wikimedia Commons / Public domain
Обер-гофмейстер, князь Георгий Шервашидзе в праздничном костюме боярина XVII века на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Wikimedia Commons / Public domain
Барон Феофил Мейендорф в костюме воеводы Большого полка войск князя Пожарского на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Николай Здобнов / Wikimedia Commons / Public domain
Фрейлина их императорских величеств государынь императриц баронесса Эмма Фредерикс (Эмма Елена София) в костюме боярышни XVII века на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Фредерик Боассон и Фриц Эгглер / Wikimedia Commons / Public domain
Князь Константин Горчаков в костюме боярина времен царя Алексея Михайловича на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Фредерик Боассон и Фриц Эгглер / Wikimedia Commons / Public domain
Великий князь Андрей Владимирович в праздничном одеянии сокольничего на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Максим Рейссерт и Елизавета Флиге / Wikimedia Commons / Public domain
Группа офицеров лейб-гвардии Преображенского полка в нарядах начальных людей из жильцов времен царя Алексея Михайловича на костюмированном балу 1903 года. Фотография: Фредерик Боассон и Фриц Эгглер / Wikimedia Commons / Public domain

На рубеже XIX и XX веков благодаря строительству Китайско-Восточной железной дороги вновь разгорелся интерес высшего света к восточным мотивам. Модницы переводили на шелк китайские иероглифы и орнаменты, заказывали аутентичные веера.

Мемуаристка Татьяна Аксакова-Сиверс вспоминала: «На Рождестве я была одета китаянкой и имела забавный вид в расшитом золотом и яркими цветами кимоно. На высоко зачесанных волосах дребезжали приделанные к пружинкам серебряные украшения. Все эти аксессуары были привезены Васей Оболенским, мужем маминой двоюродной сестры Наты, из Китая, и одолжены мне по случаю маскарада».

Интерес ко всему восточному подогревали и спектакли Русских сезонов Сергея Дягилева. Например, художник Лев Бакст, оформлявший постановки, на заказ шил русским и заграничным модницам костюмы по мотивам балета «Шехеразада».

Леон Бакст. Одалиска. Эскиз костюма к балету «Шехеразада». 1910. Частное собрание
Леон Бакст. Эскиз костюма к балету «Шехеразада». 1910. Частное собрание
Леон Бакст. Синяя султанша. Эскиз костюма к балету «Шехеразада». 1910. Частное собрание
Леон Бакст. Шах Шахрияр. Эскиз костюма к балету «Шехеразада». 1910. Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания
Леон Бакст. Одалиска. Эскиз костюма к балету «Шехеразада». 1910. Частное собрание
Леон Бакст. Султан. Эскиз костюма к балету «Шехеразада». 1922. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Леон Бакст. Одалиска. Эскиз костюма к балету «Шехеразада». Начало XX века. Частное собрание
Леон Бакст. Эскиз костюма к балету «Шехеразада». 1910. Частное собрание
Леон Бакст. Одалиска. Эскиз костюма к балету «Шехеразада». 1910. Частное собрание

Вплоть до начала Первой мировой войны были популярны и оригинальные маскарадные костюмы. Наряжались в календари, школьные парты, журнальные листки и даже в снежные заносы — на последний образ уходило очень много ваты и папье-маше.

В XIX веке в маскарадах участвовали и дети. Один из таких карнавальных образов запечатлел на картине «Дети в маскарадных костюмах» Борис Кустодиев: он изобразил собственных детей Ирину и Кирилла в костюмах дамы и кавалера рубежа XVII–XVIII веков. Платье и камзол для них сшила жена художника Юлия. Ирина вспоминала, что под Новый год в доме Кустодиевых всегда проходили костюмированные вечера, на которые съезжалось множество гостей.

Борис Кустодиев. Дети в маскарадных костюмах. 1909. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На такие праздники девочки, как правило, наряжались феями, принцессами или цыганками, популярен был и костюм Красной Шапочки. Мальчики же переодевались в пиратов, королевских пажей и царевичей.

Писатель Валентин Катаев описал новогодний карнавал в книге «Белеет парус одинокий», действие которой происходит в 1905 году: «Все девочки превратились в цыганок и русалок… Шумела папиросная бумага плащей и юбочек, на проволочных стеблях раскачивались искусственные розы, струились шелковые ленты бубнов».

