Ловушка для лентяев. Почему простые рецепты в инвестициях не работают
Чтобы упростить жизнь инвесторов, компании придумали десятки «ленивых портфелей». Но легкий путь часто оказывается неверным, и инвесторы теряют средства там, где рассчитывали получить легкие деньги
Человек привык все упрощать. Так комфортнее. Слишком много информации, слишком много неопределенности — обычный мозг на это не рассчитан. Исследователи поведенческих финансов и экономики давно составили перечень разнообразных поведенческих искажений (behavioral biases) и даже успели получить за это несколько Нобелевских премий. Негативные последствия таких искажений наиболее наглядны при инвестировании: частные инвесторы, движимые сменяющимися жадностью и страхом, теряют (в том числе с точки зрения упущенных возможностей) колоссальные средства каждый год.
Достаточно вспомнить собственные ощущения или реакцию знакомых в 2016 году, когда доллар резко пробил отметку в 80 рублей — под действием страха многие кинулись скупать валюту, не взирая на издержки, только чтобы потом на протяжении двух с лишним лет смотреть на укрепление рубля и подсчитывать убытки от этого решения.
Систематически зарабатывают только дисциплинированные единицы. В попытке упростить жизнь массовому инвестору специалисты индустрии управления активами придумали десятки «ленивых портфелей» (lazy portfolios), одним из примеров которого является «вечный портфель» (permanent portfolio) Гарри Брауна. Идея проста как топор: разложить по 25% средств среди четырех активов (акции, долгосрочные гособлигации, золото и денежные средства) и раз в год следить за тем, чтобы соотношение не «разбегалось». Казалось бы, чего проще? Но, увы, как и во многих других жизненных ситуациях, просто — не значит выгодно.
Охота на простака
О том, как должен выглядеть правильный инвестиционный портфель, написано множество серьезных исследований, в том числе уровня Нобелевских премий, поэтому попытки «на коленке» изобрести какие-то простые правила выглядят несколько странно (если, конечно, не учитывать корыстный интерес продавца).