Стюардессы – о плюсах и минусах своей профессии

ЛизаБизнес

Стюардесса

Специальный проект «Секреты профессии».

Текст: Махаббат Сердалина

Как устроена внутренняя кухня тех или иных профессиональных сфер? Об этом – в серии летних номеров «Лизы». Вслед за рассказом об архитекторах, телеведущих, рестораторах и блогерах в фокусе внимания – бортпроводники: как ими становятся, в каких регионах России за эту работу платят больше всего, какие необычные истории подчас происходят на борту и почему летать – это не всегда так романтично, как многим кажется? О плюсах и минусах своей профессии рассказывают стюардессы по имени Жанна Таня, Оля и Вера.

Татьяна, работала стюардессой 3 года

Таня из Волгограда. Она никогда не грезила о небе и не мечтала быть бортпроводницей. «Я отучилась на менеджера в своем родном городе, хотела устроиться работать по профессии, но найти работу по специальности не могла, – рассказывает она. – Идею попробовать себя в авиации мне подсказала мама. Дочь ее знакомой работала стюардессой. «Может, и тебе это подойдет?» – услышала я вопрос. Оказалось, что даже ехать на учебу никуда не надо. В Волгограде есть филиал Московской школы бортпроводников, врачебно-летную комиссию тоже можно пройти на месте. В общем, я решила, что это знак. И даже похудела на 11 килограммов, чтобы соответствовать требованиям».

После школы Таня почти сразу устроилась в авиакомпанию, но все оказалось не так просто. «Между рейсами предстояло проходить еще несколько обучений на другие типы самолетов. Затем пришлось лететь в Калининград, в Авиационный учебный центр имени Канта. В общем, путь в авиацию довольно тернист. Те, кто идут в профессию, думая, что для этого достаточно быть миловидной, улыбчивой и знать хотя бы один иностранный язык, быстро отсеиваются. Бортпроводник – это и про знания, и про огромную ответственность. Твоя задача – не просто радовать глаз пассажиров, а обеспечивать их безопасность в полете».

Через три года Таня ушла из профессии. «Мой молодой человек позвал меня замуж, но он из другого города, поэтому пришлось выбирать. Я быстро приняла решение и нисколько о нем не жалею. По полетам, честно говоря, не скучаю. Профессия стюардессы только кажется романтичной. На самом деле у нее, как и у всего, есть обратная сторона, которая обычно остается за кадром. Например, постоянные недосыпы, проблемы со здоровьем, которые возникают из-за нахождения на высоте. Если бы я и решила снова полететь, то только в качестве пассажира. Но сейчас у меня маленький ребенок, да и ситуация с путешествиями в мире нестабильная, поэтому пока подниматься в воздух ни в каком качестве не планирую», – говорит экс-бортпроводница.

Если верить разным форумам, где бортпроводники делятся историями из жизни, среди девушек есть немало тех, кто рвется в стюардессы только ради того, чтобы познакомиться с пилотом и выйти за него замуж. По словам Тани, такие затеи часто заканчиваются ничем. «На моей памяти ни один служебный роман с пилотом не завершился свадьбой. А вот пары бортпроводников – довольно частое явление. Еще в авиакомпании, где я работала, была семья, где и муж, и жена – пилоты, причем оба командиры. Думаю, им непросто приходится в жизни, – смеется Таня, – но они молодцы, справляются. Уже много лет вместе...»

История от Тани: «На одном из рейсов ко мне подошел молодой человек и сказал, что хочет сделать предложение своей девушке. Я сначала растерялась, спросила, при чем тут я, но он написал текст и попросил передать его пилоту. В итоге командир прочел письмо по громкой связи. Потом парень достал из рюкзака изрядно потрепанный букет цветов и коробочку с кольцом. Это было так трогательно! Все пассажиры аплодировали».

Когда Тане было страшно: «Однажды наш рейс попал в сильную турбулентность, трясло очень мощно. Ситуацию усугублял тот факт, что у нашего командира это был только второй самостоятельный рейс. Пассажиры этого, конечно, не знали. Но экипаж-то был в курсе, поэтому все чуть-чуть переживали (смеется). Пришлось сесть в запасном аэропорту. Тогда многие пассажиры отказались лететь с нами дальше – выбрали наземный транспорт».

