Стюардессы – о плюсах и минусах своей профессии

ЛизаБизнес

Стюардесса

Специальный проект «Секреты профессии».

Текст: Махаббат Сердалина

Как устроена внутренняя кухня тех или иных профессиональных сфер? Об этом – в серии летних номеров «Лизы». Вслед за рассказом об архитекторах, телеведущих, рестораторах и блогерах в фокусе внимания – бортпроводники: как ими становятся, в каких регионах России за эту работу платят больше всего, какие необычные истории подчас происходят на борту и почему летать – это не всегда так романтично, как многим кажется? О плюсах и минусах своей профессии рассказывают стюардессы по имени Жанна Таня, Оля и Вера.

Татьяна, работала стюардессой 3 года

Таня из Волгограда. Она никогда не грезила о небе и не мечтала быть бортпроводницей. «Я отучилась на менеджера в своем родном городе, хотела устроиться работать по профессии, но найти работу по специальности не могла, – рассказывает она. – Идею попробовать себя в авиации мне подсказала мама. Дочь ее знакомой работала стюардессой. «Может, и тебе это подойдет?» – услышала я вопрос. Оказалось, что даже ехать на учебу никуда не надо. В Волгограде есть филиал Московской школы бортпроводников, врачебно-летную комиссию тоже можно пройти на месте. В общем, я решила, что это знак. И даже похудела на 11 килограммов, чтобы соответствовать требованиям».

После школы Таня почти сразу устроилась в авиакомпанию, но все оказалось не так просто. «Между рейсами предстояло проходить еще несколько обучений на другие типы самолетов. Затем пришлось лететь в Калининград, в Авиационный учебный центр имени Канта. В общем, путь в авиацию довольно тернист. Те, кто идут в профессию, думая, что для этого достаточно быть миловидной, улыбчивой и знать хотя бы один иностранный язык, быстро отсеиваются. Бортпроводник – это и про знания, и про огромную ответственность. Твоя задача – не просто радовать глаз пассажиров, а обеспечивать их безопасность в полете».

Через три года Таня ушла из профессии. «Мой молодой человек позвал меня замуж, но он из другого города, поэтому пришлось выбирать. Я быстро приняла решение и нисколько о нем не жалею. По полетам, честно говоря, не скучаю. Профессия стюардессы только кажется романтичной. На самом деле у нее, как и у всего, есть обратная сторона, которая обычно остается за кадром. Например, постоянные недосыпы, проблемы со здоровьем, которые возникают из-за нахождения на высоте. Если бы я и решила снова полететь, то только в качестве пассажира. Но сейчас у меня маленький ребенок, да и ситуация с путешествиями в мире нестабильная, поэтому пока подниматься в воздух ни в каком качестве не планирую», – говорит экс-бортпроводница.

Если верить разным форумам, где бортпроводники делятся историями из жизни, среди девушек есть немало тех, кто рвется в стюардессы только ради того, чтобы познакомиться с пилотом и выйти за него замуж. По словам Тани, такие затеи часто заканчиваются ничем. «На моей памяти ни один служебный роман с пилотом не завершился свадьбой. А вот пары бортпроводников – довольно частое явление. Еще в авиакомпании, где я работала, была семья, где и муж, и жена – пилоты, причем оба командиры. Думаю, им непросто приходится в жизни, – смеется Таня, – но они молодцы, справляются. Уже много лет вместе...»

История от Тани: «На одном из рейсов ко мне подошел молодой человек и сказал, что хочет сделать предложение своей девушке. Я сначала растерялась, спросила, при чем тут я, но он написал текст и попросил передать его пилоту. В итоге командир прочел письмо по громкой связи. Потом парень достал из рюкзака изрядно потрепанный букет цветов и коробочку с кольцом. Это было так трогательно! Все пассажиры аплодировали».

Когда Тане было страшно: «Однажды наш рейс попал в сильную турбулентность, трясло очень мощно. Ситуацию усугублял тот факт, что у нашего командира это был только второй самостоятельный рейс. Пассажиры этого, конечно, не знали. Но экипаж-то был в курсе, поэтому все чуть-чуть переживали (смеется). Пришлось сесть в запасном аэропорту. Тогда многие пассажиры отказались лететь с нами дальше – выбрали наземный транспорт».