Возвращение елки

После революции Рождество и Новый год стали рабочими днями, обычай наряжать елку признали «поповским», а вместе с праздником исчезли и маскарадные костюмы.

Традиция устраивать костюмированные новогодние праздники возродилась только в 1935 году. 28 декабря в газете «Правда» вышла статья первого секретаря Киевского обкома ВКП (б) и второго секретаря ЦК ВКП (б) Украинской ССР Павла Постышева под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку»:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то не иначе как левые загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

В 1937 году в Колонном зале Дома Союзов установили первую в советской России публичную новогоднюю елку. И только спустя 10 лет, в 1947 году, 1 января официально стало выходным днем. Возвращение Нового года в статусе всесоюзного праздника означало и возвращение новогодних костюмов. Правда, теперь в них наряжались только дети — на утренниках в детских садах и школах, во дворцах пионеров и в театрах юного зрителя.

Новогодняя елка в в Колонном зале Дома союзов. 1970 год. Фотография: Валентин Кузьмин, Валерий Христофоров / ТАСС
Новогодняя елка в Колонном зале Дома союзов. 1952 год. Фотография: ТАСС

Зайчики и снежинки

Костюмы шили сами родители. В ход шли всевозможные подручные материалы: марля, вата, занавески, поролон, битые елочные игрушки, бусинки, мишура и другие мелочи. Самыми популярными образами долгое время были мальчики-зайчики и девочки-снежинки.

Для снежинок выкраивали из накрахмаленной марли подъюбник, пришивали к платью мишуру. Иногда ради костюма для дочки жертвовали свадебной фатой или занавесками: достать любую нарядную ткань в советское время было сложной задачей. Чешки превращались в туфли, а из обклеенного ватой картона получалась корона. Ее украшали блестящими бусинами, пуговицами, бисером. Иногда разбивали и толкли в мелкую крошку старые новогодние игрушки и посыпали ей покрытый клеем картон.

С зайчиками было проще: к шортам или комбинезону из белого ситца пришивали меховой хвост, уши прикрепляли на картонный обруч. Часто уши кроили из ткани — их набивали ватой, а для стойкости внутрь вставляли проволоку.

Дети в костюмах зайчиков. Новый год в детском саду. 1968 год. Фотография: Щеголева Ольга / фотобанк «Лори»
Дети в костюмах лошадок и извозчика. Новый год в детском саду. 1969 год. Фотография: Евгений Мухортов / фотобанк «Лори»
Дети в новогодних костюмах. 1966 год. Фотография: Светлана Попова / фотобанк «Лори»

Вторым по популярности костюмом для мальчиков был Петрушка — стать им было так же легко: надевали яркий костюм и колпак.

Были популярны и костюмы, посвященные актуальной повестке. Например, после полета Юрия Гагарина в космос под новогодними елками начали собираться юные космонавты в самодельных шлемах с надписью «СССР». В 1950−60-е годы, в разгар «кукурузного бума», детей наряжали в костюмы царицы полей. Такой эпизод, пусть и не новогодний, есть в известном советском фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

Мальчик в новогоднем костюме мушкетера. 1980 год. Фотография: Евгений Мухортов / фотобанк «Лори»
Ребенок в новогоднем костюме львенка. 1980-е. Фотография: Retro / фотобанк «Лори»
Девочка в маске лисы около новогодней елки. 1967 год. Фотография: Ирина Борсученко / фотобанк «Лори»
Мальчик читает стихотворение в новогоднем костюме колобка. 1970 год. Фотография: Александр Буторин / фотобанк «Лори»
Мальчик в новогоднем костюме извозчика рядом с игрушечным дедом-морозом. 1969 год. Фотография: Евгений Мухортов / фотобанк «Лори»

Большим источником вдохновения для создания костюмов было кино. Например, в 1936 году, после выхода фильма «Цирк» с Любовью Орловой, стали популярны маски клоунов. А посмотрев «Полосатый рейс», многие дети захотели нарядиться дрессировщиками и даже тиграми. После премьеры фильма «Приключения Буратино» в 1975 году на утренники стали приходить Мальвины, Пьеро, Артемоны, лисы Алисы и коты Базилио. Ну, а в 1978 году под елками всей страны собрались юные мушкетеры в шляпах и со шпагами.