Ольга, действующая бортпроводница

В отличие от предыдущей героини, Оля решила, что станет стюардессой, еще в 5-м классе. Окончательно в своем выборе она утвердилась в университете. «Познакомилась там с девочкой, которая так же, как и я, хотела летать. Мы тогда шутили, что не понимаем, зачем вообще поступили на свою специальность, ведь работать по ней не планируем. Но все это было на уровне шуток. Ни я, ни она не допускали мыслей о том, что бросим учебу ради авиации. После, когда я уже работала в офисе, случайно узнала о кастинге в авиакомпанию в Екатеринбурге. Решила съездить, но не особо верила, что пройду. Думала, что в случае неуспеха хотя бы по городу погуляю. Но в итоге зашла в здание аэропорта в 9 утра, а вышла из него почти в 7 вечера. Тогда я ничего толком не поняла, была в состоянии эйфории, поэтому просто села в машину и уехала домой. Только на следующее утро до меня дошло, что теперь я стюардесса. Так мечта внезапно стала реальностью».

История от Оли: «Я очень сильно удивилась, когда узнала, что инженер-авиаконструктор, который был с нами на борту, дико боится летать. Было так странно видеть, как трясутся коленки и бледнеет лицо у человека, который каждый день работает с «железными птицами» и, кажется, знает про них все. Тогда он признался, что любит самолеты, но только на земле. В полете же каждый шорох и звук вызывали у него панику. Я это увидела во всех красках. Пришлось забалтывать взрослого мужчину разговорами на отвлеченные темы, чтобы он мог абстрагироваться от своих страхов».

Чего больше всего боится Оля: «Сама я летать не боюсь и не волнуюсь, когда самолет попадает в воздушные ямы. Но вот за пассажиров переживаю сильно. Мой самый большой страх – что кому-то может стать плохо, а я не успею вовремя оказать первую помощь, или что на борту не окажется врача и жизнь человека будет полностью зависеть от действий экипажа. Да, нас всему обучали. Я и мои коллеги точно знаем, как себя вести в чрезвычайных ситуациях, но страшно все равно. А еще всегда хочется сделать полет максимально комфортным, особенно для тех, кто боится или летит первый раз».

Вера, работала стюардессой 5 лет

«Я работала в одном из пятигорских ресторанов, когда случайно узнала о том, что в Краснодаре идет набор в школу бортпроводников, – рассказывает Вера. – Подумала: «Почему бы и нет?» и позвонила. Мне сказали, что места еще есть, я собрала вещи и отправилась в этот город. За три месяца обучения заплатила 60 тысяч рублей. Для меня это была больше авантюра – я не мечтала об этой профессии. По окончании учебы все мы сами искали себе работу. Среди бортпроводников есть свой негласный рейтинг авиакомпаний, но я тогда ничего об этом не знала. Потом выяснилось, что мне очень повезло: моим первым местом работы стала одна из лучших компаний. Оказывается, многие туда подолгу не могут попасть, а я с первого раза устроилась».

Чтобы стать стюардессой, Вере пришлось пройти три этапа: ознакомительное собеседование, интервью со службой безопасности, оценку нервно-психической устойчивости. Сейчас она летает только как пассажир. По словам экс-бортпроводницы, она очень рада, что тогда, в 2013-м году, ее авантюра не просто удалась, а переросла в интереснейший опыт работы в профессии, о которой многие мечтают. Однако возвращаться в авиацию Вера не собирается. Говорит, что, несмотря на все плюсы, отсутствие нормированного графика негативно влияет на здоровье и личную жизнь».

История от Веры: «Бывает, что во время длительных перелетов некоторым парочкам не сидится на месте, и они закрываются в кабинке, а иные и вовсе ублажают друга друга под покрывалом прямо на своих местах. Лично я за время своей работы таких ребят не ловила, но мои коллеги иногда сталкивались с людьми, которые решили оформить себе членство в так называемом «Клубе десятитысячников». В него «вступают» те, кто умудрился заняться сексом в самолете. В таких ситуациях обычно ничего не остается, кроме как попросить людей прекратить это делать (смеется)».

Плюсы профессии

Возможность путешествовать

Иногда отдых между рейсами – 3–4 дня, можно прогуляться по Сингапуру, Нью-Йорку, Токио и другим городам.