Ольга, действующая бортпроводница

В отличие от предыдущей героини, Оля решила, что станет стюардессой, еще в 5-м классе. Окончательно в своем выборе она утвердилась в университете. «Познакомилась там с девочкой, которая так же, как и я, хотела летать. Мы тогда шутили, что не понимаем, зачем вообще поступили на свою специальность, ведь работать по ней не планируем. Но все это было на уровне шуток. Ни я, ни она не допускали мыслей о том, что бросим учебу ради авиации. После, когда я уже работала в офисе, случайно узнала о кастинге в авиакомпанию в Екатеринбурге. Решила съездить, но не особо верила, что пройду. Думала, что в случае неуспеха хотя бы по городу погуляю. Но в итоге зашла в здание аэропорта в 9 утра, а вышла из него почти в 7 вечера. Тогда я ничего толком не поняла, была в состоянии эйфории, поэтому просто села в машину и уехала домой. Только на следующее утро до меня дошло, что теперь я стюардесса. Так мечта внезапно стала реальностью».

История от Оли: «Я очень сильно удивилась, когда узнала, что инженер-авиаконструктор, который был с нами на борту, дико боится летать. Было так странно видеть, как трясутся коленки и бледнеет лицо у человека, который каждый день работает с «железными птицами» и, кажется, знает про них все. Тогда он признался, что любит самолеты, но только на земле. В полете же каждый шорох и звук вызывали у него панику. Я это увидела во всех красках. Пришлось забалтывать взрослого мужчину разговорами на отвлеченные темы, чтобы он мог абстрагироваться от своих страхов».

Чего больше всего боится Оля: «Сама я летать не боюсь и не волнуюсь, когда самолет попадает в воздушные ямы. Но вот за пассажиров переживаю сильно. Мой самый большой страх – что кому-то может стать плохо, а я не успею вовремя оказать первую помощь, или что на борту не окажется врача и жизнь человека будет полностью зависеть от действий экипажа. Да, нас всему обучали. Я и мои коллеги точно знаем, как себя вести в чрезвычайных ситуациях, но страшно все равно. А еще всегда хочется сделать полет максимально комфортным, особенно для тех, кто боится или летит первый раз».

Вера, работала стюардессой 5 лет

«Я работала в одном из пятигорских ресторанов, когда случайно узнала о том, что в Краснодаре идет набор в школу бортпроводников, – рассказывает Вера. – Подумала: «Почему бы и нет?» и позвонила. Мне сказали, что места еще есть, я собрала вещи и отправилась в этот город. За три месяца обучения заплатила 60 тысяч рублей. Для меня это была больше авантюра – я не мечтала об этой профессии. По окончании учебы все мы сами искали себе работу. Среди бортпроводников есть свой негласный рейтинг авиакомпаний, но я тогда ничего об этом не знала. Потом выяснилось, что мне очень повезло: моим первым местом работы стала одна из лучших компаний. Оказывается, многие туда подолгу не могут попасть, а я с первого раза устроилась».

Чтобы стать стюардессой, Вере пришлось пройти три этапа: ознакомительное собеседование, интервью со службой безопасности, оценку нервно-психической устойчивости. Сейчас она летает только как пассажир. По словам экс-бортпроводницы, она очень рада, что тогда, в 2013-м году, ее авантюра не просто удалась, а переросла в интереснейший опыт работы в профессии, о которой многие мечтают. Однако возвращаться в авиацию Вера не собирается. Говорит, что, несмотря на все плюсы, отсутствие нормированного графика негативно влияет на здоровье и личную жизнь».

История от Веры: «Бывает, что во время длительных перелетов некоторым парочкам не сидится на месте, и они закрываются в кабинке, а иные и вовсе ублажают друга друга под покрывалом прямо на своих местах. Лично я за время своей работы таких ребят не ловила, но мои коллеги иногда сталкивались с людьми, которые решили оформить себе членство в так называемом «Клубе десятитысячников». В него «вступают» те, кто умудрился заняться сексом в самолете. В таких ситуациях обычно ничего не остается, кроме как попросить людей прекратить это делать (смеется)».

Плюсы профессии

Возможность путешествовать

Иногда отдых между рейсами – 3–4 дня, можно прогуляться по Сингапуру, Нью-Йорку, Токио и другим городам.

Новые знакомства

Экипаж меняется с каждым рейсом.