Новогодние маски

Важным элементом многих костюмов были маски в виде привычных обезьянок, зайцев, лис, медведей, а также сказочных персонажей — например, Бабы-яги или Снегурочки, Чиполлино или доктора Айболита.

Эскиз маски, которую потом тиражировали и продавали в магазинах, создавал художник, затем по рисунку делали гипсовый слепок, а он уже служил моделью для масок из папье-маше. Первые маски стали изготавливать после войны, над ними работали выпускники художественных университетов и училищ.

Женщины в карнавальных костюмах. Фотография: Retro / фотобанк «Лори»
Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Валерий Федорович Быковский в карнавальном костюме мушкетера. 1963 год. Фотография: Валентин Черединцев / ТАСС
Дети в карнавальных шапках. 1963 год. Фотография: Илюхина Наталья / фотобанк «Лори»

В 1950-х годах их по-прежнему создавали вручную и расписывали гуашью. Стоили такие маски недорого, их можно было купить в отделах с игрушками. Однако из-за дефицита достать их было не так просто: людям приходилось подолгу ждать перед праздниками, пока нужный товар появится на прилавках.

Самым известным автором масок был медальер и живописец Лев Разумовский. С фронта он вернулся без руки, но это не помешало ему поступить на отделение скульптуры Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной. С дипломом скульптора мастер отправился работать на фабрику «Ленигрушка». В 1954 году в СССР отмечали 155 лет со дня рождения Александра Пушкина, и фабрики игрушек получили заказы к памятной дате. Разумовский создал эскизы к серии масок по мотивам пушкинских сказок. Самым популярными и тиражируемыми из них стали маски «Дедки» и «Бабки». Такие маски на праздники надевали не только дети, но и взрослые, когда на предприятиях стало принято коллективно отмечать Новый год. Новогоднюю ночь встречали и в домах культуры — как герои фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».

Лев Разумовский. Маска «Бабка». Фотография: lev-razumovsky.org
Лев Разумовский. Маска «Дедка». Фотография: lev-razumovsky.org
Лев Разумовский. Эскиз маски сватьи бабы Бабарихи из «Сказки о царе Салтане» Александра Пушкина. 1953 год. Фотография: lev-razumovsky.org
Лев Разумовский. Эскиз маски поварихи из «Сказки о царе Салтане» Александра Пушкина. 1953 год. Фотография: lev-razumovsky.org
Лев Разумовский. Эскиз маски царя Салтана из «Сказки о царе Салтане» Александра Пушкина. 1953 год. Фотография: lev-razumovsky.org

В 1970-е годы маски и новогодние игрушки перестали быть дефицитным товаром. Тогда же на многих предприятиях наладили производство масок из пластика. Их делали гораздо быстрее, чем создаваемые вручную маски из папье-маше, и стоили они дешевле. В это время практически у каждой семьи в новогоднюю ночь появилась возможность устроить свой маленький маскарад.

Автор: Полина Пендина. Иллюстратор: Елена Моргун

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разоблачены 5 лунных мифов Разоблачены 5 лунных мифов

Существует огромное количество мифов о Луне и о том, чем вызваны ее изменения

Популярная механика
Самый древний язык, или как разговаривали наши предки Самый древний язык, или как разговаривали наши предки

Когда появился язык? И какой из ныне существующих языков самый древний?

Популярная механика
Специальный проект — Гороскоп 2022 Специальный проект — Гороскоп 2022

Астрологический прогноз на весь 2022 год

Vogue
5 способов справиться с застрявшей в голове мелодией 5 способов справиться с застрявшей в голове мелодией

Как избавиться от «ушного червя»?

Популярная механика
Нечестная гонка: почему тиктокеры в России не могут зарабатывать миллионы долларов Нечестная гонка: почему тиктокеры в России не могут зарабатывать миллионы долларов

Почему российские блогеры в TikTok не скоро смогут догнать западных коллег

Forbes
С кожей что-то не так: что такое атопический дерматит и как его лечить С кожей что-то не так: что такое атопический дерматит и как его лечить

О симптомах и способах лечения атопического дерматита

РБК
Молекулярно-генетическая экспертиза: как ловят маньяков Молекулярно-генетическая экспертиза: как ловят маньяков

Что такое генетический портрет человека и как он помогает ловить преступников?