Новые знакомства

Экипаж меняется с каждым рейсом.

Достойная зарплата

Варьируется от 40 до 150 тыс. рублей, зависит от опыта, часов налета и условий авиакомпании. Самые большие зарплаты – в Алтайском крае. Раньше бортпроводники имели процент с продаж в полете, но сейчас такое уже не практикуется. В месяц бортпроводник должен налетать минимум 80 часов. Полеты на международных рейсах оцениваются дороже.

Социальные привилегии

Например, отпуск у стюардесс – 72 дня в году, а выход на пенсию – в 45 лет.

Красивая форма

Но есть и минусы

Ненормированный график, сбитый режим и как следствие – проблемы со здоровьем

Где этому учат

Авиационный учебный центр им. Канта

Обучение в Калининграде – 2,5 месяца. Для поступления нужно сдать тесты на знание английского и пройти врачебно-летную экспертную комиссию. Выпускникам выдается пакет документов для трудоустройства в «Аэрофлоте», «Трансаэро», «S7», «Глобусе» и «ЮТэйр» (с этими а/к в центре заключены договоры о сотрудничестве).

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Обучение – 4 года. Вступительные экзамены: математика, русский язык, обществознание. Будущим бортпроводникам нужно подавать документы на профиль «Сервис на транспорте».

Национальный исследовательский университет Московский авиационный институт (МАИ)

Обучение – 4 года. Экзамены: математика, английский, обществознание (история). Специальность: «Сервис транспортных средств». Есть как очная, так и заочная формы обучения.

Проф. колледж «Московия»

Обучение – 2 года 10 месяцев после 9 класса; 1 год 10 месяцев после 11-го. Специальность: «Сервис на транспорте». На это направление обычно выделяют много бюджетных мест – около 150.

Профессиональные курсы

Среди самых известных – Школа бортпроводников (есть в разных городах, стоимость от 45 до 60 тыс. рублей, длительность – 2–3 месяца, по окончании – 30-часовая стажировка-практика в авиакомпании), Учебно-тренировочный центр «Внуково» (2-месячный курс, найти работу выпускникам не помогают) и Авиационная школа «Аэрофлот» (1,5-месячный курс, стоимость – 45 тыс. рублей; если по окончании планируешь работать в «Аэрофлоте», то стоимость обучения частично вычитается из зарплаты).


Вера Неверова, Татьяна Попова, экс-бортпроводницы

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; личный архив

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
«Русское поле» отдаст курицу на аутсорс «Русское поле» отдаст курицу на аутсорс

Откармливать птицу для компании будут фермеры

Агроинвестор
Вечная молодость: сохранить здоровье и красоту проще, чем кажется Вечная молодость: сохранить здоровье и красоту проще, чем кажется

Как современные технологии помогут нам сохранить здоровье?

Psychologies
Mitsubishi Eclipse Cross. Не изменяя принципам Mitsubishi Eclipse Cross. Не изменяя принципам

Внешний вид Mitsubishi Eclipse Cross стал ещё круче и интереснее

4x4 Club
Арaбская ночь Арaбская ночь

10 секретов красоты от восточных женщин

Лиза
Как узнать психопата: советы женщины, которая вышла за такого человека замуж Как узнать психопата: советы женщины, которая вышла за такого человека замуж

Кого вы представляете, услышав слово «психопат»?

Cosmopolitan
7 ретрофотографий очень странных механизмов 7 ретрофотографий очень странных механизмов

Изображения очень странных штук, которых не должно было быть в нашем мире

Maxim
Высокие технологии в образовании: хайп или необходимость Высокие технологии в образовании: хайп или необходимость

Какие технологии действительно востребованы в образовательной среде?

Популярная механика
От лаборатории до ралли-рейда: как готовят моторное масло для гоночных грузовиков От лаборатории до ралли-рейда: как готовят моторное масло для гоночных грузовиков

«МАЗ-СПОРТавто» прошла путь от дебютанта ралли до призёров гонок мирового уровня

Популярная механика
«Воскресная тревога»: почему мы нервничаем перед началом новой рабочей недели «Воскресная тревога»: почему мы нервничаем перед началом новой рабочей недели

Разве вы хотите начинать новую неделю в тревожно-тоскливом настроении?