Достойная зарплата

Варьируется от 40 до 150 тыс. рублей, зависит от опыта, часов налета и условий авиакомпании. Самые большие зарплаты – в Алтайском крае. Раньше бортпроводники имели процент с продаж в полете, но сейчас такое уже не практикуется. В месяц бортпроводник должен налетать минимум 80 часов. Полеты на международных рейсах оцениваются дороже.

Социальные привилегии

Например, отпуск у стюардесс – 72 дня в году, а выход на пенсию – в 45 лет.

Красивая форма

Но есть и минусы

Ненормированный график, сбитый режим и как следствие – проблемы со здоровьем

Где этому учат

Авиационный учебный центр им. Канта

Обучение в Калининграде – 2,5 месяца. Для поступления нужно сдать тесты на знание английского и пройти врачебно-летную экспертную комиссию. Выпускникам выдается пакет документов для трудоустройства в «Аэрофлоте», «Трансаэро», «S7», «Глобусе» и «ЮТэйр» (с этими а/к в центре заключены договоры о сотрудничестве).

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Обучение – 4 года. Вступительные экзамены: математика, русский язык, обществознание. Будущим бортпроводникам нужно подавать документы на профиль «Сервис на транспорте».

Национальный исследовательский университет Московский авиационный институт (МАИ)

Обучение – 4 года. Экзамены: математика, английский, обществознание (история). Специальность: «Сервис транспортных средств». Есть как очная, так и заочная формы обучения.

Проф. колледж «Московия»

Обучение – 2 года 10 месяцев после 9 класса; 1 год 10 месяцев после 11-го. Специальность: «Сервис на транспорте». На это направление обычно выделяют много бюджетных мест – около 150.

Профессиональные курсы

Среди самых известных – Школа бортпроводников (есть в разных городах, стоимость от 45 до 60 тыс. рублей, длительность – 2–3 месяца, по окончании – 30-часовая стажировка-практика в авиакомпании), Учебно-тренировочный центр «Внуково» (2-месячный курс, найти работу выпускникам не помогают) и Авиационная школа «Аэрофлот» (1,5-месячный курс, стоимость – 45 тыс. рублей; если по окончании планируешь работать в «Аэрофлоте», то стоимость обучения частично вычитается из зарплаты).


Вера Неверова, Татьяна Попова, экс-бортпроводницы

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; личный архив

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Проблема – налицо Проблема – налицо

Усталость или признаки развивающихся заболеваний?

Лиза
Барбара Брыльска: «Я живу, хотя моя жизнь оборвалась вместе с жизнью дочери...» Барбара Брыльска: «Я живу, хотя моя жизнь оборвалась вместе с жизнью дочери...»

Барбара Брыльска всю жизнь гонялась за счастьем и любовью

Коллекция. Караван историй
Какое-то волшебство! Какое-то волшебство!

Наши героини не верили в силу гаданий, но желания загадали, и они исполнились

Лиза
Женские имена русского авангарда, которые надо знать Женские имена русского авангарда, которые надо знать

Пять художниц, сделавших фонд отечественного футуризма известным на весь мир

GQ
Школа женского здоровья Школа женского здоровья

6 правил, которые помогут тебе чувствовать себя по утрам бодрой и отдохнувшей

Cosmopolitan
Потеря ребенка и борьба с зависимостью: личные драмы певицы МакSим Потеря ребенка и борьба с зависимостью: личные драмы певицы МакSим

МакSим часто вдохновляется личным опытом, ей пришлось пережить немало трудностей

Cosmopolitan
5 историй об обходе санкций: западные компьютеры в СССР 5 историй об обходе санкций: западные компьютеры в СССР

Пять историй об американских и британских компьютерах в СССР

Популярная механика
Сделай не сам: как упростить работу с самозанятыми Сделай не сам: как упростить работу с самозанятыми

Расширяется бизнес, наступил сезонный спрос на рынке, наличных сил не хватает?

