Мамины дочки в Голливуде: краткий обзор главных женских архетипов в кино
Когда говорят о сильных героинях в кино, обычно вспоминают разнообразных шпионок, астронавток и прочих чудо-женщин, которые на фоне вечных бондов, борнов и бетменов выглядят вполне прогрессивно. Если не считать того, что почти все они просто перенимают мужские роли. В честь Международного женского дня Никита Солдатов изучил, как в американском кино обычные — и не очень — матери, дочери, подруги, любовницы и жены без всяких суперспособностей боролись на экране и вне его за себя и других.
Кто: дочь, папенькина и маменькина
Где: «Красавица и чудовище», «Мулан», «Твин Пикс: Огонь иди со мной», «Чумовая пятница»
В отношениях родителей и дочерей Голливуд чаще всего ретранслирует стародавний стереотип: якобы девочки больше любят пап, чем мам. Даже в «Твин-Пиксе», где отец Лоры Палмер, как все знают, оказывается не тем, кем кажется, а черти чем.
Показательны фильмы Walt Disney Pictures, некогда главная скрепа детско-родительских отношений. Вот Белль из «Красавицы и чудовища» обожает своего эксцентричного и рассеянного отца, который никак не может пережить смерть жены и целыми днями мастерит странные штуковины вроде автоматического дровокола размером с карету. Обожает настолько, что ради его спасения становится узницей в замке здоровенного мохнатого монстра.
«Красавица и чудовище» стал первым профеминистским мультфильмов студии Walt Disney Pictures: Белль, в отличие от прежних диснеевских героинь, не нуждалась в принце-спасителе, а сама спасла принца, любила книжки, мечтала о приключениях, презирала роль домохозяйки и в гробу видала токсичного качка Гастона, который без конца звал ее замуж. В итоге мультфильм стал первым в истории, собравшим в прокате более 100 млн долларов и номинированным на «Оскар» за «Лучший фильм». Тогда в Walt Disney Pictures решили сделать ставку на сильных, относительно независимых и приносящих им кучу денег папиных дочек. Вот и Фа Мулан, первая диснеевская принцесса, которая не вышла в конце замуж, тоже как бы пожертвовала собой и вместо отца пошла на войну.
А вот отношения материи и дочки в Walt Disney Pictures представляли не такими идеалистичными. Как будто экранизировав пассаж Юнга о том, что «каждая мать содержит в себе дочь, а каждая дочь — мать, и каждая женщина расширяется назад в свою мать и вперед в свою дочь», в диснеевской «Чумовой пятнице» вечно орущих друг на друга дочку с матерью буквально поменяли телами на один день. Как и полагается, оказавшись в чужой шкуре, героини познали принятие и любовь. Банальный сюжет сработал благодаря игре Джейми Ли Кертис и Линдси Лохан, двух вполне себе фем-икон. Фильм стал культовым: его разобрали на мемы и теперь изучают на курсах о gender studies, а в прошлом году даже заговорили о сиквеле.
Кто: подруга, заклятая и верная
Где: «Смерть ей к лицу», «Неоновый демон», «С 9 до 5», «Тельма и Луиза»
Подруги в Голливуде делятся на два типажа. Первые, — заклятые, которые олицетворяют сексистский троп о том, что «дружбы женской не бывает», и пытаются друг друга замочить. Как Мэделин Эштон и Хелен Шарп в «Смерть ей к лицу», культовой кэпм-сатире о крысиных бегах за вечной молодостью в условиях патриархата. Старые товарки рассорились из-за подающего надежды пластического хирурга, довели его до алкоголизма и на протяжении фильма перетягивали его как канат, чтобы в конце прийти к вдохновляющему выводу: лучше верной подруги потекшую с лица — и задницы — краску все равно никто не поправит. Пусть даже эта подруга и норовит иногда столкнуть с лестницы.
Наследницы Мэделин и Хелен в «Неоновом демоне» готовы сожрать друг друга — в буквальном смысле. Сюрреалистический хоррор Николаса Виндинга Рефна о подноготной модельной индустрии с Эль Фаннинг в главной роли назвали одновременно и мизогинистской поделкой, сводящей все отношения между женщинами к нездоровой конкуренции, и блестящей феминистской притчей о том, как жертвы институционализированного абьюза в модной индустрии сами становятся абьюзерами. Как бы то ни было, предложение отдохнуть с подругами у бассейна после этого фильма будет звучит довольно угрожающе.