Популярная механика
10 приложений, которые помогут стать здоровее и счастливее 10 приложений, которые помогут стать здоровее и счастливее

Бросить курить, больше двигаться — для этих целей найдется свое приложение

РБК
Невелика потеря? Невелика потеря?

Что делать, если ты не можешь найти свою банковскую карту

Лиза
Как работает тяжелая огнеметная система «Солнцепёк» Как работает тяжелая огнеметная система «Солнцепёк»

ТОС-1А «Солнцепек» — еще страшнее, чем ТОС-1 «Буратино»

Maxim
Можно ли внедрить человеку искусственные воспоминания: безумные эксперименты Можно ли внедрить человеку искусственные воспоминания: безумные эксперименты

Искусственное внедрение ложных воспоминаний — фантастика или реальность?

Популярная механика
Ключ поверни и полетели: пять аэромобилей, которые можно будет купить Ключ поверни и полетели: пять аэромобилей, которые можно будет купить

Летающие автомобили — отличное средство от пробок!

Playboy
Жаворонки против сов: что такое циркадные ритмы и как они работают Жаворонки против сов: что такое циркадные ритмы и как они работают

На что влияют циркадные ритмы и можно ли их настроить?

РБК
Зимовье зверей Зимовье зверей

Рассказываем об особенностях наблюдений за дикой природой в зимнее время

N+1
Ученые разработают эффективный сенсор по обнаружению утечек водорода Ученые разработают эффективный сенсор по обнаружению утечек водорода

Как ученые планируют обезопасить использование водорода в качестве топлива?

Популярная механика
Недооцененный продукт: зачем есть чечевицу Недооцененный продукт: зачем есть чечевицу

Рассказываем, чем полезна чечевица и можно ли ей заменить мясо?

РБК
Почему возникает язва желудка, как ее распознать и чем она опасна Почему возникает язва желудка, как ее распознать и чем она опасна

Язва желудка вызывает сильные боли и ужасный дискомфорт

Cosmopolitan
Витает в воздухе Витает в воздухе

Творческий путь архитекторов из японского бюро SANAA

AD
Накопление пластика в Средиземноморье связали с его размером и миграцией из других районов Накопление пластика в Средиземноморье связали с его размером и миграцией из других районов

Группа греческих и итальянских ученых смоделировала накопление микропластика

N+1
«Золотой» автобан «Золотой» автобан

Дорожное строительство в стране оказалось фактически парализовано

Эксперт
Виктимблейминг: почему люди обвиняют жертв насилия и что с этим делать Виктимблейминг: почему люди обвиняют жертв насилия и что с этим делать

Что заставляет людей обвинять жертв и оправдывать насилие?

Forbes
Как построить коллайдер на Луне (и зачем) Как построить коллайдер на Луне (и зачем)

Сооружение невиданных масштабов – ускоритель частиц, змеей обвивающий Луну

Популярная механика
Дешево и безвкусно: 6 атрибутов, которые портят ваш дом Дешево и безвкусно: 6 атрибутов, которые портят ваш дом

Будьте внимательны к своему дому: что стоит исправить в своем жилище?

GQ
Питание и гены Питание и гены

Как анализ крови поможет похудеть

Лиза
ДК Лурье ДК Лурье

Как историк Лев Лурье строит Петербург будущего

Собака.ru
Без магии и эзотерики: как привлекать к себе мужчин Без магии и эзотерики: как привлекать к себе мужчин

Есть женщины, которые обладают природным магнетизмом

Cosmopolitan
Банки на спине и чесночный амулет: вспоминаем лекарства нашего детства Банки на спине и чесночный амулет: вспоминаем лекарства нашего детства

Домашняя медицина, такая ностальгическая и такая карательная

Maxim
Blago White: биография, карьера и личная жизнь рэпера Blago White: биография, карьера и личная жизнь рэпера

Blago White — как появился самый добрый русский артист

Playboy
Просто кошмар: как не быть бесконечным источником негатива для других людей Просто кошмар: как не быть бесконечным источником негатива для других людей

Отрывок из книги «Вредные мысли» — как отказаться от излишней драматизации?

Forbes
«Трагедия Макбета»: шекспировский хоррор «Трагедия Макбета»: шекспировский хоррор

«Трагедия Макбета» Джоэла Коэна — призрачная, сумрачная верность первоисточнику

GQ
Открыть в приложении