Forbes
Наездники: монстры, удивившие Дарвина Наездники: монстры, удивившие Дарвина

Паразиты, которые делают из своих хозяев зомби — наездники

Вокруг света
4 важных правила этикета современного секса, которые должен соблюдать каждый 4 важных правила этикета современного секса, которые должен соблюдать каждый

Прогресс затронул не только технику, но и интим

Playboy
На фоне Серова На фоне Серова

Анна Толстова о Николае Фешине

Weekend
Пока все дома Пока все дома

Новобранцы Дома Fendi: приглашенный «варяг» Ким Джонс и Дельфина Делеттре

Vogue
Чистые помыслы: как выбрать средство для умывания на лето Чистые помыслы: как выбрать средство для умывания на лето

Подбираем оптимальную текстуру для ежедневного ритуала умывания

Esquire
Куда ты, «Наука»? Почему российский модуль пытался улететь с МКС Куда ты, «Наука»? Почему российский модуль пытался улететь с МКС

Разбираемся, что случилось с модулем «Наука» после стыковки с МКС

N+1
Академик Кирилл Боянов: «Первый болгарский компьютер мы проектировали без помощи СССР» Академик Кирилл Боянов: «Первый болгарский компьютер мы проектировали без помощи СССР»

Кирилл Боянов: о важнейших направлениях развития IT в Болгарии, начиная с 1960-х

Популярная механика
Пищухи поели ячьего помета и снизили уровень метаболизма ради выживания в зимнем Тибете Пищухи поели ячьего помета и снизили уровень метаболизма ради выживания в зимнем Тибете

При этом они не делают запасов корма и не впадают в спячку

N+1
Как цифровая наружная реклама собирает информацию о прохожих. И при чем тут закон о персональных данных Как цифровая наружная реклама собирает информацию о прохожих. И при чем тут закон о персональных данных

Эксперт: как собирать информацию о клиентах, не нарушая их границы

СНОБ
Музейный образец возрастом более 90 лет подтвердил видовой статус вымершей голубянки Ксеркса Музейный образец возрастом более 90 лет подтвердил видовой статус вымершей голубянки Ксеркса

Энтомологи подтвердили, что голубянка Ксеркса была отдельным видом

N+1
Deep Food Tech: как будет выглядеть еда будущего и что для ее разработки делают в настоящем Deep Food Tech: как будет выглядеть еда будущего и что для ее разработки делают в настоящем

Что из себя представляет пищевая промышленность будущего?

Популярная механика
Три причины, по которым вас не слушают. Как выступать, чтобы никто не скучал Три причины, по которым вас не слушают. Как выступать, чтобы никто не скучал

Как быть услышанным в XXI веке?

СНОБ
Карина Оганджанян: Сегодня креатив может менять мир Карина Оганджанян: Сегодня креатив может менять мир

Карина Оганджанян — о российском почерке рекламы и о том, как креатив меняет мир

СНОБ
Пионеры поколения Z. Актеры сериала «Пищеблок» — о конфликте поколений, 80-х и сверстниках Пионеры поколения Z. Актеры сериала «Пищеблок» — о конфликте поколений, 80-х и сверстниках

Актеры «Пищеблока» — о времени, свободе, конфликте поколений и поиске себя

СНОБ
«Король-солнце»: блеск и затмение абсолютизма «Король-солнце»: блеск и затмение абсолютизма

Людовик XIV превратил Францию в супердержаву, но страна стала клониться к упадку

Дилетант
9 игр из нашего прошлого, которым можно научить детей и внуков 9 игр из нашего прошлого, которым можно научить детей и внуков

Игры для детей на любой вкус, возраст и уровень активности

Psychologies
Сила мыслей. Как заменить вредные убеждения на полезные? Сила мыслей. Как заменить вредные убеждения на полезные?

Дневник ABC — для борьбы с негативными мыслями и установками

Reminder
Мигрирующий дупель поднялся на высоту 8700 метров Мигрирующий дупель поднялся на высоту 8700 метров

Днем кулики дупели летят на несколько тысяч километров выше, чем ночью

N+1
Все, что нужно знать о гибридных машинах: типы, нюансы, характеристики Все, что нужно знать о гибридных машинах: типы, нюансы, характеристики

Как и зачем совмещают электричество и двигатели внутреннего сгорания

РБК
Премиальные офисы: потребности клиента в новой реальности Премиальные офисы: потребности клиента в новой реальности

Рынок офисной недвижимости за минувший год доказал свою устойчивость

Forbes
Как Миддлтон, Маркл, Диана и другие монархи познакомились с будущими мужьями Как Миддлтон, Маркл, Диана и другие монархи познакомились с будущими мужьями

Любовные истории членов монаршей семьи похожи на сюжеты романтических фильмов

Cosmopolitan
Технологии прошлого, которые могут вернуться в нашу жизнь Технологии прошлого, которые могут вернуться в нашу жизнь

Устаревшие технологии, которые вернулись в нашу жизнь

Maxim
Открыть в приложении