Psychologies
Академик Кирилл Боянов: «Первый болгарский компьютер мы проектировали без помощи СССР» Академик Кирилл Боянов: «Первый болгарский компьютер мы проектировали без помощи СССР»

Кирилл Боянов: о важнейших направлениях развития IT в Болгарии, начиная с 1960-х

Популярная механика
Провокации звезды: самые пикантные фото Ольги Бузовой в бикини и без лифчика Провокации звезды: самые пикантные фото Ольги Бузовой в бикини и без лифчика

Самые провокационные купальники Ольги Бузовой – в этом материале

Cosmopolitan
Горькая правда: чем отличается эль от пива Горькая правда: чем отличается эль от пива

Боремся с пивными мифами

Playboy
«Король-солнце»: блеск и затмение абсолютизма «Король-солнце»: блеск и затмение абсолютизма

Людовик XIV превратил Францию в супердержаву, но страна стала клониться к упадку

Дилетант
Сошла с орбиты эпоха. Что для Российского сегмента МКС значил модуль «Пирс» Сошла с орбиты эпоха. Что для Российского сегмента МКС значил модуль «Пирс»

Чем был важен для России жилой объект «Пирс»

Популярная механика
Сывороточный белок превратили в термостойкий пенопласт Сывороточный белок превратили в термостойкий пенопласт

Ученые разработали материал, выдерживающий нагрев до 180 градусов Цельсия

N+1
Марина Зудина: «Жить прошлым — не мой путь» Марина Зудина: «Жить прошлым — не мой путь»

Марина Зудина разобралась в себе и живет будущим

Коллекция. Караван историй
Как Азербайджан превращает Карабах в «инфраструктурную витрину» Как Азербайджан превращает Карабах в «инфраструктурную витрину»

Репортаж с территорий, перешедших азербайджанцам после войны с армянами

Эксперт
Оригинал или подделка? Как разобраться в сумках Louis Vuitton Оригинал или подделка? Как разобраться в сумках Louis Vuitton

Как отличить подделку от оригинала Louis Vuitton?

Cosmopolitan
Тиран или тоже жертва? Какую роль в заточении Спирс играет ее младшая сестра Тиран или тоже жертва? Какую роль в заточении Спирс играет ее младшая сестра

Почему сестра Бритни Спирс молчала все эти годы?

Cosmopolitan
Бегом в отпуск! Бегом в отпуск!

Какую обувь надеть в самолет и на экскурсию, и что опасного в сланцах?

Лиза
Хотите поговорить о Боге? 8 необычных сериалов о религии Хотите поговорить о Боге? 8 необычных сериалов о религии

Необычные сериалы о религии

Cosmopolitan
Запускал стартапы, чтобы побороть тревожность: история Питера Левелса, который поставил цель сделать 12 сервисов за год Запускал стартапы, чтобы побороть тревожность: история Питера Левелса, который поставил цель сделать 12 сервисов за год

Кто такой Питер Левелс и как он запустил 12 стартапов?

VC.RU
Акционеры хотят оплаты медуслуг Акционеры хотят оплаты медуслуг

Европейский медицинский центр объявил о скором выходе на IPO

Эксперт
Страна Макландия Страна Макландия

Как Миклухо-Маклай пытался переселить русских крестьян на Новую Гвинею

Weekend
Поправки с риском Поправки с риском

Изменения в закон об агростраховании лишат господдержки растениеводов

Агроинвестор
Мысли о смерти, проблемы с зачатием: что не так с главным средством от прыщей Мысли о смерти, проблемы с зачатием: что не так с главным средством от прыщей

Акне — болезнь, серьезность которой недооценивают

Cosmopolitan
Дмитрий Светозаров. Рукописи не горят Дмитрий Светозаров. Рукописи не горят

Режиссер Дмитрий Светозаров открыл многих современных кинозвезд

Коллекция. Караван историй
Углеродные нанотрубки и лактатоксидаза помогли получить электричество из спящих людей Углеродные нанотрубки и лактатоксидаза помогли получить электричество из спящих людей

Устройство, способное получать электроэнергию из человеческого тела во время сна

N+1
Лавовые купола: насколько они опасны? Лавовые купола: насколько они опасны?

Развитие лавовых куполов — процесс, связанный с изменением вязкости магмы

Наука и жизнь
Открыть в приложении